Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе

Тема: «В гости к бабушке Варварушке»

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и Журавль»;

расширять и углублять представления детей о традиции гостеприимства.

продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, иллюстраций, свободно вступать в общение

со

взрослыми и детьми;

Развивающие:

развивать артикуляционный аппарат;

активизировать словарь детей, обогащая его новыми словами: самовар, каравай, гостеприимство, чаепитие;

учить видеть и называть характерные признаки предметов;

развивать коммуникативные способности и эмоциональную сферу детей;

развивать слуховое восп

р

иятие;

Воспитательные:

продолжить работу по приобщению детей к традициям народной культуры;

воспитывать эмоционально – нравственную культуру поведения, активность, любознательность и доброжелательность по отношению к сверстникам.

в

оспитывать навык культуры общения (слушать внимательно друг друга, не перебивать)

Планируемый результат: дети узнают о традициях русского гостеприимства, научатся подбирать прилагательные, согласованные с существительными: скатерть, самовар, каравай, смогут выразить свои эмоции, вызванные переживаниями персонажей сказки.

Средства, оборудование, материалы:

наглядные: иллюстрации

к сказке

«

Лиса и Журавль»,

макет русской печи,

ширма

декорированная под бревенчатую стену с окошком, стол с расписной скатертью, самовар, кошка Мурка, хлеб да соль на рушнике, маска Козы, сундучок с картинками.

технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: ноутбук

с аудиоколонками

.

Раздаточный материал: цветы для рефлексии.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

1. В: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!!!

В: Что-то мы с вами как-то скучновато здороваемся… Давайте я вас научу весёлому приветствию! Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель включает музыку Л.Хисматуллиной и вместе с детьми выполняет двигательные упражнения. (Лучше с детьми заучить заранее)

Игра-приветствие на развитие артикуляционного аппарата

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп! (Хлопают в ладоши)

Здравствуйте, ножки,

топ-топ-топ! (Топают ногами, сидя)

Здравствуйте, щёчки,

Плюх-плюх-плюх! (стучат ладошками по щёчкам)

Пухленькие щёчки,

Плюх-плюх-плюх! (стучат ладошками по щёчкам)

Здравствуйте, губки,

Чмок-чмок-чмок! (делают губками поцелуй)

Здравствуйте, зубки,

Щелк-щелк-щелк!(щелкают зубками)

Здравствуй, мой носик,

Бип-бип-бип! (нажимают на нос)

Здравствуйте, малышки!

Всем привет! (машут рукой)

1.Коммуникативная деятельность / Ситуативный разговор

Двигательная деятельность

Игровая деятельность/ Игра-приветствие на развитие артикуляционного аппарата

Дети повторяют за воспитателем движения и проговаривают слова

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

2. Коммуникативная деятельность / Ситуативный разговор

В: К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь и улыбнитесь нашим гостям (дети здороваются).

В: А почему с гостями нужно здороваться? (Ответы детей)

В: Это добрая традиция, то есть правила, обычаи, передающиеся из поколения в поколение от отца к сыну, от бабушки к внучке. Для русского человека очень важно соблюдение традиций, особенно традиций гостеприимства. А вы, ребята, уже знаете какие-нибудь традиции встречи гостей? Как нужно встречать дорогих гостей? Как ваши мамы и папы встречают гостей?

В: А сами вы любите ходить в гости? Дети: Да!

В: Одна моя знакомая, бабушка Варварушка, всё-всё знает о традициях русского гостеприимства и приглашает нас сегодня к себе в гости. Пойдём? Дети: Да!

В: Только бабушка эта живёт в деревне, и к ней можно доехать на поезде. (Выстраиваются друг за другом «в поезд»).

2

Коммуникативная деятельность / Ситуативный разговор

Предполагаемые ответы детей: здороваются, накрывают стол, угощают чаем…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

3. Двигательная деятельность / Игровая деятельность

В: Будьте внимательны, по дороге мы можем кое-кого встретить, вам нужно будет угадать его по голосу. Включается музыка.

Игра «Угадай, кто кричит» на развитие слухового внимания и звукоподражания.

