Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45 «Волчок»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Урок по финансовой грамотности»

Воспитатель: Хуторянская Елена Павловна

Захарова Н.М

Город Сургут, 2023год

«Семья и семейный бюджет»

Цель: закрепление представлений о семейном бюджете: доходах и расходах в процессе игры.

Задачи:

закрепить у детей представления о том, как складывается семейный бюджет;

закрепить представления о расходах семьи, какими они бывают (на товары необходимые и на товары, без которых можно прожить, на оплату коммунальных услуг, за детский сад и т.д.);

воспитывать в детях бережливость

 

и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Предварительная работа: занятия по знакомству с понятиями: «семейный бюджет», «доходы», «расходы»; чтение литературы.

Используемое оборудование: кошельки с купюрами и монетами, продуктовые корзины. Макет банкомата, монитор, клавиатура, печать - для Банка. Касса, деньги, предметы продуктов, сувениры, игрушки, канцелярские товары - для Магазина. Касса, предметы лекарств, деньги - для Аптеки. Для Салона красоты - фен, расческа, заколки, резинки. Касса, печать, монитор, калькулятор для ЖКХ. Сумка с рекламами Цирка.

Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Организационный момент:

Детей приветствует игрушечная «Монетка» и приглашает в круг Монетка.

Воспитатель: Ребята, послушайте историю:

«Оля очень расстроилась, когда папа и мама сказали ей, что в этом месяце новый велосипед купить не смогут, придется покататься на старом. Девочка нахмурилась и сказала: «Старый велосипед некрасивый и скрипит весь. Просто вы меня не любите!» Папа ответил Оле, что все ее очень любят, но велосипед не предмет первой необходимости, а в семье есть более важные расходы. Девочка подумала: «Интересно, какие такие расходы могут быть важнее велосипеда?» Мама предложила Оле поучаствовать в составлении списка важных расходов. Получилось очень много: расходы на питание, на оплату квартиры, на обувь и одежду. У Оли от списка даже голова закружилась. Они с папой решили, что велосипед можно помыть, а чтобы не скрипел, просто смазать»

Монетка: Кто знает, что такое «семейный бюджет»?

Дети: Одежда семьи, квартира.

Монетка: Это хорошее мнение, но хотелось бы поточнее. Скажите, что такое семья?

Дети: Это мама, папа, дети, бабушка, дедушка, внуки.

Монетка: Правильно. Чем занимаются родители?

Дети: Ходят на работу?

Монетка: Согласна. За работу, которую родители хорошо выполняют, им платят, что?

Дети: Зарплату.

Монетка: Да. Они получают зарплату. Вот это зарплата родителей (показывает некоторое количество денег), положим их в кошелек семьи. А бабушка с дедушкой работают?

Дети: Нет, они сидят дома и играют с внуками. Бабушка помогает маме готовить обед.

Монетка: Согласна. Им государство выплачивает деньги - пенсию, за работу, которую они выполняли, когда были молодыми. Пенсию бабушки и дедушки мы тоже складываем в кошелек. А еще в семье есть старшие брат или сестра, которые учатся в университете или в техникуме. Им за отличную учебу, тоже выплачивают деньги. Эта выплата называется – стипендия. Максим, ты старший брат в семье, положи свою стипендию в кошелек.

Вот в этот кошелек вся семья сложила свои деньги. Давайте назовем их.

Дети: Зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия старших брата или сестры.

Монетка: Все эти деньги – это «доход» семьи, все виды дохода сложили в один кошелек, и получился «семейный бюджет».

Ребята, на что ваша семья тратит деньги?

Дети: На продукты, на новую одежду, на игрушки.

Монетка: Да, продукты и одежда нужны человеку, без них ему не прожить. А без игрушек сможет прожить человек?

Дети: Да.

Монетка: Конечно, сможет. А еще, если кто – то в семье заболел, то покупают….

Дети: Лекарство.

Монетка: И на лекарство родители тратят деньги.

А вы в детский сад ходите бесплатно?

Дети: Нет. Родители платят за детский сад.

Монетка: Родители платят за детский сад и за питание в школе.

Все то, на что родители тратят деньги, называют «расходы».

Ваши родители каждый день получают зарплату?

Дети: Нет. Они работают, работают, потом получают зарплату.

Монетка: Совершенно верно. Для того, чтобы денег в семье хватило до следующей зарплаты, родители распределяют свой семейный бюджет. В первую очередь они оплачивают за квартиру (свет, воду, телефон), за детский сад, питание в школе. Покупают продукты, одежду. (Называя, воспитатель выкладывает деньги из кошелька). Не покупают вещи, без которых, можно обойтись, тем самым экономят, то есть сохраняют деньги семейного бюджета. (Показывает оставшиеся деньги в кошельке).

Так и в нашей истории. Родители распределяют свой семейный бюджет. Составляют списки важных расходов.

Монетка: Сейчас мы поиграем. Давайте создадим с вами три семьи. А остальные будут работниками банка, аптеки и ЖКХ, парикмахером, кассиром цирка и продавцом кафе.

Дети объединяются в семьи. Между остальными детьми распределяются роли работников разных сфер.

Даётся задача: потратить разумно деньги семейного бюджета.

Ход игры

«Семьи» получают равные суммы денег, берут корзины и отправляются тратить деньги.

Семьи могут потратить деньги на: продукты, лекарство, оплата за квартиру (коммунальные услуги), за детский сад.

Их провоцируют на лишние траты: купить сувениры или игрушку, билет в цирк, посетить кафе, зайти в парикмахерскую.

Завершается игра рефлексией, во время которой «семьи» выкладывают покупки из корзины, рассказывают, на что потратили деньги в первую очередь, что приобрели, зачем им этот товар. Далее показывают оставшиеся суммы и предполагают, на что можно их потратить сейчас или в будущем (вариант экономии). Можно поговорить с детьми и о благотворительности, о помощи нуждающимся.

Литература:

Т.П. Епанешникова «Дошкольник в мире экономики».

Л.В.Стахович. Е.В. Семенкова. Л.Ю. Рыжановская

А.Д. Шатова «Тропинка в экономику».

Занимательные финансы. Азы для дошкольников.

«Читаем, обсуждаем», «Говорим с детьми о финансах», «Рассуждаем и решаем».