Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: «Почему радуга разноцветная?»

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений о природном явлении - радуга, о причинах её возникновения, научиться различать цвета в правильной последовательности;

Задачи урока:

1. Рассказать о том, что такое радуга и как она образуется.

2. Объяснить, какие цвета входят в состав радуги и почему они располагаются в таком порядке.

3. Формировать исследовательские умения, развивать наблюдательность, логическое мышление, творческие способности через выполнение практических заданий и умение анализировать природные явления.

3.Воспитывать интерес к окружающему миру, умение видеть красоту и закономерности в природе.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

1. Интерес к изучению явлений природы.

2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением радуга.

3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Метапредметные:

Опережающее обучение: связь окружающего мира и физики.

Связь окружающего мира с изобразительным искусством, литературой и музыкой.

Регулятивные:

1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

Познавательные:

1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).

3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Предметные:

1. Узнать, как образуется радуга.

2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

3. Запомнить последовательность цветов радуги.

Учебные действия:

-Описывать явление неживой природы, выделять её признаки.

-Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги.

-Создавать простейшую модель радуги.

Основные методы:

Словесный; Исследовательский; частично-поисковый.

Технологии; критическое мышление, здоровьесбережение, игра

Оборудование и материалы:

Учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»; компьютер, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, карточки со знаком + и - .

Ход урока.

Слайд 1

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. (Дети встают, поворачиваются к гостям лицом, кивают головой, улыбаются, садятся).

- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать? (да)

- И трудности преодолевать? (да)

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

-Ребята, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам всем хорошего настроения, быть активными, творческими.

II. Повторение пройденного

Какую тему мы прошли на предыдущем уроке? (Почему звенит звонок?)

-Окружающий нас мир наполнен звуками. Различные предметы издают разные звуки. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы.

- А давайте сыграем в игру «Верно - не верно», повторив тему прошлого урока с помощь знаков «плюс» и «минус». Слайд 2.

Выполнение теста.

1. Окружающий мир наполнен разнообразными звуками?

2.Звуки возникают из-за дрожания и колебания предметов?

3.Ухо – орган зрения?

4. Громкий звук вреден для ушей?

5. Можно ковырять в ушах острыми предметами?

6. Эхо - это звуковая волна?

III. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока

– Я предлагаю вам сегодня вместе со мной продолжить раскрывать секреты природы и окружающего мира. Вы готовы это делать?

- Послушайте сказку, она поможет нам определить тему урока. Слайд 3

«Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти кончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве..
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
- А вы, ребята, как думаете, кто это был?
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе А чтобы нам с вами узнать, что же Муравьишка увидел на небе, нужно отгадать загадку.

Дождик к солнцу в гости шёл.

Мост на небе он возвёл.

Только солнце повстречал –

разноцветным мостик стал! радуга Слайд 4.


-  Как же так? – удивился Муравьишка.

– Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная? 
 Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. Он скрылся, не ответив на вопрос Муравьишки.

- Ребята, кто из вас видел радугу? Поднимите руки

- Почему радуга разноцветная?

-Сколько цветов имеет радуга?

- Сформулируйте тему урока. Почему Слайд5 .

Цели урока: Узнать, как возникает радуга? Научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Слайд6 Радуга – это природное явление. Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.

Радуга разноцветная потому, что причина этому солнечный свет. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, в ней лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга.

Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не

меняются местами.

Физминутка. Слайд 7

Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.

Дети выполняют поклон.
рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Бегут по кругу друг за другом,
высоко поднимая колени.
Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут по кругу друг за другом,
высоко поднимая колени.

Работа в учебнике. с.41

– Давайте сравним наши выводы с объяснением Мудрой Черепахи. Прочитайте текст в учебнике на странице 41 внизу жирным шрифтом.

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

СЛАЙД8. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

-Какие цвета присутствуют в радуге? с.40

Чтобы не путать этот порядок люди придумали короткие стихи-запоминалки.

- Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (На доску картинку цвета радуги)

Работа в тетради. с.26

Задание №1, раскрась радугу.

Ý. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

– Давайте дорисуем на созданной мною картинке, свою радугу.

(Каждый ученик получает картинку, рисует свою радугу. Работа под песенку «Радуга-дуга»)

Проверка по эталону – картинка радуги.

ÝI. Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 9

Иногда можно увидеть не одну радугу, а целых две. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

- А где ещё можно увидеть? (Ответы детей)

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана… СЛАЙД9.

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов… Слайд 10

- В мыльных пузырях… Слайд11

ПОСМОТРИТЕ, ПОСМОТРИТЕ

МЫ ПУСКАЕМ ПУЗЫРИ

СВЕТЯТ РАДУГИ ЦВЕТА

И СБЫВАЕТСЯ МЕЧТА.

Рассмотрим мыльный пузырь.(Дети приносят мыльный пистолет, выходят все к доске, пускают пузыри)

ÝII. Рефлексия. Слайд

- Молодцы. Урок подошел к завершению.

Слайд12.

Тестовая работа. У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
Проверка. Слайд13.

Стихотворение о радуге.

Оцените свои достижения на уроке.

Слайд14

-Кому было интересно на уроке, кому он подарил хорошее настроение, прикрепите к солнышку радугу.

Если вам было не интересно, скучно на уроке, спрячьте солнышко за тучку.

Приложение к уроку:

Цвет волнуется, вздыхая,

плавно в небесах.

Свою нежность, растворяя,

тает на глазах.

Семицветье тонкой ниткой

кружит над рекой,

Разноцветною палитрой

стелется покой.

Семь цветов лучом играют

в утренней росе,

И природа, нежно тает

в радужной красе.