Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме:

«Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края»

Цель: ознакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов, способность к самооценке.

Познавательные УУД:-способность и умение учащихся производить простые и логические действия(анализ, сравнение); извлечение необходимой информации из увиденного; осознание и самостоятельное построение речевого высказывания; выдвижение предположений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: -формирование умения объяснять свой выбор.

Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.

Средства обучения: учебник “Окружающий мир” А.А. Плешакова, “Рабочая тетрадь”, атлас– определитель, листья деревьев, проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), цветные карандаши.

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи! (Дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте.)

1.Что такое природа? (Природа -это все то что нас окружает, но не сделано руками человека.)

2.Природа бывает? (Живая и неживая.)

Игра «Живая и неживая природа.»

Презентация. Слайд 1-10.

Если вы видите объекты живой природы хлопаете, если неживой – топайте.

Группы растений.

У вас на столах лежит конверт по номером 1. Приложение 1.

презентация слайд 11-12

наи какие группы делятся растения?

Разделите эти картинки на 3 группы.

3.Все растения делятся на какие группы? (деревья, кусты, травянистые растения.)

4. Какие общие части растения вы знаете? (Корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.)

Проверка домашнего задания.

А сейчас я проверю, на сколько хорошо вы усвоили материал предыдущего урока. Проверочная работа «Что за листок?»

1.Возьмите конверт под номером 2. Приложение 2.

У вас на столах лежат листочки, а на слайде будет появляться дерево. Ваша задача поочередно выкладывать листочки, которое растет на этом дереве.

Как называются части листочка? Черешок, листовая пластина.

Самопроверка: (на доске.)

Физминутка.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка задач урока

- ребята прослушайте загадки и назовите слова отгадки.

Сплошь в иголках,

Да не ёжик,

Лапы есть,

Но нету ножек,

В бусах вся,

Да не девица:

В Новый год она– Царица. (Ёлка).

У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

Подо мной полно соседей

- Кабанов, волков, медведей. (Сосна).

На доску вывешиваются картинки с отгадками. Приложение 5.

Ребята , в чем разница между елкой и сосной? Об этом мы должны узнать сегодня на уроке.

Тема урока «Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края» (вывешиваю тему на доске.)

Муравьишка Сегодня на уроке: Узнаем, какие деревья называются лиственными, а какими хвойными. Научимся сравнивать ель и сосну, описывать из по плану.

Работать мы будем по плану. План на доске.

План: на доске. Приложение 6.

1.Название дерева.

2.Лиственное или хвойное.

3.Общий вид, расположение веток.

4.Особенности хвоинок.

5.Особенности шишек.

Обратите внимание на первый рисунок на доске. Ель.

У вас на столах лежат веточки и шишки елки и сосны. Рассмотрите их.

Название дерева. (Ель.)

Это Лиственное или хвойное растение? (Потрите иголочку.)

Общий вид, расположение веток.

-деревья отличаются друг от друга?

-ветки у ели начинаются почти с основания , а у сосны на большой высоте.)

Особенности хвоинок. Рассмотрите хвоинки , они какие ? в отличии от сосны, у ели иголки короткие.

Как расположены на ветке? (По одной, а у сосны по две.)

Особенности шишек. У ели шишка вытянутая , а у сосны шишки округлые.

А зачем нам с вами изучать хвойные растения?

Об этом сообщит нам умная черепаха. Презентация.

Ель сбрасывает хвою по осени, но не всю. Весной вырастает новая хвоя.

Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду.

Вкусные и питательные сосновые семена очень нравятся белочке, медведю, дятлу, лосю, бурундуку. Белки запасаются шишками на долгую зиму, прячут их в свои дупла. Медведи отъедаются ими перед тем, как залечь спать в берлогу.

Зимой хвойный лес спасает лесных жителей не только от голода, но и от стужи, в хвойном лесу не бывает ветра. Как вы думаете, почему?

В хвойном лесу самый чистый воздух.

Растительный мир Курской области

Леса занимают небольшую часть Курской области. Сосновые леса встречаются крайне редко и чаще всего они высажены человеком. В этих лесах можно встретить трехцветные фиалки, заячью капусту, множество лишайников. Сосновые леса славятся большим количеством маслят.

А теперь выполним задание в рабочей тетради. Стр.20. №2.

Еще раз опишем по плану сосну и ель.

Физминутка.

Перекатывание шишек между ладонями.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сосновая шишка нам колет ладошки.

Мы покатаем шишку немножко.

Открываем рабочую тетрадь на стр.20. Задание №2. Практическая работа «Определяем хвойные деревья.»

V. Рефлексия учебной деятельности.

У вас на столах лежат сигнальные карточки.

С какими деревьями мы познакомились?

Как различить ель и сосну?

С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Прочитайте вывод на странице 31.

Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

VI. Итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке? Понравился ли вам урок?

Приложение 1.

 

Приложение 2.

Приложение 3.

Проверочная работа по окружающему миру по теме

«Что это за листья?»

Выполнил(а)_________________дата:______

 


Осина Береза Клен Дуб Каштан

Тема урока

«Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края»

Сегодня на уроке:

 

Узнаем, какие деревья называются лиственными, а какими хвойными. Научимся сравнивать ель и сосну, описывать из по плану.

 

План:

1.Название дерева.

2.Лиственное или хвойное.

3.Общий вид, расположение веток.

4.Особенности хвоинок.

5.Особенности шишек.