Урок- практикум по русскому языку в 9 классе

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)

Учитель русского языка

МКОУ СОШ с. Большой Рой

Бушкова Наталия Ивановна

Пояснительная записка

В настоящей работе представлена разработка урока- практикума по русскому языку в 9 классе . Тема- написание сочинения-рассуждения на основном государственном экзамене по русскому языку, связанная с анализом текста (толкование значения слова).

В начале урока ребята знакомятся со стихотворением Э. Асадова «Две красоты», которое подводит к теме сочинения и создает определенный эмоциональный настрой. Затем ученики вспоминают композицию сочинения- рассуждения (4-5 абзацев). Далее ставится проблемный вопрос: «Какого человека можно назвать красивым?». Учитель читает текст П. Васильева «Уродина» и организовывает беседу по нему. Затем учащиеся анализируют 3 текста уже написанных сочинений-рассуждений по этому отрывку. Класс делится на 2(3) группы, которые оценивают написанные сочинения. По итогам урока ребята пишут синквейн.

На уроке использованы разные формы работы: групповая, индивидуальная; системно-деятельностный подход. Большое внимание уделено воспитательному аспекту: рассматриваются понятия внешней и внутренней красоты человека. Задается домашнее задание, проводится рефлексия по итогам урока.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией, а также раздаточным материалом (приложениями 1-6)

Огромную благодарность хочется выразить авторам пособия «Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич/ Под ред. Н.А. Сениной.- Ростов н: Легион, 2015», так как практически весь урок строится на материале данной книги.

Тип урока: урок -практикум.

Цель урока: научить создавать текст-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова.

Образовательные задачи:

-развивать умение формулировать значение слова;

-научиться правильно понимать исходный текст;

- уметь отбирать материал, необходимый для написания сочинения;

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

-Умение создавать внутреннюю мотивацию к учению.

-Умение использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни.

-Умение выражать свое отношение к поставленной проблеме.

-Умение понимать нравственные идеи текста.

-Умение понимать значимость приобретенных знаний и умений.

- Умение воспитывать в себе целеустремленность, необходимость самовоспитания, самокритичности;

Познавательные УУД:

-Умение строить речевое высказывание.

-Умение выдвигать гипотезу (формулировка тезиса).

-Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказательства.

-Умение формулировать аргументы и находить примеры, подтверждающие заявленный тезис.

-Умения и навыки отбирать нужный материал из текста для аргументации;

 Коммуникативные УУД:

-Умение слушать и понимать других.

-Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

-Умение определять цель учебной деятельности.

- Умение развивать логику мышления, внимание к слову.

Регулятивные УУД:

-Умение самостоятельно и в группе работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

-Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Методы и приёмы:

Наблюдение, беседа, создание проблемной ситуации, сравнение учебных объектов, , постановка целей и задач, презентация, рефлексия

Планируемые результаты:

Предметные:

1)Научиться создавать текст-рассуждение по модели: тезис, аргументы, вывод.

2) Научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказательства.

3)Научиться формулировать аргументы и находить примеры, подтверждающие заявленный тезис.

4)Научиться писать сочинение-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова.

Личностные:

1)Научиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

1)Научиться создавать внутреннюю мотивацию к учению

3) Научиться выражать свое отношение к поставленной проблеме

4) Научиться понимать нравственные идеи текста.

5) Научиться осознавать необходимость самовоспитания, самокритичности.

Метапредметные:

1)Понимать прочитанный текст.

2)Выдвигать гипотезу, формулировать тезис.

3)Аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора текста.

4)Выстраивать логическую цепочку доказательства.

Конспект урока

Приветствие

(

слайд 1)

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на своем уроке! Сегодня предстоит серьёзная и интересная работа- работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту: учиться понимать текст, извлекать необходимую информацию, необходимую для написания сочинения-рассуждения 9.3 в рамках подготовки к ОГЭ. Кроме того, мы попробуем выработать алгоритмы работы, которые помогут вам справиться с написанием сочинения.

2. Слово учителя.

- Прежде чем приступить к нашему занятию, мне бы очень хотелось познакомить вас со стихотворением Э.Асадова «Две красоты», которое будет своеобразным эпиграфом к уроку. СЛАЙД 2 (Приложение 1)

- Что вы знаете об этом поэте?

- О чем это стихотворение?

- Какую проблему ставит автор?

- Найдите авторскую позицию. Согласны ли вы с ней? Объясните почему

3. Основная часть

- Последнее задание экзаменационной работы- самое сложное задание- подразумевает написание сочинения-рассуждения, темой которого является какое-либо слово- определение его значения. Но для того, чтобы написать сочинение- хорошее сочинение, нужно знать, как его будут оценивать эксперты. Потому что в критериях заложен алгоритм написания вашего сочинения.

