* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {font-family: 'Calibri';} .Strong {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;} .No Spacing {font-family: 'Calibri';} .apple-converted-space {font-family: 'Times New Roman';} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Урок музыки №22 . 7 класс.

Учитель высшей квалификационной категории Сытина Юлия Владимировна. МОАУ «Лицей №5» гренбурга.

Тема урока: Различные формы построения музыки. Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»

Цель урока: формирование у обучающихся умений слышать контрастные образы и определять двухчастность на примере вокального произведения Глинки.

Задачи урока:

Повторить, восполнить теоретические знания о Глинке, его вокальном творчестве

,

Узнать историю создания знаменитого романса, посмотреть слайды с видами Венеции

Понять форму музыки и её единство с содержанием

Выяснить значения слов текста и музыкальных терминов

Послушать исполнение романса

Разучить

и спеть романс хором

По

слушать и

спеть

романс «Жаворонок»

Планируемые результаты:

предметные:определять двухчастность формы и слышать контрастность в музыке, расширить понятийный запас музыкальных терминов, закрепить вокально-хоровые навыки, продолжить освоение сольфеджио, как навык пения по нотам, обогатить словарный запас и музыковедческий опыт.

метапредметные:умение аргументировать свое предложение, мнение.

личностные: формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы обучения: словесные; наблюдение; демонстрационный; частично-поисковый; проблемно-развивающего обучения; коррекционного обучения.

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор.

Межпредметные связи: история, литература, ИЗО.

Видео-сюжет о Глинке и его путешествии за границу.

Хиль поёт «Венецианскую ночь», время 2.11

https://yandex.ru/video/search?text=видео%20ноты%20венецианской%20ночи&path=wizard&noreask=1&filmId=6264592098798881081

Нина Дорлиак – видео с нотным текстом время - 2.23

https://yandex.ru/video/search?text=видео%20ноты%20венецианской%20ночи&path=wizard&noreask=1&filmId=6264592098798881081

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание

Прощание на итальянском языке!

Приветствие. Создание атмосферы события и важности урока в связи с присутствием взрослых и почётных гостей. «Давайте создадим доброжелательную и творческую атмосферу. Проявите себя в разумных ответах, вдумчивом слушании и выразительном исполнении-музицировании!!!»

«Будьте особенно внимательны, на протяжении урока перед вашими взорами будут появляться и исчезать ноты, которые необходимо запоминать, а лучше – записывать. В конце урока в связи с этим вас ждёт музыкальный сюрприз!»

Вспомним, о чем говорили и какую музыку слушали в прошлый раз?

А сегодня оглянемся назад, чтобы ещё раз прикоснуться к творчеству великого Глинки, последователями которого являются нынешние композиторы. Известно ли вам, что романсы поют и даже сочиняют и сегодня!!

Объявление темы урока (слайд 1) и вопросы урока, настрой на просмотр видео-сюжета.

Теперь выступят наши музыковеды

Просмотр презентации о романсе «Венецианская ночь»

Давайте прочтём стихотворение Ивана Козлова. (слайд)

Стихотворение Байрона (английского поэта-романтика) переведен на русский язык слепым поэтом, другом Пушкина, Иваном Козловым, а исполнила романс в Тригорском Анна Петровна Керн. Это одно из лучших стихотворений Ивана Ивановича Козлова. Незаурядная личность. Жуковский, друг поэта так его характеризует: «Несчастье сделало его поэтом, и годы страданий были самыми деятельными годами ума его. Знавши прежде совершенно французский и итальянский язык, он уже на одре болезни, лишенный зрения, выучился по-английски и по-немецки. Он знал наизусть всего Байрона, все поэмы Вальтера Скотта, лучшие места из Шекспира…».  Пушкин  в 1825 году посвятил Козлову стихотворение

Обратимся к музыке композитора.

Темп (слайд) – средний по шагу, очень нежный оттенок звучания.

