КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат»
"Утром, вечером и днем, осторожен будь с огнем!"
Сценарий познавательно – развлекательного мероприятия для учащихся 1-4 классов по пожарной безопасности
Составила: Петухова С.А.
2024 - 2025 учебный год
Тема: "Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем"
Цель: Пропаганда и профилактика пожарной безопасности учащихся.
Задачи:
З
акрепить и систематизировать знания детей о правилах
пожарной безопасности.
Прививать навыки осторожного обращения с огнем.
Формировать у детей навыки пожарной безопасности в различных жизненных
ситуациях.
В
оспитывать ответственность за свои действия.
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, набор разрезных карточек (пожарные машины), игрушки для конкурсов - колокольчики, атласные ленты, детские ведерки, пластиковые стаканчики.
Место проведения: спортивный зал
Ведущий:
- Здравствуйте взрослые и ребята. Наша встреча сегодня посвящена очень важной теме, а какой …? Об этом вы узнаете из загадки.
Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
(огонь)
Ведущий:
– Ребята вы догадались кто этот рыжий зверь? Правильно ребята, это огонь.
С огнём не играйте! С огнём не шалите!
Здоровье и жизни свои берегите.
(слайд 1)
- Тема нашего мероприятия: "Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем"
- Сегодня мы с вами вспомним и повторим правила пожарной безопасности, и конечно же поиграем. Каждый класс – это одна команда. Команды будут соревноваться и выполнять задания. За правильно выполненное задание команда получает жетон. В конце мы посчитаем количество полученных жетонов. И определим победителей в разных номинациях.
(слайд 2)
Ведущий:
- Огонь издавна был другом человека. Сила огня очень велика. Огонь согревает и освещает. На огне готовят пищу. Огонь заставляет работать машины, запускает ракеты в космос.
(слайд 3)
- Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. И, чтобы сделать жизнь более безопасной, взрослые учат детей правилам пожарной безопасности.
Задание 1 «Составь пословицу»
Ведущий:
- Огонь может быть как другом, так и врагом. В давние времена люди придумывали пословицы и поговорки об огне.
- Ребята, предлагаем вам выполнить задание, которое называется «Составь пословицу»
- Ученики 1-го и 2-го классов должны правильно прочитать пословицы, а ребята 3-го и 4-го классов должны собрать пословицы из двух частей.
Дети читают пословицы
Утром, вечером и днём, осторожен, будь с огнём.
Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся.
Спички – не игрушка, огонь – не забава.
Не шути с огнём, обожжёшься.
От малой искры да большой пожар.
Искра мала – великое пламя родит.
Дыма без огня не бывает.
Огонь и друг, и враг человека
Спички не тронь - в них огонь.
С огнём воюют, а без огня горюют.
Звучит музыка, забегает Незнайка.
Незнайка: Стойте! Стойте, братцы! Меня забыли!
Ведущий: Ребята, кто это? Правильно, это Незнайка! Здравствуй, Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте! Так спешил, так спешил... Чуть самого себя по дороге не растерял!
Ведущий: Да, еще бы немного, и ты бы опоздал.
Незнайка: Я просто увидел, что ребята собрались, вот и решил, что они опять будут во что-нибудь интересное играть. А играть я люблю!
Ведущий: Вообще-то мы будем соревноваться в силе, ловкости и знаниях по противопожарной безопасности.
Незнайка: У меня такая подружка появилась Спичечка. Ох, она и выдумщица! Столько игр знает!
Ведущий: Так-так-так! Спичечка, значит? И в какие игры она тебя учила играть?
Незнайка: Как костры разводить, как петарды взрывать, спички поджигать, листики сжигать... Всего и не упомнишь...
Ведущий: А всего и не надо. Это, Незнайка, называется пожарная опасность. И подружка у тебя очень опасная. Ребята, можно со спичками играть?
Дети: Нет.
Незнайка: А почему?
Ведущий: А вот ребята сейчас расскажут тебе, почему.
1 ребёнок:
Если ты один в квартире
Осторожен будь с огнём
Спички лучше ты не трогай,
Не сгорит тогда твой дом.
Незнайка: Но почему?
2 ребёнок:
Коробка спичек пусть мала,
Но много может сделать зла.
Распалит она пожар,
Превратится всё в кошмар!
От одной лишь малой спички
Все сгорят твои вещички!
Незнайка: Вот оно что! А что же мне теперь делать?
Ведущий: Оставайся с нами. Ты многому научишься, заодно посоревнуешься с ребятами в ловкости. Будешь моим помощником.
Незнайка: Я с радостью!
(слайд 5)
Ведущий:
- Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, и неосторожного обращения с огнем, а примерно каждый 6-
ой пожар происходит по вине детей.
- Ребята, вы знаете правила пожарной безопасности? Расскажем о них Незнайке?
(слайд 6) Нельзя трогать спички и играть с ними.
(слайд 7) Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи.
(слайд 8) Недопустимо без разрешения взрослых включать электроприборы и газовую плиту.
(слайд 9) Нельзя разводить костры и играть около них.
(слайд 10) Если увидел пожар, сообщи об этом родителям или взрослым, или позвони по телефону «01», с мобильного телефона 101. Есть единый телефон экстренной помощи 112. Назвать фамилию, сообщить адрес где случился пожар.
Незнайка:
- Ребята, а вы знаете, что нужно делать, если случился пожар? Расскажите мне, как себя вести во время пожара.
