Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности социального направления «Уроки безопасности»
Предмет внеурочной деятельности: «Уроки безопасности»
Класс: 1
Уровень: начальное общее образование
Учитель: Уфилина Ирина Петровна
Количество учебных часов в неделю: 1
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи курса:
обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
воспитывать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.
Программа занятий состоит из следующих разделов:
1. Безопасное поведение на улице.
2. Огонь – друг или враг?
3. Аптечка дома.
4. Двор и дом.
5. Твое здоровье.
6. Безопасное поведение в природе.
Основными принципами программы являются:
Системность;
Доступность;
Целостность;
Рефлективность;
Сотворчество;
Принцип возрастного соответствия
.
Программа предназначена для обеспечения дополнительной подготовки учащихся начальных классов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и безопасности в природе на ступени начального образования с учётом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.
Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи курса:
обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
воспитывать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на дороге, на улице, в школе, в природных условиях.
Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожного движения и пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обучение умению ориентироваться в дорожных ситуациях и ситуациях, связанных с угрозой возникновения и возникновением пожара, умению на практике применять свои знания.
Программа «Уроки безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника.
В соответствии со стандартом при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий:
-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Формы и режим занятий по внеурочной деятельности «Уроки безопасности» рассчитана на 33 часа 1 раз в неделю.
Занятия проходят в классе с использованием мультимедийных средств, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по ПДД и ПБ.
Планируемые результаты освоения программы.
Основными принципами программы являются:
Системность;
Доступность;
Целостность;
Рефлексивность
;
Сотворчество;
Принцип возрастного соответствия;
Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.
Целостность содержания - учитывать знания и интересы учащихся, полученные в ходе обучения.
Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).
Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.
Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями и друг с другом.
Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.
В результате изучения правил дорожного движения и пожарной безопасности ученик должен знать:
историю возникновения ПДД и ПБ;
правила движения по дороге;
дорожные
знаки
;
сигналы светофора;
виды транспорта;
средства пожаротушения;
причины ДТП и случаев возгораний, пожаров;
меры предосторожности при пользовании бытовыми электроприборами;
уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать своё поведение на дороге;
перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
К концу прохождения курса учащиеся должны знать:
общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть
опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
пользования бытовыми приборами;
соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах
.
Игровые технологии, видео-уроки, применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.
Содержание разделов
Тематический план