Тема урока « Функциональные стили речи»

( урок в 6 классе с использованием инструмента формирующего оценивания « Матрица сравнения»)

Учитель:Хантаева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Усть-Ордынская СОШ№1 Эхирит-Булагатского района Иркутской области

 

Тип урока: урок повторения и применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока: Образовательные цели

Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на

основе выявления целей каждого стиля речи.

Знать сферу употребления

стилей речи

.

Сформировать умение находить характ

ерные для каждого стиля речевые особенности

.

Использовать инструмент формирующего

оценивания « Матрица сравнения», чтобы сопоставить

стили речи, найти общее

и

различия между стилями речи

;

.

Развивающие цели: 1)Развитие речи учащихся

2) развитие зрительной и слуховой памяти учащихся

Воспитательные цели:

воспитывать любовь к родному языку;

Воспитывать ценностное отношение к русскому языку

;

Оборудование урока : презентация к уроку.

Ход урока

Вводно-мотивационный этап.

С

егодня

на уроке мы

будем говорить о стилях

речи

.

Т

ема нашего урока « Функциональные стили речи»

.

А какие цели мы поставим, чтобы решить нашу задачу?

1) каковы цели каждого стиля речи;

2) какова сфера применения каждого стиля речи;

3)каковы особенности каждого стиля речи;

4)в чем сходство и различие стилей речи;

Учитель: Цели нам ясны, но теперь нам надо перевести цели в критерии, то есть в измеряемые учебные результаты и определить необходимый уровень . Критерии будут исходить из целей урока.

.Определение критериев урока: Поскольку целей 4 , критериев у нас будет 4, а уровней будет 3 : высокий оптимальный средний

З

наю цели всех стилей речи

5

4

3

З

наю сферы употребления стилей речи

5

4

3

З

наю

речевые особенности

стилей речи

5

4

3

С

могу найти сходство и различие стилей

.

5

4

3

Учитель : да, задача наша непростая, но , я уверена, что мы успешно справимся с ней. Хочу добавить: знания по этой теме вы будете углублять до 11 класса. ( 5 минут)

2 этап.Проверка домашенего задания и повторение изученного учебного материала. Итак, начнема столах у вас лежат листы самоконтроля, их после выполнения задания вы будете заполнять.Но для начала давайте ответим на мои вопросы.

Что

такое стиль речи?

(

Стиль-совокупность приёмов использования языковых сре

дств дл

я выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

Сколько стилей речи вы знаете? 5

Ч

то такое текст? И чем он отличается от просто предложений?

(

2

минуты)

Учитель:Дома вы делали упражнение 241. Назовите, какой абзац и почему оказался лишним в сочинении ученика?

Ученик:Второй , потому что сам текст представляет стиль разговорный , а во втором абзаце фрагмент официально – делового стиля, это инструкция, как правильно спускаться с горы на лыжах. . Прочитаю фрагмент: « Чтобы не потерять равновесие, необходимо сильнее согнуть ноги…» А в первом и третьем абзаце представлен разговорный стиль: мчаться, бугорок.

Как вы думаете , ребята, а в каком стиле задумывал написать мальчик , как вы считаете?

Возможно, в художественном, потому что есть тропы: ветер обжигает, летишь ,как птица, убегающий снег. Получилось смешение стилей речи.

Учитель:Хорошо!Молодцы, ребята.(2мин) .

3 этап. Изучение нового материала. ( Подготовлены краткие сообщения об особенностях каждого стиля.)

Выступления ребят по 2 минуты. ( научный , официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный) -10 минут.

Хорошо, ребята, спасибо , молодцы!

4 этап. Закрепление учебного материала.

1з. А теперь задание следующее: я буду называть информацию, ваша задача определить , какого это стиля речи цель и записать в тетрадях. Будьте внимательны., номер задания отмечаем в тетрадях, ответы сначала в тетрадях, затем баллы в листах оценивания. Если нет ошибок – 5 баллов, 1 ошибка -4 балла, 2-3 ошибки- 3 балла. Итак,

Этот стиль нужен

для того

,

чтобы обменивать

ся впечатлениями, мыслями,

для общения.

Этот стиль речи воздействует на наши мысли и чувства, благодаря ему мы радуемся

,

огорчаемся

, переживаем.

Этот стиль речи содержит

термины, передает точную

информацию.

Этот стиль речи содержит

точную передачу деловой информации

.

Этот стиль речи содержит сообщение, воздействие на разум читателей и слушателей

.

Учитель: давайте проверим друг у друга, что у нас получилось.

Ответы 1- разговорный, 2- художественный, 3-научный, 4 – официально- деловой, 5- публицистический. Давайте объявим результаты.

Макс. 5 баллов. Отметим свои баллы в листах оценивания.

.Следующее задание по сферам использования стилей речи, задание , подобное предыдущему:

1. этот стиль широко используется в учебниках, справочниках, энциклопедиях, словарях.

2.Этот стиль используется в газетах, журналах, на радио и ТВ.

3 . Этот стиль мы используем для общения со всеми, обычно в устной речи.

