Конспект урока русского языка.
Класс- 7
Тема урока: Образование деепричастий
Цели урока:
-образовательные:
1.Познакомить учащихся с образованием деепричастий совершенного и несовершенного вида.
2. Формировать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
3. Продолжать формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности.
4. Научить использовать ранее усвоенные знания и умения.
-развивающие:
1. Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к русскому языку на основе:
а) соединения теоретического материала с пониманием его практического применения;
б) создания ситуации успеха;
в) развития речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться);
г) развития коммуникативных умений и навыков;
д) обогащения словарного запаса учащихся;
-воспитательные
1. Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности.
2. Воспитание товарищества, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
3. Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности.
4. Воспитание бережного отношения к родному языку.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Оборудование: доска, презентация, таблица, раздаточный материал (карточки для исследовательской работы).
Ход урока:
1.Организационный момент (приветствие)
2.Вступительное слово. Мотивирование к обучению
Сегодня мы проведем урок-путешествие: будем покорять вершины новых знаний. Но как будут называться эти вершины, вы узнаете чуть позже. Вообще, путешествия – дело трудное, но необычайно интересное. Для этого туристы изучают климатические условия нужной страны, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением. Слабые и торопливые часто цели не достигают. Но мы - команда, должны все дойти до назначенного места, и при этом помогать друг другу. Согласны? А я, с вашего позволения, буду вашим проводником.
Но перед этим мы должны отметить точку отсчёта нашего сегодняшнего маршрута, а именно: записать в тетрадь число-14 января, и слова «классная работа». Предлагаю перед началом нашего восхождения к вершинам новых знаний проверить, насколько хорошо вы подготовлены к путешествию. И заодно узнать, как вы поработали дома.
3.Актуализация опорных знаний
Слайд 1
Назовите номера верных утверждений (2,3,6)
Исправьте неверные утверждения
Деепричастия обозначают признак предмета по действию
Деепричасти
я
бывают совершенного и несовершенного вида.
Деепричастие с зависимым словом образует деепричастный оборот.
Деепричастие несовершенного вида отвечают на вопрос
Ч
то сделав?
Деепричастие совершенного вида отвечают на вопрос
Ч
то делая?
Деепричасти
я
образуются от глаголов
Слайд 2.
(Проверка домашнего задания. Упр.237)
А теперь давайте проверим, как вы справились с домашним заданием, где вам нужно было найти в тексте предложения с деепричастными оборотами и выписать эти предложения. Сколько предложений вы нашли? 4? Согласна. Проверьте, правильно ли вы расставили знаки препинания. У кого все совпадает, можете смело поставить себе 5 за выполнение домашней работы. Может, у кого-то есть вопросы? Нет. Тогда давайте продолжать дальше.
4.Усвоение новых знаний в ходе осуществления пробного учебного действия. Первичная проверка понимания
-Каким способом образуются деепричастия? Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
-Сформулируйте тему урока и запишите."Образование деепричастий".
Слайд 3
-Каковы наши цели? Сформулируйте. Слайд 4
-А теперь посмотрите и ответьте –правильно ли образованы деепричастия? Слайд 5
покорять-покорив , покорить-покоряя
-Как надо правильно? Почему?
-Это «золотое» правило образования деепричастий: деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого образованы.
-Вы уже можете назвать суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия?
А теперь проверим, правы ли вы. Обратимся к нашему учебнику и откроем упр.242 на стр.173
Работа с учебником
Рассмотрите таблицу и р
асскажите друг другу
об
образовани
и
деепричастий
.(р
абота в парах: упр242.
)
Обратите внимание, есть ли разница в образовании причастий совершенного и несовершенного вида?
От какой основы глагола образуются деепричастия НСВ? А деепричастия СВ?
А теперь д
авайте составим алгоритм
образования причастия
. Ваши предложения.
Проверяем себя. Слайд 6 А я раздам каждому этот алгоритм, чтобы он был у вас перед глазами, когда вы будете работать с образованием деепричастий.
Алгоритм.
Как образовать деепричастие от глагола.
1. Задайте вопрос к глаголу.
2. Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)
а) Поставьте глагол в настоящее время (что делают?)
б) Отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат,-ят).
в) Добавьте суффикс – а- или – я-.
3. Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)
а) отбросьте окончание (-ть,-чь, -ти).
б) добавьте один из суффиксов -в, -вши,-ши.
5.Первичное закрепление материала.
Продолжаем наше восхождение - учимся образовывать деепричастия
Образуйте деепричастия НСВ от данных глаголов. Слайд 7
Гнуть-гнут, вянуть –вянут, писать-пишут, резать –режут, пить-пьют, шить-шьют, беречь-берегут, мочь-могут
-Что не получилось? Как вы думаете, почему?
-От каких глаголов нельзя образовать деепричастие?
-Давайте сгруппируем слова -примеры и сделаем вывод.
