Тема урока « Функциональные стили речи»
( урок в 6 классе с использованием инструмента формирующего оценивания « Матрица сравнения»)
Учитель:Хантаева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Усть-Ордынская СОШ№1 Эхирит-Булагатского района Иркутской области
Тип урока: урок повторения и применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока: Образовательные цели
Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на
основе выявления целей каждого стиля речи.
Знать сферу употребления
стилей речи
.
Сформировать умение находить характ
ерные для каждого стиля речевые особенности
.
Использовать инструмент формирующего
оценивания « Матрица сравнения», чтобы сопоставить
стили речи, найти общее
и
различия между стилями речи
;
.
Развивающие цели: 1)Развитие речи учащихся
2) развитие зрительной и слуховой памяти учащихся
Воспитательные цели:
воспитывать любовь к родному языку;
Воспитывать ценностное отношение к русскому языку
;
Оборудование урока : презентация к уроку.
Ход урока
Вводно-мотивационный этап.
С
егодня
на уроке мы
будем говорить о стилях
речи
.
Т
ема нашего урока « Функциональные стили речи»
.
А какие цели мы поставим, чтобы решить нашу задачу?
1) каковы цели каждого стиля речи;
2) какова сфера применения каждого стиля речи;
3)каковы особенности каждого стиля речи;
4)в чем сходство и различие стилей речи;
Учитель: Цели нам ясны, но теперь нам надо перевести цели в критерии, то есть в измеряемые учебные результаты и определить необходимый уровень . Критерии будут исходить из целей урока.
.Определение критериев урока: Поскольку целей 4 , критериев у нас будет 4, а уровней будет 3 : высокий оптимальный средний
З
наю цели всех стилей речи
5
4
3
З
наю сферы употребления стилей речи
5
4
3
З
наю
речевые особенности
стилей речи
5
4
3
С
могу найти сходство и различие стилей
.
5
4
3
Учитель : да, задача наша непростая, но , я уверена, что мы успешно справимся с ней. Хочу добавить: знания по этой теме вы будете углублять до 11 класса. ( 5 минут)
2 этап.Проверка домашенего задания и повторение изученного учебного материала. Итак, начнем.На столах у вас лежат листы самоконтроля, их после выполнения задания вы будете заполнять.Но для начала давайте ответим на мои вопросы.
Что
такое стиль речи?
(
Стиль-совокупность приёмов использования языковых сре
дств дл
я выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
Сколько стилей речи вы знаете? 5
Ч
то такое текст? И чем он отличается от просто предложений?
(
2
минуты)
Учитель:Дома вы делали упражнение 241. Назовите, какой абзац и почему оказался лишним в сочинении ученика?
Ученик:Второй , потому что сам текст представляет стиль разговорный , а во втором абзаце фрагмент официально – делового стиля, это инструкция, как правильно спускаться с горы на лыжах. . Прочитаю фрагмент: « Чтобы не потерять равновесие, необходимо сильнее согнуть ноги…» А в первом и третьем абзаце представлен разговорный стиль: мчаться, бугорок.
Как вы думаете , ребята, а в каком стиле задумывал написать мальчик , как вы считаете?
Возможно, в художественном, потому что есть тропы: ветер обжигает, летишь ,как птица, убегающий снег. Получилось смешение стилей речи.
Учитель:Хорошо!Молодцы, ребята.(2мин) .
3 этап. Изучение нового материала. ( Подготовлены краткие сообщения об особенностях каждого стиля.)
Выступления ребят по 2 минуты. ( научный , официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный) -10 минут.
Хорошо, ребята, спасибо , молодцы!
4 этап. Закрепление учебного материала.
1з. А теперь задание следующее: я буду называть информацию, ваша задача определить , какого это стиля речи цель и записать в тетрадях. Будьте внимательны., номер задания отмечаем в тетрадях, ответы сначала в тетрадях, затем баллы в листах оценивания. Если нет ошибок – 5 баллов, 1 ошибка -4 балла, 2-3 ошибки- 3 балла. Итак,
Этот стиль нужен
для того
,
чтобы обменивать
ся впечатлениями, мыслями,
для общения.
Этот стиль речи воздействует на наши мысли и чувства, благодаря ему мы радуемся
,
огорчаемся
, переживаем.
Этот стиль речи содержит
термины, передает точную
информацию.
Этот стиль речи содержит
точную передачу деловой информации
.
Этот стиль речи содержит сообщение, воздействие на разум читателей и слушателей
.
Учитель: давайте проверим друг у друга, что у нас получилось.
Ответы 1- разговорный, 2- художественный, 3-научный, 4 – официально- деловой, 5- публицистический. Давайте объявим результаты.
Макс. 5 баллов. Отметим свои баллы в листах оценивания.
2з.Следующее задание по сферам использования стилей речи, задание , подобное предыдущему:
1. этот стиль широко используется в учебниках, справочниках, энциклопедиях, словарях.
2.Этот стиль используется в газетах, журналах, на радио и ТВ.
3 . Этот стиль мы используем для общения со всеми, обычно в устной речи.