- Давайте взглянем на критерии оценивания сочинения 9.3. ,(Приложение 2)

- Как вы думаете, сколько абзацев должно быть в такой работе? Какие именно? (5 абзацев или как минимум 4 (определение и комментарий можно объединить в 1 абзац)

- С чего же начать работу над заданием 9.3? (Читаем задание, соотносим слово и тему, данную в формулировке задания) СЛАЙД 4

- Обратите внимание, в задании 9.3 можно увидеть несколько разных формулировок. Давайте посмотрим на них1. СЛАЙД 5

2. Шаг 2. Читаем внимательно текст второй части. Ищем в нем героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них, для того чтобы полно сформулировать определение значения слова, прокомментировать его.

- Читаем текст П.Васильева «Уродина» (читает учитель) 2Приложение 3

- Каково ваше мнение о тексте? Заинтересовал? На какие вывел размышления?

- О чем этот текст?

-Актуальна ли тема? В чем ее актуальность?

- Какие вопросы волнуют автора?

- Имеют ли место быть эти вопросы сегодня?

- С какой целью написан автором текст?

3. -Каким будет третий шаг к написанию работы? (Формируем определение слова и комментируем его)

- Итак, вы прочитали текст «Уродина». Теперь сформулируем определение слова КРАСОТА. Многим, наверное, покажется сложным справиться с заданием. Конечно, оно не является легким, однако вам ведь и не нужно давать точное определение, как, например, в толковых словарях. Вы должны представить СВОЕ понимание этого слова.

- Сейчас мы сравним несколько определений слова красота из толкового словаря3. СЛАЙД 6

- Какое из представленных определений употреблено в нашем тексте?

-Какие самые распространенные ошибки могут встретиться в этой части работы?4 СЛАЙД 7

-Итак, если вы даете в сочинении определение без комментария, то теряете 1 балл. Таким образом, комментируйте тезис-определение, используя текст второй части работы.

- В задании 9.3 написано, что вы должны привести два аргумента. Какие?

- В критериях оценивания сказано, что вы получаете такой же балл, если оба аргумента будут из текста. НО! Однако далеко не всегда второй аргумент можно легко найти в тексте. Какой пример может служить аргументом из жизненного опыта?5 СЛАЙД 8

- А теперь переходим к вопросу оценивания работ. Что же проверяет эксперт?6 СЛАЙД 9

-Прямо сейчас вы попробуете себя в необычной роли- в роли эксперта. Перед вами на столах тексты, попробуйте расставить баллы. (Ребята в группах оценивают работу, объясняют свое решение, сравнивают с оцениванием эксперта)

Текст 1 7(приложение 4)

Текст 28 (приложение 5)

Текст 39 (приложение 6)

4. Рефлексия.

- Сейчас каждый из вас, в качестве итога урока, напишет стихотворение-синквейн на тему «Красота»

5. Домашнее задание.

Напишите сочинение по тексту П.Васильева «Уродина» (9.3)

Заключение.

- Ребята, в конце нашего урока мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках. СЛАЙД 10

- Я думаю, сегодняшний урок дал вам представление о значимости жизненных ориентиров и стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. Спасибо за урок!
СЛАЙД 11

Приложение 1

Э. Асадов «Две красоты»

Хоть мать-природа не сидит без дела,
Но идеалы редко созидает.
И красота души с красивым телом
Довольно редко в людях совпадает.


Две красоты, и обе хороши.
Вручить бы им по равному венцу!
Однако часто красота души
Завидует красивому лицу.


Не слишком то приятное признанье,
А все же что нам истину скрывать?!
Ведь это чувство, надобно сказать,
Не лишено, пожалуй, основанья.


Ведь большинство едва ль не до конца
Престранной «близорукостью» страдает.
Прекрасно видя красоту лица,
Душевной красоты не замечает.


А и заметит, так опять не сразу,
А лишь тогда, смущаясь, разглядит,
Когда все то, что мило было глазу,
Порядочно и крепко насолит.


А, может быть, еще и потому,
Что постепенно, медленно, с годами,
Две красоты, как женщины в дому,
Вдруг словно бы меняются ролями.


Стареет внешность: яркие черты
Стирает время властно и жестоко,
Тогда как у духовной красоты
Нет ни морщин, ни возраста, ни срока.


И сквозь туман, как звездочка в тиши,
Она горит и вечно улыбается.
И кто откроет красоту души,
Тот, честное же слово, не закается!


