* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Тема урока: «Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы. В. Драгунский «Арбузный переулок»

Класс: 4 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

Предметные.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; самостоятельно формулировать главную мысль текста; находить в тексте материал для характеристики героя; подробно и выборочно пересказывать текст.

Метапредметные.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать выводы на основе обобщения знаний; понимать цель чтения и осмысливать прочитанное.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действие партнера; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование ценностных ориентаций, любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; повышение учебно-познавательного интереса к  материалу и способам решения учебной задачи; способности осознавать и оценивать свои мысли,   действия и выражать их в речи; развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих.

Средства обучения: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное чтение. Издательский центр «Вентана-Граф». УМК «Начальная школа XXI века», текст произведения, учебная мультимедийная презентация.

Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в группах.

Характеристика этапов урока: 

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку.

На слайде эпиграф: «Память - главный враг войны». Аристотель

-Как вы понимаете эту фразу?

-Почему наш урок начинается с этих слов?

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Ответы детей

-Нельзя забывать о героях, которые отдали жизнь в сражениях за Родину.

-Потому что мы должны помнить о героях разных войн и сражений.

-Продолжим работать с произведениями о войне.

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы

Чтение наизусть стихотворения А.Ахматовой «Памяти друга».

И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку, и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.

-О чем это стихотворение?

-Почему так называется?

-Какие слова и выражения вам подсказали, что это стихотворение, связано с событиями ВОВ?

-Как вы думаете, почему мы наш урок начали с этого стихотворения?

-О чем вам говорят даты, записанные на слайде?

22.07.1941-09.05.1945 г.г.

Ученик читает заранее подготовленный отрывок.

Отвечают на вопросы.

-Посвящается другу, погибшему на войне.

-День Победы, вдова, безымянная могила

-Будем говорить о событиях Великой Отечественной войны, работать с произведениями о войне.

–Начало и конец ВОВ.

Постановка цели и задач урока

-Тема нашего урока звучит так: «Тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы. В. Драгунский «Арбузный переулок».

-Какую цель урока поставим?

-Определите задачи для достижения цели урока.

(Цель и задачи на слайде)

-Познакомиться с рассказом В.Драгунского «Арбузный переулок».

-Вспомним события ВОВ.

-Продолжим учиться составлять характеристику героев произведения.

-Узнаем, почему рассказ о войне называется «Арбузный переулок».

Освоение новых знаний и способов деятельности 

Работа с текстом до чтения.

-Как вы думаете, о чем может пойти речь в этом произведении?

-Как рассказ Драгунского связан с эпиграфом нашего урока «Память – главный враг войны»?

-Может ли рассказ о войне носить такое название?

-Прочитаем произведение и ответим на эти вопросы.

Работа с текстом во время чтения.

1.Работа над 1 частью.

-Прочитайте 1 часть рассказа.

-Можем ли ответить на вопрос, поставленный перед чтением?

-А на какие вопросы мы могли бы ответить?

-Задайте вопросы по содержанию 1части.

ФИЗМИНУТКА «Гимнастика для глаз»

2.Словарная работа.

Диспут-

Марципаны-

Конвейр-

Прожилка-

(слайд)

3. Работа над 2 частью.

-В каком городе происходят события, описанные в рассказе?

30.09.1941-20.04.1942г.г.

-О чем могут рассказать нам эти даты?

-Прочитайте папин рассказ самостоятельно. По опорным словам воссоздайте описание трудного военного времени.

Ужасная осень

Нахмуренные взрослые

Радио слушают ежечасно

Хотелось есть

Не хватало еды

Ложился голодным (слайд)

-Почему папа Дениски не вспоминает бомбёжки, полеты немецкой авиации?

-Почему рабочий побежал за мальчиком  и отдал ему арбуз?

-Мог ли он съесть его сам?

-Прочитайте последний абзац этой части так, чтобы мы почувствовали вкус и запах того арбуза.

4. Работа над 3 частью. (выборочное чтение)

-Какой была осень 1941 г. в Москве?  

Показ слайдов на тему «Оборона Москвы».

-Почему переулок мальчишки прозвали арбузным?

Высказывают предположения.

Проблемная ситуация

Самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы.

-Нет, потому что ничего о войне не говорится.

Работа в группах. Ученики составляют по 2-3 вопроса для других групп, потом выслушивают ответы на свои вопросы (оценивают, дополняют, высказывают свое мнение).

Работа в группах.

Ученики работают с толковыми словарями.

Читают вслух хорошо читающие дети.

-В Москве.

Отвечают на вопросы.

-Сколько времени продолжалась Битва за Москву.

Работа в группах

Ученики дополняют, обосновывают словосочетания.

-Ужас осени 1941 года заключался в том, что шла война…

-Взрослые озабочены страшными событиями, происходящими в стране… ( и т.д.)

Отвечают на вопросы.

-Голод - самое сильное чувство, которое затмило все чувства и эмоции.

Отвечают на вопросы.

Выразительно читают представители от каждой группы.

Читают отрывки из текста. «Стало совсем холодно…» «Фашисты шли и шли к Москве…» «Еды стало совсем мало… снится хлеб… снятся арбузы…»

Отвечают на вопросы.

Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала

-Что такое видел папа, чего  ни Денис, ни мама не видели?

-Принял ли Денис рассказ отца близко к сердцу? Подействовал ли он на него? Докажите.

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы, подтверждая текстом.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

-Продолжите ассоциативный ряд к слову «война», который мы начали в начале урока.

-Обоснуйте свой выбор.

Работа в группах

Слова записывают на доске представители групп.

День Победы, вдова, безымянная могила, страх, голод, холод, отчаяние…

Обосновывают свой выбор.

Контроль и самоконтроль, коррекция

1.Восстановление последовательности событий. –Восстановите последовательность событий, происходящих в рассказе по серии сюжетных картинок.

2.Составление цитатного плана

-Подберите цитаты из текста к каждой иллюстрации.

Работа в группах

Восстанавливают последовательность событий, корректируют, оценивают.

Проверяют по эталону на слайде.

Группы обмениваются работами для взаимооценивания, коррекции.

Подведение итогов урока, рефлексия

-Подведем итог нашего урока.

-Что нового узнали?

-Что больше всего запомнилось?

-Как бы вы оценили свою работу в группе?

-Как вы оцениваете работу своей группы?

Отвечают на вопросы.

Оценивают результаты работы в группах по критериям (на карточках):

1.Правильность выполнения заданий

2.Распределение ролей

3.Атмосфера в группе

Домашнее задание

1.Подготовить ответ на вопрос: «О чем заставляет задуматься рассказ Драгунского

2.Выучить стихотворение о войне советских писателей (В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Ахматовой и др.)

Записывают в дневник задание на выбор.