СОГБОУ ?Шумячская санаторная школа – интернат?










Урок по литературному чтению в 3 классе
Тема: Л. Н. Толстой ? Лев и собачка?
Учитель начальных классов: Зеликова О.А.















п.Шумячи.
2023- 2024 гг.
Предварительная подготовка: дать задание детям вспомнить, какие произведения Л. Толстого они уже учили. Подготовить с двумя учащимися выразительное чтение рассказа ?Лев и собачка?.
Цели урока: ознакомить учащихся с произведением Л. Толстого ?Лев и собачка?, продолжить работу над формированием умений и навыков чтения; расширять словарный запас учащихся; продолжить развитие техники чтения; расширять кругозор; вырабатывать умение устанавливать логические связи и делать выводы; развивать языковое чутье; воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: картинки (лев, собака), иллюстрация к рассказу Л. Толстого ?Лев и собачка?; карточки, на которых написаны слова пословиц, стихотворение В. Берестова ?Укротительница львов?, карточки с отрывками текста.
Ход урока:

Организационная часть.
На доске плакат или запись пословицы:
?Ласковое слово,  что солнышко в ненастье!?
Учитель проводит работу по созданию комфортной атмосферы на уроке, осуществляя межличностный контакт.
 -Как вы понимаете эту пословицу?
-Улыбнемся друг другу как солнышко!
-Пожелаем успеха на уроке!
-Будем верить в себя и своего товарища.

2.Актуализация знаний учащихся .
 - Ребята, посмотрите на доску. Вы видите две колонки слов. К словам первой колонки вы должны подобрать слова определения из второй колонки.

Погода                                                                      Смешные
Путешествие                                                            Высокая
Рожи                                                                          Решительный
Обезьяна                                                                   Забавная 
Мальчик                                                                    Испуганный
Мачта                                                                        Кругосветное
Матрос                                                                      Рассерженный
Капитан                                                                    Тихие

(Погода тихая, путешествие кругосветное, рожи смешные, обезьяна забавная, мальчик рассерженный, мачта высокая, матрос испуганный, капитан решительный.)

- Как вы думаете, для чего написан рассказ? Что автор хотел показать читателю? (То, что прежде чем что-то сделать, нужно подумать.)
 Правильно, автор показана нам, к чему приводит безрассудство. Мальчик из-за обезьяньей шалости и своей глупости и обидчивости мог просто погибнуть. 
- Расскажите, когда в рассказе проявляется безрассудство и обидчивость?
(Пересказывают соответствующий эпизод.)
- А когда, по вашему мнению, мальчик проявил смелость? (Когда прыгнул с мачты в воду.)
- Почему? (Ему пришлось пересилить свой страх.)
- Как вы думаете, почему капитан целился в сына? (Чтобы тот скорее прыгнул в воду, а не упал на палубу и разбился.)
- Что вызвало слезы у этого сильного и уверенного человека? (Волнение, страх за сына.)

Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем и перескажем этот рассказ. Первый из вас начнет пересказывать рассказ, затем по моему сигналу он должен остановиться, и продолжить пересказ будет уже другой ученик. Я тоже буду участвовать в пересказе, однако следите за моим пересказом внимательно. Если заметите ошибку, тут же поднимайте руку.
(К примеру, ученик начинает: ?Один корабль возвращался домой после кругосветного плавания. Стояла тихая погода …?; второй продолжает: ?Среди матросов вертелась большая обезьяна …?; учитель: ?Она плохо себя чувствовала, поэтому тихо сидела в уголке?;  ребята поправляют, и пересказ продолжается.)


3. Сообщение темы и целей урока.
- Отгадайте загадки.
С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай вставать на пути – 
С царской особой ты не шути. (Лев.)-картинка.

Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака.) –картинка.
-Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого ?Лев и собачка?. Мы уже с вами встречались с произведениями этого великого писателя.
- Кто вспомнит, какие рассказы Льва Николаевича мы с вами читали в 1 и во 2 классе? (?Правда всего дороже?, ?Был у Пети и у Миши конь?, ?Котенок?, ?Отец и сыновья?, ?Пожар?, ?Филиппок?.
Вот Видите, сколько произведений писателя мы с вами уже знаем.Толстой написал много взрослых и серьезных книг, однако он очень любил детей. Писатель не просто посвещал детям свои произведения, но и создавал целую школу для деревенских ребят. Кроме того, написал Азбуку и Книгу для чтения для своих воспитанников. В этих двух книгах много рассказов для детей, которые интересно читать и в наше время. Сегодня мы с вами узнаем о судьбе сильного свирепого льва и маленькой собачки.