Мерное ритмическое покачивание, «Всплески волн» в аккомпанементе

(Показ аккомпанемента). И лёгкая, словно воздушная мелодическая линия выразительно оттеняет поэтическое ощущение природы

(Показ мелодии 1 напева.

Показ мелодии 2 напева).

Какую же форму взял Глинка для своего романса? РОНДО, ВАРИАЦИИ, ДВУХЧАСТНУЮ…?

Я очень радато вы верно услышали музыкальное построение произведения. Оно действительно построено в двухчастной форме. Композитор опирался на типичные черты этого песенного жанра. Как истинный музыкант, Глинка вводит в звучание "венецианской ночи" небольшой контраст в первом куплете четырём первым строкам соответствует один напев, а четырём другим - совсем другой.

И теперь мы с вами послушаем полностью в профессиональном исполнении одно из знаменитых произведений М.И. Глинки на стихи И.Ф. Козлова (прослушивание романса «Венецианская ночь» видео)

Музыка полна светлого безмятежного чувства; она пленяет классической ясностью и целомудрием.

Ребята, вы услышали много новых слов, разберёмся с их значением:

(спрашиваю фронтально)

Теперь вместе споём романс.

Вывод – двухчастная форма позволяет ввести контраст (без которого музыка порой скучна и однообразна), оттенить и углубить смысл музыкальный и поэтический

Теперь проверка на внимательность! Назовите все промелькнувшие ноты!

(Играю их на пианино.) Кто узнаёт мелодию? Это тоже романс Глинки!...

И обещанный сюрприз! У нас в гостях известная пианистка нашего лицея Ирина Леденёва!!! Мы исполним вам романс «Жаворонок». Можно подпевать! (слайд)

Что узнали сегодня на уроке? Какие эмоции испытали? Была ли у нас сегодня Весна Зимой?

Прочитать стихотворение Пушкина «Я здесь, Инезилья!» и петь романс «Венецианская ночь», художники могуть нарисовать иллюстрацию к романсу.

Скажем друг другу «Спасибо» и «До свидания» по-итальянски!

Грацие! Аривидерчи!

Ответное приветствие.

О современных композиторах, многие из которых продолжают традиции русской музыки

Заинтересованный просмотр видео-сюжета о Глинке и его путешествии за границу

Выход нескольких обучающихся с сообщениями

Анализ полученной информации, запись тезисов в тетрадь.

Читают. Слушают.

Венецианская ночь

[Фантазия]

[П. А. Плетневу]

Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой;

Тихо Брента протекала,

Серебримая луной;

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.

Свод лазурный, томный ропот

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

Упоенья аромата

И цветов и свежих трав,

И вдали напев Торквата

Гармонических октав -

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.

Учатся наблюдать за развитием музыкальных тем, сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций.

Ответы. Двухчастная. Куплетная. В каждом куплете 2 напева – мажорный и минорный с возвратом в мажор

Определение состояния душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.

Учатся раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа (в устном ответе)

Прелестная радость, красота окружающего мира, дыхание весны, нежная воздушная ткань (фактура), весенний ветер, весенняя ночь…

1 Брента — река возле итальянского города Венеция. 
2 Младость — устаревшее слово. То же, что молодость. 
3 Гондола — традиционная венецианская гребная лодка. 
4 Баркарола — баркарола - отсловоbarce - "лодка", означает песню гребца или гондольера, народная песня венецианских гондольеров (гребцов на гондолах). Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8, напоминая плавное покачивание на волнах. ( показ репродукции картин о Венеции),

5 Торквато Тассо - итальянский поэт, прозаик, драматург  XVI века, автор поэмы «Освобождённый Иерусалим»

6 Померанец- вечнозелёное древесное растение, вид рода Цитрус (Citrus) семейства Рутовые (Rutaceae). Вероятно, является гибридом мандарина (Citrusreticulata) и помело (Citrusmaxima)

7 Мирт-Род вечнозелёных древесных растений с белыми пушистыми цветками

Исполнение хором.

Называют ноты.

«Жаворонок»

Грацие! Аривидерчи!