(слайд 11) Если начался пожар, нельзя прятаться в шкафу, в ванной, под столом или кроватью. Потому что можно задохнуться в дыму, да и пожарные не смогут вас найти.
(слайд 12) Нужно закрыть дверь в ту комнату, где горит и немедленно покинуть горящее помещение. Если дома есть взрослые, зови на помощь, а если младший брат или сестра, бери за руку и спасай.
(слайд 13) Пробираться к выходу нужно на четвереньках. А почему, ребята? Вы правы, ребята. При горении дым всегда поднимается вверх и внизу у пола дыма всегда меньше. Чтобы, не обжечь органы дыхания перегретым воздухом, надо закрыть нос и рот мокрым платком и оставить только глаза. Незнайка: А если у меня нет может под рукой платка. Чем можно закрыть органы дыхания в этой ситуации?
(слайд 14) Правильно. После того как вы закрыли нос и рот мокрым полотенцем, надо срочно покинуть горящее помещение и сообщить взрослым о возгорании или позвонить по какому номеру?
Физминутка Игра «Огонь – вода"
Ведущий:
- Незнайка, ты знаешь игру «Огонь – вода»?
Незнайка:
- Знаю. Ребята, давайте с вами поиграем. Когда буду говорить: «Огонь» – все начинают хлопать в ладоши, когда буду говорить: «Вода» – все начинают топать.
Ведущий:
- Ребята, люди, какой профессии знают всё про огонь и умеют с ним бороться? Послушайте внимательно загадку и дайте ответ, как называется эта профессия?
Если вдруг пожар случится,
Кто быстрее всех примчится
На машине ярко-красной,
Чтоб залить огонь опасный?
Победит огонь коварный
Как зовут его зовут …
(пожарный)
(слайд 15)
- Верно. Это пожарный. Профессия пожарного очень опасная, сложная, но и благородная. Каждый день пожарные, рискуя своей жизнью, спасают сотни чужих жизней.
- Ежегодно 30 апреля отмечается День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной службы.
-А знаете ли вы, ребята, что облегчает службу нашим пожарным? Какую пожарную технику знаете вы? (пожарные машины). Конечно же, это пожарная машина.
(слайд 16)
Задание 2 (разрезные картинки) «Собери пожарную машину»
Незнайка:
- Ребята, выполнить задание, которое называется «Собери пожарную машину». Из отдельных частей нужно собрать изображение пожарной машины. Задание будет считаться выполненным, если картинка собрана, верно, и быстро.
Ведущий:
-Без малого два века, как в нашей стране появились пожарные. Это сейчас о пожаре мы сообщаем по телефону, по рации. У первых пожарных, этого не было. Как они узнавали о пожаре?
(слайд 17)
- В каждом городе и большом селе была высокая башня. Она называлась пожарной каланчой.
Задание 3 эстафета «Позвони в колокол».
Незнайка:
- А, я знаю, знаю. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли где-нибудь дым, и при необходимости подавал сигнал пожарной команде, он звонил в колокол.
- Есть интересная игра! Называется «Позвони в колокол». Я научу вас как в неё играть. По сигналу первые участники команд добегают до стула звонят в колокольчик, возвращаются назад бегом и передают эстафету следующему. Чья команда первая закончит задание, те ребята быстрее сообщили о пожаре.
Молодцы. Хорошо справились с заданием.
Ведущий:
- А кто из вас знает - как называется пожарный шланг, с помощью которого водой тушат пожары? (рукав)
(слайд 18)
- Пожарный рукав должен всегда находиться в полном порядке, аккуратно свернутым в большую «улитку».
Незнайка:
- Я видел, видел такой шланг у вас в школе!
Ведущий:
- Как он правильно называется? Ребята, вы запомнили? пожарный рукав
Незнайка:
- Я придумал новую игру. Называется «Боевое развертывание».
Задание 3 конкурс «Боевое развертывание»
- От каждого класса нам потребуется один участник (1 и 2 класс, 3 и 4 класс). По сигналу участники команд аккуратно сворачивают её в улитку. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Ведущий:
- В пожарную часть поступил телефонный звонок. И все пожарные спешат на помощь.
Задание 4 «Потуши пожар»
- Задание называется «Потуши пожар». На одном стуле стоит бутылка с водой и стакан, а на другом – пустое ведро. Игроки встают цепочкой через два-три шага и передают из рук в руки стакан с водой, последний выливает воду в ведро и подаёт стакан обратно. Побеждает та команда, которая быстрее справиться с заданием.
Вы молодцы. Пожар потушен.
Ведущий:
- Незнайка, как тебе понравилось наша встреча?
Незнайка:
- Ребята, я всё понял.
В детских руках непослушен огонь,
Моргнуть не успеешь, как вспыхнет пожар,
С огнём не шути, не то будет кошмар!
- Постарайтесь, чтобы огонь был вашим другом и никогда не стал врагом.
Ведущий:
- Ребята, посчитаем, сколько жетонов у каждой команды.
Вручение грамот.
Рефлексия
Ведущий:
- С огнем нужно быть предельно осторожным. Он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.
- Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой вы учитесь.
Незнайка:
Желаем вам во всем удачи
И просим каждого из вас
О самом главном - об одном
« Будьте осторожными с огнём!»
- Всем спасибо за участие.