* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
.List Paragraph {font-family: 'Calibri';}
.Strong {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;}
.No Spacing {font-family: 'Calibri';}
.apple-converted-space {font-family: 'Times New Roman';}
.Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}
Урок музыки №22 . 7 класс.
Учитель высшей квалификационной категории Сытина Юлия Владимировна. МОАУ «Лицей №5» г.Оренбурга.
Тема урока: Различные формы построения музыки. Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»
Цель урока: формирование у обучающихся умений слышать контрастные образы и определять двухчастность на примере вокального произведения Глинки.
Задачи урока:
Повторить, восполнить теоретические знания о Глинке, его вокальном творчестве
,
Узнать историю создания знаменитого романса, посмотреть слайды с видами Венеции
Понять форму музыки и её единство с содержанием
Выяснить значения слов текста и музыкальных терминов
Послушать исполнение романса
Разучить
и спеть романс хором
По
слушать и
спеть
романс «Жаворонок»
Планируемые результаты:
предметные:определять двухчастность формы и слышать контрастность в музыке, расширить понятийный запас музыкальных терминов, закрепить вокально-хоровые навыки, продолжить освоение сольфеджио, как навык пения по нотам, обогатить словарный запас и музыковедческий опыт.
метапредметные:умение аргументировать свое предложение, мнение.
личностные: формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы обучения: словесные; наблюдение; демонстрационный; частично-поисковый; проблемно-развивающего обучения; коррекционного обучения.
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор.
Межпредметные связи: история, литература, ИЗО.
Видео-сюжет о Глинке и его путешествии за границу.
Хиль поёт «Венецианскую ночь», время 2.11
https://yandex.ru/video/search?text=видео%20ноты%20венецианской%20ночи&path=wizard&noreask=1&filmId=6264592098798881081
Нина Дорлиак – видео с нотным текстом время - 2.23
https://yandex.ru/video/search?text=видео%20ноты%20венецианской%20ночи&path=wizard&noreask=1&filmId=6264592098798881081
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Домашнее задание
Прощание на итальянском языке!
Приветствие. Создание атмосферы события и важности урока в связи с присутствием взрослых и почётных гостей. «Давайте создадим доброжелательную и творческую атмосферу. Проявите себя в разумных ответах, вдумчивом слушании и выразительном исполнении-музицировании!!!»
«Будьте особенно внимательны, на протяжении урока перед вашими взорами будут появляться и исчезать ноты, которые необходимо запоминать, а лучше – записывать. В конце урока в связи с этим вас ждёт музыкальный сюрприз!»
Вспомним, о чем говорили и какую музыку слушали в прошлый раз?
А сегодня оглянемся назад, чтобы ещё раз прикоснуться к творчеству великого Глинки, последователями которого являются нынешние композиторы. Известно ли вам, что романсы поют и даже сочиняют и сегодня!!
Объявление темы урока (слайд 1) и вопросы урока, настрой на просмотр видео-сюжета.
Теперь выступят наши музыковеды…
Просмотр презентации о романсе «Венецианская ночь»
Давайте прочтём стихотворение Ивана Козлова. (слайд)
Стихотворение Байрона (английского поэта-романтика) переведен на русский язык слепым поэтом, другом Пушкина, Иваном Козловым, а исполнила романс в Тригорском Анна Петровна Керн. Это одно из лучших стихотворений Ивана Ивановича Козлова. Незаурядная личность. Жуковский, друг поэта так его характеризует: «Несчастье сделало его поэтом, и годы страданий были самыми деятельными годами ума его. Знавши прежде совершенно французский и итальянский язык, он уже на одре болезни, лишенный зрения, выучился по-английски и по-немецки. Он знал наизусть всего Байрона, все поэмы Вальтера Скотта, лучшие места из Шекспира…». Пушкин в 1825 году посвятил Козлову стихотворение
Обратимся к музыке композитора.
Темп (слайд) – средний по шагу, очень нежный оттенок звучания.
Мерное ритмическое покачивание, «Всплески волн» в аккомпанементе
(Показ аккомпанемента). И лёгкая, словно воздушная мелодическая линия выразительно оттеняет поэтическое ощущение природы
(Показ мелодии 1 напева.
