* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности социального направления «Уроки безопасности»

Предмет внеурочной деятельности: «Уроки безопасности»

Класс: 1

Уровень: начальное общее образование

Учитель: Уфилина Ирина Петровна

Количество учебных часов в неделю: 1

Срок реализации рабочей программы: 1 год

Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи курса:

обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

воспитывать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.

Программа занятий состоит из следующих разделов:

1. Безопасное поведение на улице.

2. Огонь – друг или враг?

3. Аптечка дома.

4. Двор и дом.

5. Твое здоровье.

6. Безопасное поведение в природе.

Основными принципами программы являются:

Системность;

Доступность;

Целостность;

Рефлективность;

Сотворчество;

Принцип возрастного соответствия

.

Программа предназначена для обеспечения дополнительной подготовки учащихся начальных классов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и безопасности в природе на ступени начального образования с учётом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.  

Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи курса:

обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

воспитывать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на дороге, на улице, в школе, в природных условиях.

Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожного движения и пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обучение умению ориентироваться в дорожных ситуациях и ситуациях, связанных с угрозой возникновения и возникновением пожара, умению на практике применять свои знания. 

Программа «Уроки безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного    поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;    

-развитие самостоятельности суждений.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника.

В соответствии со стандартом при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий: 

-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

-регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. 

Формы и режим занятий по внеурочной деятельности «Уроки безопасности» рассчитана на 33 часа 1 раз в неделю.

Занятия проходят в классе с использованием мультимедийных средств, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по ПДД и ПБ.

Планируемые результаты освоения программы.

Основными принципами программы являются:

Системность;

Доступность;

Целостность;

Рефлексивность

;

Сотворчество;

Принцип возрастного соответствия;

Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.

 Целостность содержания - учитывать знания и интересы учащихся, полученные в ходе обучения.

Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).

Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.

Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями и друг с другом.

Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.

В результате изучения правил дорожного движения и пожарной безопасности ученик должен знать:

историю возникновения ПДД и ПБ; 

правила движения по дороге;

дорожные

знаки

сигналы светофора; 

виды транспорта;

средства пожаротушения; 

причины ДТП и случаев возгораний, пожаров; 

меры предосторожности при пользовании бытовыми электроприборами;

уметь:

ориентироваться в дорожных ситуациях; 

оценивать своё поведение на дороге; 

перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;

К концу прохождения курса учащиеся должны знать:

общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;

 правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;

источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть

опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;     

правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;

правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;

опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни;

действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

пользования бытовыми приборами;

соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах

.

Игровые технологии, видео-уроки, применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в

условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.

Содержание разделов

Название раздела

Количество часов

1.

Безопасное поведение на улице.

13

2.

Огонь – друг или враг?

6

3.

Аптечка дома.

2

4.

Двор и дом.

6

5.

Твое здоровье.

2

6.

Безопасное поведение в природе.

3

7.

Итоговый урок.

1

Итого:

33

Тематический план

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Безопасное поведение на улице 13 ч.

1.

Безопасность на улице.

2

Ознакомить с правилами безопасности на улице.

2-3.

Как правильно переходить дорогу.

2

Ознакомить с элементами улицы и правилами перехода дороги

4

Наш помощник – пешеходный переход»

1

Знакомить детей с основными элементами дороги. Расширять представления детей о назначении пешеходного перехода. закрепить знание детей о понятии «островок безопасности» и его назначении.

5.

Сигналы регулирования дорожного движения

1

Обобщить знания о светофорах и их сигналах;

6

Игра «Красный, жёлтый, зелёный

1

Обобщить знания по правилам дорожного движения.

7-8.

Зачем нужно знать правила безопасного

2

Повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках;

9.

Где можно и где нельзя играть.

1

Понять, что игры на проезжей части опасны;

10

Знакомство с транспортом

1

Ознакомить с разными видами общественного транспорта.

11

«Машины на нашей улице»

1

Закреплять знания детей о специальных видах транспорта: «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», машина МЧС. Закреплять знания детей о том, что переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора

12

«Мой путь в школу»

1

Знакомить с названиями ближайших улиц и расположением школы; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах.

13

Сказка-игра «Азбука пешехода»

1

Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Закрепить знания о значении сигнала светофора. Развивать внимание, быстроту реакции.

Огонь – друг или враг? 6 ч.

14-15

Какие опасности нас подстерегают в помещении.

2

Учить предвидеть опасности дома.

16.

Детские шалости с огнём.

2

Разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей.

17-18.

Как действовать при возникновении пожара в доме.

2

знакомство с правилами поведения при возникновении пожара в доме, в транспорте, в школе.

Аптечка дома 2 ч.

19.

Лекарства.

1

 Правила хранения лекарственных препаратов.

20-21.

Домашняя аптечка. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними.

1

Домашняя аптечка. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними.

Двор и дом 6 ч.

22.

Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.

1

Учить детей общаться с незнакомыми людьми. Разработать правила поведения с незнакомыми людьми.

23.

Твой двор.

1

Расширять представления детей о назначении дворовой территории. Познакомить с правилами поведения во дворе.

24.

Если ты потерялся. Твои координаты.

1

Продолжать знакомить с правилами поведения на улице. Составить памятку : «Я потерялся»

25.

Как подружиться с электричеством.

1

Совершенствовать представления о безопасном использовании электроприборов. Развивать внимание, быстроту реакции.

26.

Разговор по телефону.

1

Учить детей общению по телефону. Познакомить детей с историей телефона. Расширять кругозор обучащихся.

27.

Если кто-то звонит в твою дверь.

1

Разработать правила поведения: «Один дома». Развивать внимание, быстроту реакции.

Твое здоровье 2 ч.

28.

Как не простудиться.

1

Дать понятия: первые признаки ОРВИ, простуды, гриппа. Познакомить с правила поведения при простудных заболеваниях. Разработать памятку: «Если хочешь быть здоров»

29.

Чем важен сон.

1

Практическое занятие: составление режима дня.

Безопасное поведение в природе 3 ч

30

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

1

Совершенствовать познания о пользе и вреде солнца, воздуха и воды. Влияние закаливания на развитие человека. Развивать потребность в здоровом образе жизни.

31

Правила безопасности на воде.

1

Познакомить с правилами поведения на воде. Практическое занятие: оказание первой помощи. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

32

Когда кусаются насекомые.

1

Совершенствовать познания о пользе и вреде насекомых. Расширять кругозор учащихся: «Красная книга» что это такое? Закрепить правила безопасного поведения в природе.

33

Итоговый урок. Повторяем всё что знаем.

1

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах, с правилами поведения при возникновении пожара, на воде.