Проверим наши догадки. Слайд 8
Нельзя образовать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов:
с суффиксом -ну-: гаснуть – гаснут, вянуть- вянут, пахнуть – пахнут, , гнуть – гнут, мокнуть – мокнут, тянуть – тянут и др.
от большинства глаголов
с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, резать – режут и др.
от глаголов,
корни которых состоят из
одних согласных
:
пить-пьют, лить-льют, бить – бьют, шить – шьют, жечь – жгут, ждать – ждут, лгать – лгут и др. Искл.: мчаться – мчатся → мчась.
от глаголов
с основой настоящего времени
, оканчивающейся
на г, к, х (глаголы на -
ЧЬ)
: беречь – берегут, мочь – могут, стеречь, течь, печь, стричь.
от глаголов : расти, лезть, бежать и др.
-А теперь образуйте деепричастие от глагола быть (будучи)-Какой новый суффикс? -учи и вариант -ючи. Слайд 9.С помощью этих суффиксов деепричастия образовывались до 18 века: глядючи. Сейчас эти суффиксы почти не употребляются, их можно встретить лишь в литературе, но связь времен в языке не утрачивается, и пример этому деепричастие будучи.
-Сравните деепричастия: подняв-поднявши-поднявшись Слайд 10
Суффикс -вши вносит в деепричастие поднявши оттенок просторечия. Но если этот суффикс употребляется в возвратном деепричастии, этот оттенок исчезает.
-Прочитайте дополнительно об этом на с. 176 учебника (1 ученик читает вслух).
6.Самопроверка. Обсуждение и коррекция допущенных ошибок.
Итак, вершина под названием «Образование деепричастий» нами покорена. Теперь нам надо осмотреться и понять, крепко ли мы на ней стоим, а для этого выполним несколько тренировочных заданий. К доске идут два человека и выполняют задания к упр.244 и 245 (по 7 глаголов). От каких глаголов образовать деепричастия не получилось? Почему?
Ну, а теперь путешественники имеют право на небольшой отдых.
7.Физкультминутка. Слайд 11
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: поработать нужно.
-Из слов физкультминутки назовите деепричастия, определите их вид, от каких глаголов образованы?
Далее самостоятельно выполните упр. 248 с последующей самопроверкой. Делим упражнение на две части. Первый вариант образовывает деепричастия от первых 8 слов, второй вариант – от оставшихся 7-ми. Найдите глаголы, от которых можно образовать 2 деепричастия.(блеснуть и сверкнуть). Самопроверка Слайд 12
Самооценка Слайд 13
А теперь скажите, много ли в русском языке деепричастий? Ну конечно, много! А видели ли вы когда-нибудь целый водопад деепричастий? Нет? А эти очертания вам что-нибудь напоминают? Да, именно водопад. Так вот этот водопад составлен как раз из деепричастий. И самое интересное, что эти деепричастия и описывают действия водопада. А теперь ознакомьтесь с отрывком из стихотворения Роберта Саути «Лодорский водопад». Сможете ли вы найти в нем грамматическую основу этого предложения? Где же там основное действие? (падают воды). Вот вам еще один пример бесконечного богатства русского языка
8.Контроль усвоения, закрепление знаний в ходе самостоятельного выполнения практикума по теме.
Раздача карточек с заданиями (4 варианта заданий). Во время выполнения раздать проверенные тетради. После выполнения работы собрать тетради с выполненным заданием.
Переделайте предложения, заменив один из глаголов на деепричастие.
Расставьте знаки препинания.
1) Лопата наткнулась на какую-то преграду, высекала искры и не шла дальше.
2) Они закончили свою работу и вышли один за другим на дорогу.
3) Ребята выкупались и стали загорать.
4) Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.
1) Волчьими тропами шли охотники и несли на носилках раненого товарища. 2) Стая журавлей тянулась к югу, оглашала воздух резкими криками и медленно исчезла вдали.
3) На дворе блестит радостное весеннее солнце и отражается в лужицах между камней.
4) Вода вышла из берегов и затопила низкие места.
1) На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце.
2) Море все еще не успокоилось после ночной бури и глухо рокотало.
3) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.
4) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
1) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
2) Снежинки кружатся и падают с небес, словно звёзды.
3) Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.
4) Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.
9. Домашнее задание Слайд 14
Выучить теорию на с.173
Группа А
1. Написать мини-сочинение "Моё самое интересное путешествие", используя деепричастия и деепричастные обороты;
Группа Б:
1. Выполнить упр. 247
Группа В
1. Выписать из рассказа И.С.Тургенева "Певцы" 5 предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами
10. Рефлексия
1. Продолжите предложение с деепричастным оборотом, которое соответствует вашему состоянию на уроке: Слайд 15
Внимательно слушая, я....
Активно работая, я...
Помогая товарищам, я...
Стараясь писать разборчиво и правильно, я ...
11.Заключительное слово
Вот и пролетел урок,
Скоро прозвенит звонок.
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь,
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, не теряясь,
В работе приняли активное участие.
Спасибо скажем все деепричастию.
Спасибо за урок!