* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Урок русского языка в 5 классе с использованием заданий по формированию функциональной грамотности

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян и др.

Тема: Приставка

Тип: изучение нового материала

Задачи:

углубить знания о приставке как словообразующей морфеме;

дать первичное представление о приставочном способе образования слов;

учить выделять приставки, определять их значение, подбирать слова одной словообразовательной модели;

формировать навыки

читательской грамотности.

Планируемые результаты

Предметные:

знать определение приставки, смысловое значение приставки;

опознавать приставку в слове;

подбирать слова с указанными приставками;

определять значения, выражаемые приставками;

группировать слова по значению приставок;

определять состав слов разных словообразовательных моделей.

Метапредметные:

регулятивные:

ставить и адекватно формулировать тему, учебную задачу, планировать процесс и содержание учебной деятельности;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

извлекать лингвистическую информацию из упражнений;

вести исследования: наблюдать, классифицировать, обобщать, делать выводы;

интегрировать и интерпретировать информацию

;

коммуникативные:

работать индивидуально;

строить продуктивное речевое взаимодействие с учителем.

Личностные:

стремиться к самоопределению;

осознавать словообразовательные возможности русского языка, его богатство;

обогащать словарный запас, совершенствовать коммуникативные умения.

Функциональная грамотность: «Милосердие» (задание 1,3) (из Банка заданий: Читательская грамотность (instrao.ru))

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

ормируемые УУД)

1.

Мотивационно-целевой этап

Приветствует.

1)Проводит игру «Шифровка:

- Используя ключ, расшифруйте слово:

8 2,9 5 7 1 6,10 3 4

Д И С Р М Е Л О

Ответ: милосердие.

- Как вы понимаете значение этого слова?

Подводит итог по результатам высказывания.

Отвечают на приветствие.

Разгадывают слово.

Отвечают на поставленный вопрос.

Стремиться самоопределению (Л)

Строить продуктивное речевое взаимодействие с учителем (К)

2)Организует работу с текстом из Базы заданий по формированию читательской грамотности.

- Прочитайте текст Мариэтты Чудаковой «Милосердие», затем выполните два задания.

Текст «Милосердие», приложение 1.

3) Проверяет ответы учащихся в соответствии с критериями.

Читают и выполняют задания.

Характеристика заданий:

Задание 1

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию (П)

Объект оценки: понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/ идею текста)

Задание 2

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию (П)

Объект оценки: делать выводы на основе информации, представленной в одном фрагменте текста.

Работать индивидуально (К)

2.

Этап актуализации знаний

4) Организует работу по заданию 3 (к тексту, не из Базы заданий).

- Распределите слова и словосочетания в два столбика.

МИЛОСЕРДИЕ

НЕМИЛОСЕРДИЕ

Слова: сердоболие, любовь, добро, бесчувственный, зло, помощь, не замечать чувств других, нет никакого дела.

- Какая морфема помогла вам выполнить задание?

5) Предлагает сформулировать тему урока, определить задачи урока.

Распределяют слова (устно).

Отвечают на поставленный вопрос:

- Приставка.

Формулируют и записывают тему урока, определяют задачи.

Вести исследования: наблюдать, классифицировать, обобщать , делать выводы (П)

Ставить и адекватно формулировать тему, учебную задачу (Р)

3.

Этап изучения нового знания

6) Организует составление плана для самостоятельного поиска лингвистической информации о приставке (стр. 21 учебника).

- Составьте план с опорой на вопросы: Что? Для чего? Какие?

- что такое приставка;

- для чего нужны приставки;

- какие значения имеют приставки.

Планируют учебную деятельность, классифицируют учебный материал в соответствии с планом, готовят устное высказывание.

Планировать процесс и содержание учебной деятельности (Р)

Обогащать словарный запас (Л)

Извлекать лингвистическую информацию (П)

Предметные: знать определение приставки, смысловое значение приставок.

7) Выслушивает ответы детей, дополняет:

знакомит с понятием «приставочный способ образования новых слов».

8) Организует работу с упр. 450, в случае необходимости корректирует процесс.

Высказываются, слушают, дополняют ответы других.

Подбирают и записывают существительные с предлагаемой приставкой. Определяю значение приставки БЕЗ-.

Осознавать словообразовательные возможности русского языка (Л)

Предметные: опознавать приставку в слове, определять значение приставок, группировать слова.

4.

Этап самоконтроля

9) Организует самостоятельную работу с упр. 452

Самостоятельно выполняют упражнение.

Осуществлять самоконтроль (Р)

Работать индивидуально (К)

Предметные: определять состав слов разных словообразовательных моделей.

5.

Этап рефлексии учебной деятельности

10)Организует подведение итогов.

11) Инструктирует по выполнению домашнего задания: упр. 453

Оценивают уровень своих знаний и умений, продвижение в теме.

Анализируют домашнее задание, выявляют степень готовности к его выполнению.

Высказываются:

-Раньше я думал (а), что…

-Теперь я знаю, что…

Строить продуктивное речевое взаимодействие с учителем (К)

Осуществлять самоконтроль (Р)

Приложение 1