4.Этот стиль широко используется в стихах, рассказах, сказках, повестях, романах.

5. Этот стиль используется в документах, справках, заявлениях и объявлениях.

Что у нас получилось? Проверим на доске: Ответы:

научный, 2-публицистический, 3-разговорный, 4- художественный, 5 –официальн

о-

деловой.

Максимально 5 баллов. Отметим свои баллы в листах оценивания.

5 этап:Физкультминутка.( 1 минута).

Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот..
Руки плавно опустили,
Сели, примемся за стили!

6 этап : А сейчас мы поработаем в группах , у нас будет 3 группы, сделаем «Матрицу сравнения» , найдем сходство и различия в стилях речи. Каждое сходство и и различие оцениваем в 1 балл, подсчитываем , сколько баллов получилось в листе самооценивания. Для этого вам будут предложены тексты, ваша задача Определите стиль речи, отметьте речевые особенности и сделать матрицу сравнения. В конце работы руководитель группы зачитает сходства и различия стилей речи.

1текстпределите стиль речи, отметьте речевые особенности .
Трава просила дождика. Даже березки и рябины стояли сонные в знойной истоме. Из хвойного леса несло тяжелым смолистым запахом, кружившим головуебо было чистое, и только на западе блистала гряда пушистых облаков, точно небо было обложено волнами белоснежного дорогого меха.( Мамин- Сибиряк).( Стиль – художественный, использование эпитетов, сравнений, метафор)

2текст..

Лошадь- млекопитающее отряда непарнокопытных. Из всех существующих млекопитающих лошади сохранили 4 пальца, по одному на каждой ноге, что способствует быстрому бегу данного животного.( научный, термины, точная информация)

3 текст. Как люди изобрели корабль.
В глубокой древности мостов не было. Большие реки преграждали дороги. Но человек заметил, что можно на бревне переплыть реку. А потом люди придумали: привязали к бревну еще бревно, получился плот. На плоту плавать было легче и безопаснее ,да и груз можно было взять. Затем люди выдолбили середину бревна, получилась удобная лодка. И оказалось, что лодку удобно двигать шестом, а потом и весло придумалискоре люди поняли, что лодка и без весел плыть может, был бы ветер. Стали ловить ветер широкими полотнищами-парусами, которые прикрепляли к мачтам и реям чтобы вода через край не переливалась, стали доски прибивать по бокам.И получился корабль!

( публицистическийекст мог быть в журнале, газете,на радио или ТВ, воздействует на разум читателей, слушателей)

4 текст: Объявление
Вниманию учащихся 6б класса !
В субботу , 20 декабря, состоится экскурсия в Третьяковскую галереюорма одежды деловая. Сбор у школы в 10 часов.
Классный руководитель

( официально-деловой стиль, деловая информация)

5 текст:

- Наташа, приветик! Ты откуда?

-Привет, Ирочка!Да вот, приехала в гости к тете.

-Классно!Наш городок замечательныйсть у нас Парк Мира, там горит Вечный Огонь! А недавно построили Ледовый дворецы туда ходим кататься на коньках,на санках!Давай завтра сходим в Парк мира и заодно покатаемся на санках с ледяной горки.

- Хорошо, Ириша.

-Короче, приезжай к 11 часам в Парк тебя там буду ждать!

( Разговорный стиль, диалог двух девочек).

Давайте проверим ответы: 1- худож., 2- научный, 3- публиц., 4-офиц.-делов., 5-разговорный.

Хорошо , молодцы , ребята!.

4 этап. Закрепление учебного материала

8 этап : А сейчас мы поработаем в группах , у нас будет 3 группы, сделаем «Матрицу сравнения» , найдем сходство и различия в стилях речи. Каждое сходство и и различие оцениваем в 1 балл, подсчитываем , сколько баллов получилось в листе самооцениванияля этого вам будут предложены тексты, ваша задача определить стили речи этих текстов и сделать матрицу сравнения. В конце работы руководитель группы зачитает сходства и различия стилей речи.

1 группа будет сравнивать научный и официально- деловой стили.

2 группа – художественный и публицистический стили. Ребята, у нас остался разговорный стиль. Как вы думаете , к какому стилю речи близок разговорный стиль? Ответ:к художественному стилю.

3 группа - разговорный и художественный стили.( 7 минут)

8 этап: руководитель группы зачитает получившуюся Матрицу сравнения и скажет, сколько баллов получила группа, если считать каждый пункт за один балл.

Проверим по моему шаблону.

Итак , групповая работа закончилась.

Спасибо за работу, вы сегодня очень старались, поэтому я поставлю всем хорошие и отличные оценки.

Рефлексия. 1.Сегодня на уроке я узнал…

2. Сегодня на уроке я понял…

3. Я постараюсь запомнить…

Спасибо, ребята, за вашу работу. Постарайтесь запомнить все , о чем мы говорили сегодня на уроке.

Подведем итоги нашей работы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Листы самоконтроля сдайте для проверки.

Домашнее задание : П.29, читать, упр.271, 272 ( на выбор) выполнить письменно.