Урок ОРКСЭ в 4 классе по модулю «Основы религиозных культур народов России»
Тема урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Цель урока: углубление преставлений учащихся о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах.
Задачи урока: учебные: сформировать представление о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме.
развитие представлений о нравственных и духовных ценностях; развитие представления о православных ценностях; совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания; совершенствование навыков работы с источниками информации (текстовыми и графическими), самостоятельной и коллективной учебной деятельности, презентации индивидуального образовательного результата; обогащение лексического запаса и формирование эрудиции путем словарной работы; развитие интереса к изучению предмета.
воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к культуре разных вероисповеданий, традиций;
развитие универсальных учебных действий: развитие абстрактного мышления, умений анализировать, обобщать, определять логические связи между понятиями, выделять существенные признаки.
Тип урока: урок первичного изучения нового учебного материала.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, просмотр видеороликов, подготовка творческой беседы с членами семьи
Средства наглядности: фрагменты видеофильмов с изображением религиозных ритуалов и обрядов
Основные термины и понятия: Обряды Ритуалы Таинства
Программное содержание Понятие ритуала. Возникновение обрядов. Виды религиозных обрядов. Основные обряды христианства. Основные обряды в исламе. Основные обряды иудаизма. Основные обряды буддизма.
Характеристика основных видов деятельности
Понимать значение понятия «обряды».
Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Осознавать важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.
Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
План урока:
Актуализация знаний;
Постановка и формулировка проблемы, планирование деятельности. Организация деятельности обучающихся;
Решение проблемы, применение знаний и умений;
Рефлексия;
Домашнее задание.
Ход урока:
1.Актуализация.
- Сегодня у нас необычное занятие, у нас присутствуют гости, родители учеников 3 – их классов. Поприветствуйте их.
2. - Предлагаю определить тему сегодняшнего урока, для этого разгадаем ребусы.
Тема урока «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды». (Запись в тетради)
- Спрогнозируйте, чем мы будем заниматься на уроке?
Понимать значение понятия обряды ритуалы, обычаи
Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме.
3. Работа, сегодня как видите, организована в группах. Их 5.
1 группа
Древние верования
1.
2.
3.
2 группа
Ритуалы и обряды в христианстве.
1.
2.
3.
4.
4 группа
Ритуалы и обряды в буддизме.
1.
2.
3.
4.
3 группа
Ритуалы и обряды в мусульманстве.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
- Каждая группа будет работать в соответствии с полученным заданием.
1 группа
Древние верования
2 группа
Ритуалы и обряды в христианстве.
3 группа
Ритуалы и обряды в мусульманстве.
4 группа
Ритуалы и обряды в буддизме.
5 группа
Ритуалы и таинства в иудаизме
-После выполнения заданий, группа представит кластер, сопровождающий рассказом, иллюстрациями.
- Как обычно для организованной работы в группе выбирается руководитель.
- А также напомним правила работы в группе
4. - Перед тем, как вы приступите к работе над материалом учебника, материалом, заранее подготовленным дома, я предлагаю вам посмотреть фрагменты видеофильмов с изображением обрядов различных религий.
- Об обрядах каких религий вам рассказали?
5. Самостоятельная работа учащихся в группах.
- Итак, сейчас вам предстоит подготовить рассказ на основе видематериалов и текста в учебнике, составить кластер, а также по - возможности рассказать о существующих традициях, ритуалах в ваших семьях? (Время для подготовки 15 минут мин.).
6. Выступления с результатами самостоятельной работы. (группа выходит к доске, крепит КЛАСТЕР, представляет рассказ).
- Есть ли желающие ребята из других групп, которые хотели бы дополнить рассказы?
7. Итак, подведем итог нашей работе.
- С какими основными понятиями мы сегодня познакомились на уроке?
- Вам было интересно? Вы узнали сегодня для себя новое?
- Если сегодня вам было все понятно и интересно, обозначьте свой вывод ЗЕЛЕНЫМ стикером
- Если сегодня вам было не все понятно и возникли вопросы, обозначьте свой вывод ЖЕЛТЫМ стикером
- Если сегодня вам было не интересно, обозначьте свой вывод КРАСНЫМ стикером
8.Задание на дом:
- Подготовь рассказ о какой-либо одной традиции или ритуале (на основе рассказов старших или дополнительного материала).
- Запись в тетрадь термины и понятия из учебника. Ритуалы, обычаи и обряды.
- Прочитать материал к урокам 20-21
Материалы к уроку
Р и т у а л ы
О б ы ч а и
О б р я д ы