Урок русского языка в 4 классе
по теме «Глагол».
Вид урока: урок-игра.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Форма проведения: игра «Помоги ученику!».
Цели:
1. Образовательные:
- обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи.
- повторить и усвоить знания учащихся о существенных признаках глагола.
-отрабатывать навыки определения времени глагола, числа, спряжения, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени.
2. Развивающие:
- развитие орфографической зоркости, внимания, умения действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы;
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи.
3. Воспитательные:
- формирование интереса к изучаемому материалу;
- воспитание чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности, усидчивости.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные(УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке
Предметные:
систематизировать знания о глаголе, как части речи;
формировать умение определять грамматические признаки глагола, овладение нормами русского литературного языка, развивать умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метопредметные
:
Познавательные:
обобщени
е(
умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
Регулятивные
:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, оценка ( адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников )
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
Уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
развитие самостоятельности;
развивать внимание. Восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент. 5 мин
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. У нас сегодня необычный урок. Наш урок будет проходить в нетрадиционной форме. А начать я его хочу с притчи.
Психологический настрой «Все в твоих руках».
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Я не зря начала выступление с психологического настроя. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.
А чтобы урок получился интересным, познавательным, я хочу предложить вам провести его в форме игры «Помоги другу» создание обучающей статьи на сайте
Как вы думаете? Для чего нужны обучающие статьи?
О чем пойдёт речь в этой статье, вы должны догадаться.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.
- Специалисты готовы? Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
Откройте свои черновики-планшеты, запишите число.
- В интернет-запросах от школьников приходит много вопросов, которые просят помочь им разобраться в тех или иных вопросах:
- Начинаем отвечать на вопросы школьников:
-Что такое глагол?
-На какие вопросы отвечает?
-Что обозначает?
-Каким членом предложения является?
-Как подчёркивается?
Отработаем эти навыки: Задание:
1. Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.
2. От данных словарных слов образуйте глагол
Беседа - …
Завтрак - …
Работа - …
Рассказ - …
Чувство - …
Учитель: Какую же роль играет глагол в речи?
Ответ учеников: Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной.
Задание: 3 Известные вам устойчивые выражения нужно заменить одним словом –глаголом.
Клевать носом - спать.
Водить за нос – обманывать.
Витать в облаках – мечтать.
Зарубить себе на носу – запомнить.
Учитель: Как изменяются глаголы?
Дети: Глаголы изменяются по временам и по числам.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а глаголы в прошедшем времени по родам в единственном числе.
Задание 4 В предложении у глаголов определить время и число.
Тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.
Задание 5 Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
1)Труд человека кормит, а лень портит.
2) Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
3) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
4) Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Задание 6 Нарисуй рисунки, описанные с помощью глаголов.
= Светит, греет, улыбается. (Солнышко)
= Клубятся, плывут, закрывают. (Тучи)
= Пробуждаются, распускаются. (Деревья)
= Прорастает, зеленеет. (Травка)
= Цветут, украшают. (Цветы)
Пробуждаются, распускаютсяЦветут, украшают Прорастает, зеленеет Клубятся, плывут, закрываютЧто такое глагол?На какие вопросы отвечает?Каким членом предложения является?Как подчёркивается?Найти в тексте глаголы и подчеркните ихПришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.От данных словарных слов образуйте глаголБ _ с _ да - …Завтр _ к - …Р _ бота - …Ра ___ каз - …Чу _ ство - …
Устойчивые выражения нужно заменить одним словом –глаголом. Клевать носом – Водить за нос – Витать в облаках – Зарубить себе на носу -спать.Водить за нос – обманывать.Как изменяются глаголы?Прошедшее время?Настоящее время?Будущее время?
В предложении у глаголов определи число и время: Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.Вспомни пословицы, вставь пропущенные глаголы1)Труд человека ________________, а лень ____________.2) Без труда, __________________ и рыбку из пруда.3) Семь раз ______________, один раз ______________.4) Крепкую дружбу и топором _______________.Нарисуй рисунки, описанные с помощью глаголов.Светит, греет, улыбается