Урок ОРКСЭ в 4 классе по модулю «Основы религиозных культур народов России»

Тема урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Цель урока:  углубление преставлений учащихся о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах.

Задачи урока: учебные: сформировать представление о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме.

развитие представлений о нравственных и духовных ценностях; развитие представления о православных ценностях; совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания; совершенствование навыков работы с источниками информации (текстовыми и графическими), самостоятельной и коллективной учебной деятельности, презентации индивидуального образовательного результата; обогащение лексического запаса и формирование эрудиции путем словарной работы; развитие интереса к изучению предмета.

воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к культуре разных вероисповеданий, традиций;

развитие универсальных учебных действий: развитие абстрактного мышления, умений анализировать, обобщать, определять логические связи между понятиями, выделять существенные признаки.

Тип урока: урок первичного изучения нового учебного материала.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, просмотр видеороликов, подготовка творческой беседы с членами семьи

Средства наглядности: фрагменты видеофильмов с изображением религиозных ритуалов и обрядов

Основные термины и понятия: Обряды Ритуалы Таинства

Программное содержание Понятие ритуала. Возникновение обрядов. Виды религиозных обрядов. Основные обряды христианства. Основные обряды в исламе. Основные обряды иудаизма. Основные обряды буддизма.

Характеристика основных видов деятельности

Понимать значение понятия «обряды».

Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Осознавать важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.

Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

План урока:

Актуализация знаний;

Постановка и формулировка проблемы, планирование деятельности. Организация деятельности обучающихся;

Решение проблемы, применение знаний и умений;

Рефлексия;

Домашнее задание.

Ход урока:

1.Актуализация.

- Сегодня у нас необычное занятие, у нас присутствуют гости, родители учеников 3 – их классов. Поприветствуйте их.

2. - Предлагаю определить тему сегодняшнего урока, для этого разгадаем ребусы.

Тема урока «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды». (Запись в тетради)

- Спрогнозируйте, чем мы будем заниматься на уроке?

Понимать значение понятия обряды ритуалы, обычаи

Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме.

3. Работа, сегодня как видите, организована в группах. Их 5.

1 группа

Древние верования

1.

2.

3.

2 группа

Ритуалы и обряды в христианстве.

1.

2.

3.

4.

4 группа

Ритуалы и обряды в буддизме.

1.

2.

3.

4.

3 группа

Ритуалы и обряды в мусульманстве.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

- Каждая группа будет работать в соответствии с полученным заданием.

1 группа

Древние верования

2 группа

Ритуалы и обряды в христианстве.

3 группа

Ритуалы и обряды в мусульманстве.

4 группа

Ритуалы и обряды в буддизме.

5 группа

Ритуалы и таинства в иудаизме

-После выполнения заданий, группа представит кластер, сопровождающий рассказом, иллюстрациями.

- Как обычно для организованной работы в группе выбирается руководитель.

- А также напомним правила работы в группе

4. - Перед тем, как вы приступите к работе над материалом учебника, материалом, заранее подготовленным дома, я предлагаю вам посмотреть фрагменты видеофильмов с изображением обрядов различных религий.

- Об обрядах каких религий вам рассказали?

5. Самостоятельная работа учащихся в группах.

- Итак, сейчас вам предстоит подготовить рассказ на основе видематериалов и текста в учебнике, составить кластер, а также по - возможности рассказать о существующих традициях, ритуалах в ваших семьях? (Время для подготовки 15 минут мин.).

6. Выступления с результатами самостоятельной работы. (группа выходит к доске, крепит КЛАСТЕР, представляет рассказ).

- Есть ли желающие ребята из других групп, которые хотели бы дополнить рассказы?

7. Итак, подведем итог нашей работе.

- С какими основными понятиями мы сегодня познакомились на уроке? 

- Вам было интересно? Вы узнали сегодня для себя новое?

- Если сегодня вам было все понятно и интересно, обозначьте свой вывод ЗЕЛЕНЫМ стикером

- Если сегодня вам было не все понятно и возникли вопросы, обозначьте свой вывод ЖЕЛТЫМ стикером

- Если сегодня вам было не интересно, обозначьте свой вывод КРАСНЫМ стикером

8.Задание на дом:

- Подготовь рассказ о какой-либо одной традиции или ритуале (на основе рассказов старших или дополнительного материала).

- Запись в тетрадь термины и понятия из учебника. Ритуалы, обычаи и обряды.

- Прочитать материал к урокам 20-21

Материалы к уроку

Р и т у а л ы

О б ы ч а и

О б р я д ы