Класс: 4 класс
Тема урока: «Путешествие по России».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока:
создание условий для ознакомления с народами, населяющими Россию, и их обычаями, с историей городов России, достопримечательностями; формирование целостной картины мира, умений поиска и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету.
Задачи:
Обеспечение в ходе урока освоения основных понятий по данной теме, формирование навыков самостоятельно поиска необходимой информации, умения работать с различными источниками информации, выделять нужные материалы.
Развитие интеллектуальных качеств, познавательных способностей и интереса, развитие умения рассуждать логично, излагать свои мысли четко.
Воспитание качеств личности: коллективизм, патриотизм, чувства гордости за свою страну.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: осознают традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной.
методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая работа.
Оборудование: ноутбук, иллюстрации с изображением достопримечательностей России, физическая карта народов России, карточки с заданиями.
Ход урока:
Орга
низационный
момент.
Для меня Россия - белые берёзы!
Для меня Россия 0 утренние росы!
Для меня Россия всего дороже!
Ведь Россия наша – это мы с тобой!
Актуализация знаний:
- О какой стране мы будем говорить на уроке?
- Обращали внимание на красоту нашей Родины?
- Что вы знаете о России?
Ответы детей: (другое название нашей страны «Российская Федерация», Российскую федерацию образуют 21 республика, 46 областей, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа. Основной закон страны – Конституция. Главой нашего государства является Президент В.В.Путин. Символами нашего государства являются Государственный герб, флаг и гимн России. Столицей России является город Москва).
3. Самоопределение к деятельности:
- А теперь нам предстоит узнать, чем мы будем заниматься на уроке. А для этого надо разгадать кроссворд. (раздается матрешка с кроссвордом)
- Какое же слово у вас получилось в выделенных клетках?
- Вы обратили внимание, что форма листа у нас необычная?
- Прочитайте тему урока, записанную на доске.
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
- Как вы думаете почему? (матрешка – символ России)
4. Открытие нового знания:
1. Работа с физической картой России.
Если долго-долго-долго в самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города,
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна
И поймем тогда, какая, наша Родина большая, необъятная страна.
Итак, мы отправляемся в путешествие по нашей необъятной стране.
России – это огромная страна – площадь - 17 125 191 км²
Расстояние от Калининграда до Владивостока - 10386 км.
Чтобы добраться от Калининграда до Владивостока:
Пешком -81 день, а велосипеде - 16 дней, на пассажирском поезде вам потребуется 129 ч, на самолете это расстояние можно преодолеть за 11 час. 16 минут.
2. Работа с интерактивной картой «Народы России».
- Ребята, более 160 разных народов населяют нашу страну. Это русские, татары, башкиры, мордва, чуваши, карелы, удмурты, марийцы и многие другие. И все мы россияне!
Ученик работает с интерактивной картой народов России.
Организация групповой работы:
Учитель: Россия большая страна. И вся ее территория разделена на природные регионы. Каждый из них имеет свое название. Каждый уголок нашей Родины чем-нибудь знаменит.
Начнем мы свое путешествие с Дальнего Востока и Сибири.
- Вы будете работать группами. У вас на столах лежат маршрутные листы с указанием задания. Маршрут № 1 – «Путешествие на Дальний Восток России» (группа учащихся изучает материал на с. 180–182 учебника).
Маршрут № 2 – «Путешествие по просторам Сибири России» (группа учащихся изучает материал на с. 183–185 учебника).
Маршрут №3 – «Путешествие по ХМАО-Югре» (группа работает с доп.материалом)
- Изучите материал по плану:
1. Какие народы населяют.
2. Занятия и обычаи населения.
3. Знаменитые города.
4. Достопримечательности.
Изложите информацию о каждом регионе на листах. Можно использовать дополнительную литературу, рисунки, фотографии. От каждой команды есть по одному представителю, который готовил презентацию по своей теме.
Физминутка:
В нашей стране
Горы высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
А мы, ребята, вот такие!
Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: растения и животные изучаемого материка или природной зоны; названия гор и равнин, внутренних и окраинных морей, реки России бассейнов Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов и т.д.
Попросить учащихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта.
Выступление групп по новой теме.
Подведение итогов урока:
-Какую цель мы поставили в начале урока? Что нового вы узнали из путешествия?
- В каких городах вы хотели бы побывать после нашего урока?
«Наша Родина»
И красива, и богата наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы до любой ее границы.
Все вокруг свое, родное: горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое, голубые небеса.
Каждый город сердцу дорог, дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято и упрочено трудом!
Г. Ладонщиков
5. Рефлексия: Светофор. Оценка своей деятельности на уроке с помощью «Светофора». Зеленый цвет – все понятно, желтый цвет – есть затруднения, красный – много непонятного осталось после урока.
6. Домашнее задание: Работа с контурными картами. На контурной карте отметить города Дальнего Востока и Сибири. Рассказать о городе, который понравился больше всего.