* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
Название, содержание и цель этапа урока
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Организационно-мотивационный этап
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку.
На слайде эпиграф: «Память - главный враг войны». Аристотель
-Как вы понимаете эту фразу?
-Почему наш урок начинается с этих слов?
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Ответы детей
-Нельзя забывать о героях, которые отдали жизнь в сражениях за Родину.
-Потому что мы должны помнить о героях разных войн и сражений.
-Продолжим работать с произведениями о войне.
Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы
Чтение наизусть стихотворения А.Ахматовой «Памяти друга».
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку, и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
-О чем это стихотворение?
-Почему так называется?
-Какие слова и выражения вам подсказали, что это стихотворение, связано с событиями ВОВ?
-Как вы думаете, почему мы наш урок начали с этого стихотворения?
-О чем вам говорят даты, записанные на слайде?
22.07.1941-09.05.1945 г.г.
Ученик читает заранее подготовленный отрывок.
Отвечают на вопросы.
-Посвящается другу, погибшему на войне.
-День Победы, вдова, безымянная могила
-Будем говорить о событиях Великой Отечественной войны, работать с произведениями о войне.
–Начало и конец ВОВ.
Постановка цели и задач урока
-Тема нашего урока звучит так: «Тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы. В. Драгунский «Арбузный переулок».
-Какую цель урока поставим?
-Определите задачи для достижения цели урока.
(Цель и задачи на слайде)
-Познакомиться с рассказом В.Драгунского «Арбузный переулок».
-Вспомним события ВОВ.
-Продолжим учиться составлять характеристику героев произведения.
-Узнаем, почему рассказ о войне называется «Арбузный переулок».
Освоение новых знаний и способов деятельности
Работа с текстом до чтения.
-Как вы думаете, о чем может пойти речь в этом произведении?
-Как рассказ Драгунского связан с эпиграфом нашего урока «Память – главный враг войны»?
-Может ли рассказ о войне носить такое название?
-Прочитаем произведение и ответим на эти вопросы.
Работа с текстом во время чтения.
1.Работа над 1 частью.
-Прочитайте 1 часть рассказа.
-Можем ли ответить на вопрос, поставленный перед чтением?
-А на какие вопросы мы могли бы ответить?
-Задайте вопросы по содержанию 1части.
ФИЗМИНУТКА «Гимнастика для глаз»
2.Словарная работа.
Диспут-
Марципаны-
Конвейр-
Прожилка-
(слайд)
3. Работа над 2 частью.
-В каком городе происходят события, описанные в рассказе?
30.09.1941-20.04.1942г.г.
-О чем могут рассказать нам эти даты?
-Прочитайте папин рассказ самостоятельно. По опорным словам воссоздайте описание трудного военного времени.
Ужасная осень
Нахмуренные взрослые
Радио слушают ежечасно
Хотелось есть
Не хватало еды
Ложился голодным (слайд)
-Почему папа Дениски не вспоминает бомбёжки, полеты немецкой авиации?
-Почему рабочий побежал за мальчиком и отдал ему арбуз?
-Мог ли он съесть его сам?
-Прочитайте последний абзац этой части так, чтобы мы почувствовали вкус и запах того арбуза.
4. Работа над 3 частью. (выборочное чтение)
-Какой была осень 1941 г. в Москве?
Показ слайдов на тему «Оборона Москвы».
-Почему переулок мальчишки прозвали арбузным?
Высказывают предположения.
Проблемная ситуация
Самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы.
-Нет, потому что ничего о войне не говорится.
Работа в группах. Ученики составляют по 2-3 вопроса для других групп, потом выслушивают ответы на свои вопросы (оценивают, дополняют, высказывают свое мнение).
Работа в группах.
Ученики работают с толковыми словарями.
Читают вслух хорошо читающие дети.
-В Москве.
Отвечают на вопросы.
-Сколько времени продолжалась Битва за Москву.
Работа в группах
Ученики дополняют, обосновывают словосочетания.
-Ужас осени 1941 года заключался в том, что шла война…
-Взрослые озабочены страшными событиями, происходящими в стране… ( и т.д.)
Отвечают на вопросы.
-Голод - самое сильное чувство, которое затмило все чувства и эмоции.
Отвечают на вопросы.
Выразительно читают представители от каждой группы.
Читают отрывки из текста. «Стало совсем холодно…» «Фашисты шли и шли к Москве…» «Еды стало совсем мало… снится хлеб… снятся арбузы…»
Отвечают на вопросы.
Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала
-Что такое видел папа, чего ни Денис, ни мама не видели?
-Принял ли Денис рассказ отца близко к сердцу? Подействовал ли он на него? Докажите.
Высказывают предположения.
Отвечают на вопросы, подтверждая текстом.
Применение новых знаний, обобщение и систематизация
-Продолжите ассоциативный ряд к слову «война», который мы начали в начале урока.
-Обоснуйте свой выбор.
Работа в группах
Слова записывают на доске представители групп.
День Победы, вдова, безымянная могила, страх, голод, холод, отчаяние…
Обосновывают свой выбор.
Контроль и самоконтроль, коррекция
1.Восстановление последовательности событий. –Восстановите последовательность событий, происходящих в рассказе по серии сюжетных картинок.
2.Составление цитатного плана
-Подберите цитаты из текста к каждой иллюстрации.
Работа в группах
Восстанавливают последовательность событий, корректируют, оценивают.
Проверяют по эталону на слайде.
Группы обмениваются работами для взаимооценивания, коррекции.
Подведение итогов урока, рефлексия
-Подведем итог нашего урока.
-Что нового узнали?
-Что больше всего запомнилось?
-Как бы вы оценили свою работу в группе?
-Как вы оцениваете работу своей группы?
Отвечают на вопросы.
Оценивают результаты работы в группах по критериям (на карточках):
1.Правильность выполнения заданий
2.Распределение ролей
3.Атмосфера в группе
Домашнее задание
1.Подготовить ответ на вопрос: «О чем заставляет задуматься рассказ Драгунского?»
2.Выучить стихотворение о войне советских писателей (В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Ахматовой и др.)
Записывают в дневник задание на выбор.