Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: «Почему радуга разноцветная?»
Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений о природном явлении - радуга, о причинах её возникновения, научиться различать цвета в правильной последовательности;
Задачи урока:
1. Рассказать о том, что такое радуга и как она образуется.
2. Объяснить, какие цвета входят в состав радуги и почему они располагаются в таком порядке.
3. Формировать исследовательские умения, развивать наблюдательность, логическое мышление, творческие способности через выполнение практических заданий и умение анализировать природные явления.
3.Воспитывать интерес к окружающему миру, умение видеть красоту и закономерности в природе.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
1. Интерес к изучению явлений природы.
2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением радуга.
3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
Метапредметные:
Опережающее обучение: связь окружающего мира и физики.
Связь окружающего мира с изобразительным искусством, литературой и музыкой.
Регулятивные:
1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Познавательные:
1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).
3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Предметные:
1. Узнать, как образуется радуга.
2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.
3. Запомнить последовательность цветов радуги.
Учебные действия:
-Описывать явление неживой природы, выделять её признаки.
-Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги.
-Создавать простейшую модель радуги.
Основные методы:
Словесный; Исследовательский; частично-поисковый.
Технологии; критическое мышление, здоровьесбережение, игра
Оборудование и материалы:
Учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»; компьютер, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, карточки со знаком + и - .
Ход урока.
Слайд 1
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. (Дети встают, поворачиваются к гостям лицом, кивают головой, улыбаются, садятся).
- Мы будем на уроке думать? (да)
- Мы будем рассуждать? (да)
- А может, будем спать? (нет)
- И в облаках летать? (нет)
- Друг другу будем помогать? (да)
- И трудности преодолевать? (да)
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.
-Ребята, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам всем хорошего настроения, быть активными, творческими.
II. Повторение пройденного
Какую тему мы прошли на предыдущем уроке? (Почему звенит звонок?)
-Окружающий нас мир наполнен звуками. Различные предметы издают разные звуки. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы.
- А давайте сыграем в игру «Верно - не верно», повторив тему прошлого урока с помощь знаков «плюс» и «минус». Слайд 2.
Выполнение теста.
1. Окружающий мир наполнен разнообразными звуками?
2.Звуки возникают из-за дрожания и колебания предметов?
3.Ухо – орган зрения?
4. Громкий звук вреден для ушей?
5. Можно ковырять в ушах острыми предметами?
6. Эхо - это звуковая волна?
III. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока
– Я предлагаю вам сегодня вместе со мной продолжить раскрывать секреты природы и окружающего мира. Вы готовы это делать?
- Послушайте сказку, она поможет нам определить тему урока. Слайд 3
«Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти кончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве..
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
- А вы, ребята, как думаете, кто это был?
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе… А чтобы нам с вами узнать, что же Муравьишка увидел на небе, нужно отгадать загадку.
Дождик к солнцу в гости шёл.
Мост на небе он возвёл.
Только солнце повстречал –
разноцветным мостик стал! радуга Слайд 4.
- Как же так? – удивился Муравьишка.
– Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. Он скрылся, не ответив на вопрос Муравьишки.
- Ребята, кто из вас видел радугу? Поднимите руки
- Почему радуга разноцветная?
-Сколько цветов имеет радуга?
- Сформулируйте тему урока. Почему … Слайд5 .
Цели урока: Узнать, как возникает радуга? Научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Слайд6 Радуга – это природное явление. Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
Радуга разноцветная потому, что причина этому солнечный свет. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, в ней лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга.
Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не
меняются местами.
Физминутка. Слайд 7
Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.
Дети выполняют поклон.
рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Бегут по кругу друг за другом,
высоко поднимая колени.
Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут по кругу друг за другом,
высоко поднимая колени.
Работа в учебнике. с.41
– Давайте сравним наши выводы с объяснением Мудрой Черепахи. Прочитайте текст в учебнике на странице 41 внизу жирным шрифтом.
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
СЛАЙД8. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.
-Какие цвета присутствуют в радуге? с.40
Чтобы не путать этот порядок люди придумали короткие стихи-запоминалки.
- Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (На доску картинку цвета радуги)
Работа в тетради. с.26
Задание №1, раскрась радугу.
Ý. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.
– Давайте дорисуем на созданной мною картинке, свою радугу.
(Каждый ученик получает картинку, рисует свою радугу. Работа под песенку «Радуга-дуга»)
Проверка по эталону – картинка радуги.
ÝI. Включение в систему знаний и повторение.
Слайд 9
Иногда можно увидеть не одну радугу, а целых две. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.
- А где ещё можно увидеть? (Ответы детей)
-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…
-В брызгах фонтана… СЛАЙД9.
-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов… Слайд 10
- В мыльных пузырях… Слайд11
ПОСМОТРИТЕ, ПОСМОТРИТЕ
МЫ ПУСКАЕМ ПУЗЫРИ
СВЕТЯТ РАДУГИ ЦВЕТА
И СБЫВАЕТСЯ МЕЧТА.
Рассмотрим мыльный пузырь.(Дети приносят мыльный пистолет, выходят все к доске, пускают пузыри)
ÝII. Рефлексия. Слайд
- Молодцы. Урок подошел к завершению.
Слайд12.
Тестовая работа. У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
Вопрос 1. У радуги 7 цветов?
Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
Проверка. Слайд13.
Стихотворение о радуге.
Оцените свои достижения на уроке.
Слайд14
-Кому было интересно на уроке, кому он подарил хорошее настроение, прикрепите к солнышку радугу.
Если вам было не интересно, скучно на уроке, спрячьте солнышко за тучку.
Приложение к уроку:
Цвет волнуется, вздыхая,
плавно в небесах.
Свою нежность, растворяя,
тает на глазах.
Семицветье тонкой ниткой
кружит над рекой,
Разноцветною палитрой
стелется покой.
Семь цветов лучом играют
в утренней росе,
И природа, нежно тает
в радужной красе.