4.Этот стиль широко используется в стихах, рассказах, сказках, повестях, романах.
5. Этот стиль используется в документах, справках, заявлениях и объявлениях.
Что у нас получилось? Проверим на доске: Ответы:
научный, 2-публицистический, 3-разговорный, 4- художественный, 5 –официальн
о-
деловой.
Максимально 5 баллов. Отметим свои баллы в листах оценивания.
5 этап:Физкультминутка.( 1 минута).
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот..
Руки плавно опустили,
Сели, примемся за стили!
6 этап : А сейчас мы поработаем в группах , у нас будет 3 группы, сделаем «Матрицу сравнения» , найдем сходство и различия в стилях речи. Каждое сходство и и различие оцениваем в 1 балл, подсчитываем , сколько баллов получилось в листе самооценивания. Для этого вам будут предложены тексты, ваша задача Определите стиль речи, отметьте речевые особенности и сделать матрицу сравнения. В конце работы руководитель группы зачитает сходства и различия стилей речи.
1текст.Определите стиль речи, отметьте речевые особенности .
Трава просила дождика. Даже березки и рябины стояли сонные в знойной истоме. Из хвойного леса несло тяжелым смолистым запахом, кружившим голову.Небо было чистое, и только на западе блистала гряда пушистых облаков, точно небо было обложено волнами белоснежного дорогого меха.( Мамин- Сибиряк).( Стиль – художественный, использование эпитетов, сравнений, метафор)
2текст..
Лошадь- млекопитающее отряда непарнокопытных. Из всех существующих млекопитающих лошади сохранили 4 пальца, по одному на каждой ноге, что способствует быстрому бегу данного животного.( научный, термины, точная информация)
3 текст. Как люди изобрели корабль.
В глубокой древности мостов не было. Большие реки преграждали дороги. Но человек заметил, что можно на бревне переплыть реку. А потом люди придумали: привязали к бревну еще бревно, получился плот. На плоту плавать было легче и безопаснее ,да и груз можно было взять. Затем люди выдолбили середину бревна, получилась удобная лодка. И оказалось, что лодку удобно двигать шестом, а потом и весло придумали.Вскоре люди поняли, что лодка и без весел плыть может, был бы ветер. Стали ловить ветер широкими полотнищами-парусами, которые прикрепляли к мачтам и реям.А чтобы вода через край не переливалась, стали доски прибивать по бокам.И получился корабль!
( публицистический,текст мог быть в журнале, газете,на радио или ТВ, воздействует на разум читателей, слушателей)
4 текст: Объявление
Вниманию учащихся 6б класса !
В субботу , 20 декабря, состоится экскурсия в Третьяковскую галерею.Форма одежды деловая. Сбор у школы в 10 часов.
Классный руководитель
( официально-деловой стиль, деловая информация)
5 текст:
- Наташа, приветик! Ты откуда?
-Привет, Ирочка!Да вот, приехала в гости к тете.
-Классно!Наш городок замечательный.Есть у нас Парк Мира, там горит Вечный Огонь! А недавно построили Ледовый дворец,мы туда ходим кататься на коньках,на санках!Давай завтра сходим в Парк мира и заодно покатаемся на санках с ледяной горки.
- Хорошо, Ириша.
-Короче, приезжай к 11 часам в Парк,я тебя там буду ждать!
( Разговорный стиль, диалог двух девочек).
Давайте проверим ответы: 1- худож., 2- научный, 3- публиц., 4-офиц.-делов., 5-разговорный.
Хорошо , молодцы , ребята!.
4 этап. Закрепление учебного материала
8 этап : А сейчас мы поработаем в группах , у нас будет 3 группы, сделаем «Матрицу сравнения» , найдем сходство и различия в стилях речи. Каждое сходство и и различие оцениваем в 1 балл, подсчитываем , сколько баллов получилось в листе самооценивания.Для этого вам будут предложены тексты, ваша задача определить стили речи этих текстов и сделать матрицу сравнения. В конце работы руководитель группы зачитает сходства и различия стилей речи.
1 группа будет сравнивать научный и официально- деловой стили.
2 группа – художественный и публицистический стили. Ребята, у нас остался разговорный стиль. Как вы думаете , к какому стилю речи близок разговорный стиль? Ответ:к художественному стилю.
3 группа - разговорный и художественный стили.( 7 минут)
8 этап: руководитель группы зачитает получившуюся Матрицу сравнения и скажет, сколько баллов получила группа, если считать каждый пункт за один балл.
Проверим по моему шаблону.
Итак , групповая работа закончилась.
Спасибо за работу, вы сегодня очень старались, поэтому я поставлю всем хорошие и отличные оценки.
Рефлексия. 1.Сегодня на уроке я узнал…
2. Сегодня на уроке я понял…
3. Я постараюсь запомнить…
Спасибо, ребята, за вашу работу. Постарайтесь запомнить все , о чем мы говорили сегодня на уроке.
Подведем итоги нашей работы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Листы самоконтроля сдайте для проверки.
Домашнее задание : П.29, читать, упр.271, 272 ( на выбор) выполнить письменно.