Показ мелодии 2 напева).
Какую же форму взял Глинка для своего романса? РОНДО, ВАРИАЦИИ, ДВУХЧАСТНУЮ…?
Я очень рада,что вы верно услышали музыкальное построение произведения. Оно действительно построено в двухчастной форме. Композитор опирался на типичные черты этого песенного жанра. Как истинный музыкант, Глинка вводит в звучание "венецианской ночи" небольшой контраст в первом куплете четырём первым строкам соответствует один напев, а четырём другим - совсем другой.
И теперь мы с вами послушаем полностью в профессиональном исполнении одно из знаменитых произведений М.И. Глинки на стихи И.Ф. Козлова (прослушивание романса «Венецианская ночь» видео)
Музыка полна светлого безмятежного чувства; она пленяет классической ясностью и целомудрием.
Ребята, вы услышали много новых слов, разберёмся с их значением:
(спрашиваю фронтально)
Теперь вместе споём романс.
Вывод – двухчастная форма позволяет ввести контраст (без которого музыка порой скучна и однообразна), оттенить и углубить смысл музыкальный и поэтический
Теперь проверка на внимательность! Назовите все промелькнувшие ноты!
(Играю их на пианино.) Кто узнаёт мелодию? Это тоже романс Глинки!...
И обещанный сюрприз! У нас в гостях известная пианистка нашего лицея Ирина Леденёва!!! Мы исполним вам романс «Жаворонок». Можно подпевать! (слайд)
Что узнали сегодня на уроке? Какие эмоции испытали? Была ли у нас сегодня Весна Зимой?
Прочитать стихотворение Пушкина «Я здесь, Инезилья!» и петь романс «Венецианская ночь», художники могуть нарисовать иллюстрацию к романсу.
Скажем друг другу «Спасибо» и «До свидания» по-итальянски!
Грацие! Аривидерчи!
Ответное приветствие.
О современных композиторах, многие из которых продолжают традиции русской музыки
Заинтересованный просмотр видео-сюжета о Глинке и его путешествии за границу
Выход нескольких обучающихся с сообщениями
Анализ полученной информации, запись тезисов в тетрадь.
Читают. Слушают.
Венецианская ночь
[Фантазия]
[П. А. Плетневу]
Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой;
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной;
Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.
Свод лазурный, томный ропот
Чуть дробимыя волны,
Померанцев, миртов шепот
И любовный свет луны,
Упоенья аромата
И цветов и свежих трав,
И вдали напев Торквата
Гармонических октав -
Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется, мчится младость
На любви весенний пир;
По водам скользят гондолы,
Искры брызжут под веслом,
Звуки нежной баркаролы
Веют легким ветерком.
Учатся наблюдать за развитием музыкальных тем, сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций.
Ответы. Двухчастная. Куплетная. В каждом куплете 2 напева – мажорный и минорный с возвратом в мажор
Определение состояния душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.
Учатся раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа (в устном ответе)
Прелестная радость, красота окружающего мира, дыхание весны, нежная воздушная ткань (фактура), весенний ветер, весенняя ночь…
1 Брента — река возле итальянского города Венеция.
2 Младость — устаревшее слово. То же, что молодость.
3 Гондола — традиционная венецианская гребная лодка.
4 Баркарола — баркарола - отсловоbarce - "лодка", означает песню гребца или гондольера, народная песня венецианских гондольеров (гребцов на гондолах). Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8, напоминая плавное покачивание на волнах. ( показ репродукции картин о Венеции),
5 Торквато Тассо - итальянский поэт, прозаик, драматург XVI века, автор поэмы «Освобождённый Иерусалим»
6 Померанец- вечнозелёное древесное растение, вид рода Цитрус (Citrus) семейства Рутовые (Rutaceae). Вероятно, является гибридом мандарина (Citrusreticulata) и помело (Citrusmaxima)
7 Мирт-Род вечнозелёных древесных растений с белыми пушистыми цветками
Исполнение хором.
Называют ноты.
«Жаворонок»
Грацие! Аривидерчи!