Учитель Трифонова Ольга Николаевна

2024 год

Урок-сказка по русскому языку

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова

3 класс

Цель: закрепить знания, умения и навыки учащихся о проверяемых безударных гласных в корне слова

Задачи:

Развивающие: развивать память, внимание, речь учащихся; формировать умение взаимодействовать в паре развивать информационную компетентность в соответствии с поставленной задачей; пробуждать интерес к языку.

Воспитательные: формировать организацию учебного труда; прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания, интересные сведения о словах; показать связь устного народного творчества с русским языком.

Планируемые результаты:

Предметные: различать проверяемые и непроверяемые орфограммы; использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне.

Познавательные: сознавать познавательную задачу; воспринимать задачу на слух; решать ее под руководством учителя или самостоятельно; воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений ; ориентироваться в учебнике.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; планировать свои действия (совместно с учителем) в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (выслушивать собеседника, не перебивать, стремиться понять его точку зрения).

Личностные: положительное отношение к языковой деятельности; заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий; этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость); понимание чувств одноклассников.

Оборудование:

ИКТ-презентация,

проектор,

интерактивная доска,

доска,

карточки для рефлексии.

Методы:

активные методы обучения,

игра и творчество,

деятельностный

подход

,

диалог.

 

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

1 этап

Организационный

Общая эмоциональная установка на урок, проверка готовности к уроку

Психологический настрой на урок. Самоконтроль готовности

2 этап

Мотивация учебной деятельности учащихся

Организация внимания учащихся

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

асшифруйте анаграмму

КЗАСАК (сказка)

-Ребята, какие сказки вы знаете?

- Давайте отправимся в путешествие по сказочной стране! Но чтобы попасть в сказочную страну нам нужен ключ, который спрятан в слове СКАЗКА

-Назовите первый звук этого слова : Звук С- согласный, глухой, твёрдый, парный

-Какой буквой обозначим его на письме?

Минутка чистописания…СССссс сос

Сосна сказка

Наш урок похож на сказку,

Нам без знаний никуда.

Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку, отправляемся туда!

3 этап

Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию

Мотивация учащихся к выполнению учебного действия

-Чем похожи эти слова?

- Над какой темой продолжим работу?

(Безударные гласные в корне слова) (Слайд…)

-Разгадайте название сказки в ребусе (Петушок и солнышко)

(Слайд…)

Словарная работа: п…тух, с…поги, за…ц, к…пуста, л…сица, с…рока, м…дведь, к…рова. (Слайд …)

-Что можете сказать о пропущенных буквах.

-Запишите слова, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить, поставьте знак ударения.

-Какое слово здесь лишнее? Почему? (сапоги- неодушевленное сущ.)

-В каких сказках встречаются данные герои: петух, медведь, лисица, заяц? Приведите примеры. (Слайд…)

-Кто написал в словах безударные гласные без ошибок ?

(Оценивание)

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов: Безударные гласные , непроверяемые ударением

Безударные гласные, проверяемые ударением

Одушевленные и неодушевлённые имена существительные

4 этап

Открытие нового знания

Включение учащихся в исследовательскую деятельность

-Прочитайте начало сказки Геннадия Цыферова «Петушок и солнышко»

-Вставьте пропущенные буквы

М_лодой п_тушок каждое утро встр_чал солнышко. Прыгнет на забор, закукарекает, и вот уже пок_залось над л_сочком з_лотое св_тило. А тут, как всегда, закукарекал, а вместо солнышка из-за леса серый туман выплыл.

«Где же солнышко найти?»-пост_ял петушок, подумал, надел сапожки и к к_тёнку пошёл.

-Выпишите слова с пропущенными безударными гласными в корне.

-Какие волшебные слова надо знать, чтобы написать правильно?

-Рядом с каждым словом напишите проверочное слово.

-Соедините линией буквы, обозначающие ударный и безударный гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слова. Обозначьте ударения.

- Петушок хочет побыстрее найти солнышко, встретить его , чтобы не опоздать!

-Давайте поможем петушку сделать эту работу - вставить пропущенные буквы и написать проверочные слова:

мОлодой-мОлодость, встЕчал- встрЕча, покАзалось- кАжется, лЕсочком- лЕс, зОлотое-зОлото, свЕтило-свЕт.

- Ребята, ответьте на вопросы одним словом, слова-ответы впишите в клетки:

К

то является главным героем сказки «Петушок и солнышко»?

Кого встречал главный герой сказки?

В какое время суток происходили события в сказке?

(петушок, солнышко, утро)

-Петушок так любит встречать солнышко! Давайте вместе с петушком его встретим и выполним задание:

- Установите соответствия между словами-названиями предметов и словами названиями признаков предметов. Запишите сочетания, которые у вас получились. Вставьте пропущенные буквы:

Гр_бешок тр_ва н_беса _блака

З_лёная белые красный голубые

Физминутка

Я, О, Е (Слайд…)

А-хлопаем в ладоши

Е-подскок

О-присядем

-Я читаю слова , а вы выполняете соответствующие действия:

К_рмушка(корм) М_слёнок(масло)

кр_льчиха(кролик)

См_льчак(смелый)

Б_глец(бег)

Ст_ричок(старый)

Ц_почка(цепь)

Д_чурка(дочь)

С_сновый(сосны)

Д_тишки(дети)

З_ма(зимы)

Интеллектуальное исследование

В процессе исследовательской деятельности ученики отвечают на вопросы, делают выводы.

5 этап

Первичное закрепление

Восстановление деформированных слов

- Перед вами, ребята, новое препятствие - это болото. Надо постараться пройти по кочкам, но для этого надо исправить ошибки в словах. Работаем в парах: (Слайд…)

Сава круглый год жывёт в нашых кроях. Днём ана прячется в лису, а по начам охотится. Совы харашо видят ночью. (9ошибок)

-На какое правило допущены ошибки?

Работа в парах

Нахождение безударной гласной в корне, исправление ошибок с объяснением

6 этап

Включение нового знания в систему знаний. Закрепление

***Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова,- это орфограмма. Её написание надо запоминать или проверять.

-Солнышко уже выглядывает, петушок очень доволен, что мы ему помогли встретить солнышко!

-Но надо еще выполнить задание, чтобы день сложился удачно!

-Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы. Выберите проверочные слова из скобок и запишите их на месте пропуска:

Несёт меня (лес, лисонька)_______л_са в дремучие (лес, лисонька)_____л_са.

Шарик ранку (лижет, лез)______зал_зал, с костью в будку (лижет, лез)________зал_зал.

Учащиеся объясняют лексическое значение каждого слова, подбирают проверочные слова и записываю слово с нужной орфограммой.

7 этап

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8 этап

Подведение итогов урока

Рефлексия

-Откройте дневники и запишите домашнее задание:

*Придумайте 5 слов на безударную гласную, проверяемую ударением, и 5 слов на непроверяемую гласную в корне.

* По выбору составить предложение с одним из слов. Орфограммы графически обозначить.

Рефлексия. Подведение итогов урока

- Давайте подведем итоги урока-сказки!

-Что особенного в уроке-сказке вам запомнилось?

-Какие правила мы повторили, помогая ПЕТУШКУ встретить СОЛНЫШКО?

-Возьмите ваши листочки и отметьте, как измениловь ваше настроение к концу урока.

Запись домашнего задания.

Рефлексия и самооценка собственной деятельности в устной форме и с помощью рисунка (перечисление)