4. Работа над новым материалом.

 а) Подготовка к восприятию.
Эта история произошла далеко от России. Возможно, ее рассказал Толстому кто-нибудь из моряков, бывавший в лондонском порту. Ребята, наверное, все из вас были в зоопарке.
- Каких зверей вы там видели?
(Называют.)
- А видел кто-нибудь, как кормят этих зверей?
Так вот, раньше хищников нередко кормили бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.
(Ученики, подготовившие чтение рассказа, по очереди выразительно его читают.)


б) Первичное восприятие произведения.
 -Какое впечатление у вас осталось после прослушивания этого рассказа? (Тяжелое, жалко и собачку, и  льва.)
- Почему, по вашему мнению, лев сразу не съел собачку? (Наверное, она покорила его своей доброжелательностью, умная собачка сразу показала льву, что признает его превосходство: легла на спину, встала на задние лапки.)
- Как вы думаете, что потом связало двух животных? (Дружба.)
- В чем выражается эта дружба? (Лев не трогал собачку, делился с ней кормом, играл с ней.)
- Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца вернуть собачку ее владельцу? (Ощетинился и зарычал.)
- Сколько прожили вместе лев с собачкой? (Целый год.)
- Что потом произошло с собачкой? (Она заболела и умерла.)
- Как лев воспринял смерть собачки? Найдите это в тексте. (Учащиеся читают соответствующий отрывок текста.)
- Почему лев не принял другую собачку? (Он тосковал по своему другу.)
- Как смерть друга повлияла на льва? (Он умер.)
- Сейчас мы с прочитаем этот рассказ по цепочке. (Дети читают.)

-Давайте с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Укротительница львов
(Выполняют наклоны головы вправо-влево.)
Удивит учеников:
(Выполняют движения плечами вверх-вниз.)
Укрощает льва и львицу
(Выполняют наклоны туловищем влево-вправо.)
Ужас, как мышей боится!
(Выполняют приседания.)

в) Вторичное восприятие.

- Посмотрите, у нас на доске перепутались четыре пословицы. Давайте их правильно составим. (Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Сила сломит все, а ум – силу. Кто сеет мир, пожнет счастье. Старый друг лучше новых двух.)
- Подумайте, какие пословицы подходят к теме рассказа, который мы читали с вами на уроке? (Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Сила сломит все, а ум – силу. Старый друг лучше новых двух.)
- Как вы понимаете смысл пословицы ?Сила сломит все, а ум – силу??(Что умом можно победить даже самого сильного противника.)
- Почему вы отнесли эту пословицу к нашему рассказу? (Умная собачка смогла покорить свирепого сильного льва.)

г) Анализ произведения.
- Подумайте, если бы лев не дорожил своей дружбой, смог бы владелец собачки забрать ее обратно к себе? (Да.)
Правильно, правда, собачка бы тогда вообще не выжила, лев съел бы ее в первый же день.
- Как вы думаете, правильно ли кормить зверей в зоопарке бездомными животными7
- Почему недопустимо подобное отношение к бездомным животным?
- Ребята, а что нужно делать, чтобы бездомных животных вообще не было? (Не выбрасывать их на улицу, создавать специальные питомники.)

-Давайте с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку.

5.Творческая работа. Закрепление  изученного.(работа по карточкам с отрывками текста, читаем отрывки по порядку)
Выразительное чтение произведения.
Вспомните, что важно при чтении?
-выделение голосом, интонацией особенностей характер героя
-выразительность чтения
(При необходимости можно обратиться к памятке).
(Дети, готовившие выразительное чтение-  рисуют иллюстрации к рассказу).

6.Итог работы с текстом.  Оценивание работы учащихся.


- Подведение итогов.
- Ребята, с каким новым произведением Льва Николаевича Толстого мы с вами сегодня познакомились? (?Лев и собачка?.)
- Понравился вам рассказ?
- О чем этот рассказ? (О дружбе между львом и маленькой собачкой.)
-Какова его главная мысль?

Оценивание работы учащихся.
-Оцените свою работу на уроке( по алгоритму самоанализа).


Рефлексия.
 -Какие чувства и мысли пробудил у каждого из вас  рассказ? 
-Какие добрые поступки хочется совершить  после прочтения этого рассказа?
-Спасибо за  работу. Рекомендую вам прочитать другие рассказы Льва Николаевича Толстого для детей и поделиться своими впечатлениями на уроке внеклассного чтения.
     Домашнее задание.
Подготовить пересказ рассказа Л. Толстого ?Лев и собачка?.