Ведь озарен красивою душой,
И сам он вечным расплеснется маем!
Вот жаль, что эту истину порой
Мы все же слишком поздно понимаем.

Приложение 2

Критерии оценивания задания 9.3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста (9.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

9

Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем
критериям проверки (С3К1–С3К4; ГК1–ГК4, ФК1).

Приложение 3

Уродина

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность.

(15) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (16) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (17) –Меня там ждут. (18) Я спешу! (19) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(20) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (21) –Не мешайте гражданину.

(22) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(23) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(24) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(25) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (26) –У меня свои такие. (27) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(28) Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(29) –Сережа! – кричала она. (30) – Как договорились, жду на условленном месте.

(31) Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (32) –Да тут всякие…

(33) Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(34) –Уродина!..

(35) Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(36) Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой. (37) Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(38) – Сейчас приедет неотложка.

(39) – Спасибо.

(40) – Как вы себя чувствуете?

(41) – Лучше.

(42) Полина Ивановна молчала. (43) И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

(44) Неожиданно в комнату вошла знакомая

мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (45) Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.

(46) – Вы здесь?! – взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.

(47) – Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

(48) – Так это вы не для себя звонили, так старались? (49) Для других старались? – спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

(50) – Бабусик, я пойду, – обратилась она к Полине Ивановне. (51) – Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (52) Что у кинотеатра делается! (53) Психоз какой-то! (54) А ты побеседуй с этим джентльменом. (55) Приятная компания. (56) Ну, помчалась. (57) Целую!

(58) Неотложка пришла через несколько минут. (59) Возможно, девушка встретилась с врачом гденибудь у лифта. (60) Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить ее в больницу. (61) Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли. (62) Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (63) Наконец она ушла. (64) А на другой день я узнал, что еще в лифте Полина Ивановна умерла.

(По П.Васильеву) 

9.3. Как вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать красивым?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример— аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Приложение 4

Сочинение 1

Сочинение

Комментарий эксперта

Баллы

Я думаю, красота – это люди, природа, произведения искусства. Вокруг нас много красивых вещей.

В тексте П. Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а ее внучка даже не заметила, что бабушка больна.

В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметил, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это некрасивый поступок.

Таким образом автор призывает нас быть внимательным к людям. (76 слов)

Всего: баллов

Приложение 5

Сочинение 2

Сочинение

Комментарий эксперта

Баллы

Красота – это различные признаки, свойства предмета или человека, которые заставляют нас восхищаться. Например, в тексте Павла Васильева девушка «редкой красоты» оказывается черствым, равнодушным, эгоистичным человеком. Для нее удивительно даже то, что мужчина «старался» не для себя, а для других. Думаю. Слово «уродина» в предложении 35 очень точно характеризует именно героиню рассказа.

Подлинное восхищение вызывает душевная красота, отзывчивость героя, который спешит к телефону-автомату, чтобы вызвать скорую помощь, помочь пожилой женщине. Действительно, именно добрые дела говорят о подлинной красоте.

Таким образом, красота человека – это не только яркая внешность, но и добрая душа, человечные поступки.(92 слова)

Всего: баллов

Приложение 6

Сочинение 3

Сочинение

Комментарий эксперта

Баллы

Что такое красота? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Я думаю, что красота человека – это не только привлекательная внешность, но и добрая душа.

В тексте П. Васильева показано, что внешняя привлекательность далеко не всегда признак истинной красоты. И действительно, человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться черствым, бездушным и даже жестоким.

Как показывает писатель, девушка «редкой, бросающейся в глаза красоты» бесцеремонно ведет себя в очереди у телефона-автомата, оказывается настолько бездушной, что даже не замечает болезни родной бабушки. Сам автор в названии рассказа («Уродина») дает безжалостную оценку героине.

Примеры настоящей красоты можно найти в русской литературе. Героя рассказа А. Платонова «Юшка» все оскорбляют и обижают. Только после его смерти окружающие люди смогли по-настоящему оценить Юшку как жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что истинная красота человека в его душе, в делах и поступках. (140 слов)

Всего: баллов

ТАМ ЖЕ. – с. 77

ТАМ ЖЕ- с.79

ТАМ ЖЕ – с. 80

ТАМ ЖЕ –с. 83

ТАМ ЖЕ – с. 84

ТАМ ЖЕ – С.84

ТАМ ЖЕ-С.85

ТАМ ЖЕ- С. 85-86

Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич/ Под ред. Н.А. Сениной.- Ростов н: Легион, 2015.- С.75