Авторы
Шамова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ ?Гимназия? города Моршанска Тамбовской области

Предмет  
Родна литература

Класс
6  класс

Тема урока 
Тайны загадок

Тип урока 
урок изучения произведения.

Планируемые результаты
Образовательные:
1) познакомить учащихся с историей загадки как малого фольклорного жанра;
2) познакомить с классификацией загадок.
Развивающие:
1) развивать кругозор учащихся, образное и логическое мышление, творческую активность
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить авторский замысел – обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
1) воспитание нравственных качеств, сообразительности, смекалки; 
2) умение работать в микрогруппе (паре):  умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.

Техники и технологии
проблемно-диалогический урок, групповая работа, использование ИКТ, работа с книгой, составление загадок.
                                                                             

Ресурс
Компьютер, проектор, экран, электронная презентация.









Этап урока
Цели этапа

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
Форма оценивания




Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные


1.Организационный момент

Организовать направленное внимание на начало урока.
- Проверка готовности рабочих мест.
- Создание положительного настроя обучающихся на урок.
- Приготовление к уроку.
- Приветствие учителя.
Необходимость к самоорганизации.
смыслообразование (Я должен посмотреть...)

- Волевая саморегуляция;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Проводить само- и взаимонаблюдение.
Самоконтроль

2.  Актуализация знаний

повторение изученного материала, необходимого для ?открытия нового знания?, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося
Проверка домашнего задания, работа в парах, чтение в классе 3-4   текстов. 
Чтение и анализ придуманных детьми рассказов по пословицам.

Проявление познавательной активности









Развитие умения творческого обобщения,
контроль и оценка прогнозирования



Умение работать в паре, сравнивать свои результаты с результатами других пар.
- Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самооценка,  оценка партнёра по парте,

3. Постановка цели урока

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Создание проблемной ситуации: игра ?четвёртый лишний? по принципу известное – неизвестное.
Обращение к эпиграфу урока. ?Без лица в личине? (загадка)


Определение принципа анализа.
Нахождение неизвестного.
Формулирование темы и цели урока.(активно участвовать в … понять, что думают мои одноклассники о…, разобраться с…)
Формирован ие мотивации к изучению темы и литературы в целом.
Саморегуляция в ситуации затруднения.
Целеполагание.

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

-Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

карта ЗИУ

4. Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.

Групповая работа. Отгадай загадку и определи её вид.
Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки – значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – определять предмет или явление по признакам,  действиям и подобию.

- Презентация о загадках,  выполненная заранее подготовленным учеником.
Оценивание при помощи карточек рассказа ученика.
Вычленяют и записывают главную информацию в видах загадок.
Загадки-иносказания
Загадки-описания
Загадки-вопросы
Загадки-шутки
Загадки с числами

- Проявление самостоятельности в разных видах  деятельности и активность.
- Анализ, сравнение, синтез.

- Умение слушать и вступать в диалог.
- Аргументация своего мнения; учёт разных мнений.
- Грамотное построение устного высказывания.
-Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
устная коллективная оценка по ряду критериев к монологическому высказыва
нию.

5.  Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Смена вида деятельности
 Викторина ?Да - нет?.
При ?да? хлопок руками, при ?нет? - топают ногами


Работа по группам
(стоя перед окнами составляют   словосочетания о природе)

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. 
Осознание ответственности 
за общее дело






           

            





Самоконтроль

6. Анализ информации 

Установление правильности и осознанности изучения темы. 
Направляет поисковую деятельность обучающихся. 
?Обычно в загадке сталкиваются два предмета – описываемый и загадываемый, и в результате создается странная, совершенно фантастическая картина. Но в любом случае основным является такой способ загадывания загадки: указывается на свойства предмета загадывания, его функцию, способ изготовления, внешний вид – с замещением этого предмета другим.

Участвуют в обсуждении вопросов.
Оценивают свою работу, составляют загадку описание
  Ребята, посмотрите в окно. Что мы видим в небе? (Солнце)
-А какими признаками оно обладает? (Круглое, желтое)
-Какого цвета оно бывает вечером, во время заката летом? (Красного)
- Каким мы видим его зимой или дождливой осенью? (Тусклое, белое, в дымке)
-Какую пользу оно приносит миру, всему живому? (Светит и греет)
-А в какое время суток солнце согревает нас своим теплом, дарит свет? (Утром, днем)

Ориентация в межличностных отношениях.
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности
Моделирование.

Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем.
Планирование учебного сотрудничества.

Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение.
Работа с текстом

7. Подведение итогов урока

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Подведение итогов работы в классе. 
Игра ?Разгадай?
 Обобщают полученную информацию. Анализируют работу на уроке через самооценку.

Самооценка; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям 
Осуществление познавательной рефлексии.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений 
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Самоанализ

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задает дифференцированное домашнее задание.
1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.
2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.
3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках.
Обучающиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.
Нравственно-этическая  ориентация.
Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Самокконтроль

7. Рефлексия деятельности




Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников

Высказывание по модели:
Я сегодня узнал…
Самооценка на основе критерия успешности.

Волевая саморегуляция.
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
Адекватная самостоятельная оценка обучающихся своей деятельности на уроке.

8. Домашнее задание

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
Самостоятельное закрепление материала
Инструктаж по выполнению домашнего задания.