(после каждого крика животного, запись ставится на паузу, и воспитатель просит детей узнать, кто им встретился, повторить, как кричит это животное).

После игры дети оказываются в импровизированной русской избе.

В: Да ведь это же бабушкина кошка Мурка! Вот мы и приехали! А где же сама бабушка-Варварушка? Вы пока погладьте Мурку, а я пойду бабушку поищу. (Воспитатель переодевается в костюм и выходит к детям в роли бабушки-Варварушки)

3. Двигательная деятельность / Игровая деятельность

Дети произносят звукоподражательные слова М-е-е-е, Му-у-у, Хрю-хрю, Ку-ка-ре-ку, Гав-гав, Мяу-у-у

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

4.Коммуникативная деятельность

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мой дом! Хлеб, соль вам!

Дети: отламывают хлеб и кушают

Хозяйка: Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай. Хлеб у меня не простой, а какой посмотрите?

(Дети говорят: красивый, мягкий, вкусный, румяный, ароматный).

Хозяйка: Всё верно! Называется этот хлеб – КА-РА-ВАЙ. Встретила я вас так не с проста, с караваем встречают самых дорогих гостей, тем самым показывая щедрость, доброту, и желают чтобы в доме у всех и всегда был достаток, хлеб да соль.

Хозяйка: Вы, гости дорогие, небось, с дороги-то устали! Присаживайтесь скорей!

Дети садятся за стол.

Хозяйка: Я для гостей стол накрыла скатертью! Посмотрите, она какая?

Дети: белая, красивая, большая, мягкая, гладкая…

Хозяйка: По давней русской традиции, гостей обязательно угощали чаем из самовара и пирогами, да блинами, да баранками. А вот и он (ставит на стол самовар, проговаривает с детьми по слогам СА-МО-ВАР).

Ребята, а скажите, самовар какой?

Дети: большой, блестящий, круглый, горячий…

Хозяйка: Волшебный! Сам чай варит! А пока наш самовар закипает, мы с вами сказку почитаем о гостеприимстве.

Чтение сказки «Лиса и Журавль», демонстрация картинок-иллюстраций.

4.Коммуникативная деятельность /ситуативная беседа

Дети пробуют каравай,

Дети подбирают согласованные прилагательные, к существительным: скатерть, каравай, самовар.

Восприятие художественной литературы и фольклора / чтение сказки

Дети слушают сказку, рассматривают иллюстрации

2.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

5. Коммуникативная деятельность.

Беседа по прочитанному.

Хозяйка: Вот видите, ребята, чтобы гости от вас ушли довольные, нужно постараться сделать всё, чтобы им было комфортно, хорошо, удобно и вкусно. А ещё по старой русской традиции гостей принято развлекать! А развлекались в старину песнями, хороводами да играми!

У вас я смотрю, тоже гости сегодня в группе?! Давайте мы покажем им, какие вы гостеприимные! Приглашайте гостей играть! Дети приглашают гостей в круг.

6. Игровая деятельность\Музыкальная игра «Шла коза по лесу».

(Дети и гости встают в круг и берутся за руки, выбирается КОЗА или эту роль играет воспитатель. Включается музыка. Во время куплета участники водят хоровод, а Коза ходит внутри круга, в конце куплета выбирает любого участника из круга и все вместе выполняют танцевальные движения, согласно текста песни. Выбранный игрок возвращается в круг, а Коза продолжает выбирать следующего участника.)

Хозяйка: Спасибо, гости дорогие за веселье в моём доме! (Гости садятся).

Хозяйка: Ох, ребята! Повеселились мы с вами от души! Настала пора нам прощаться! Я была очень рада видеть вас у себя в гостях и хочу подарить вам кое-что. (Волшебный сундучок с картинками (паровозик с животными, каравай, самовар, «Лиса и журавль», хоровод.)

Хозяйка: А пока вы подарки рассматриваете, пойду поищу вашу Викторию Витальевну, где-то она потерялась.

(Бабушка Варварушка уходит за ширму, переодевается в воспитателя и выходит к детям)

5. Коммуникативная деятельность/дети рассуждают, делают выводы.

Вопросы для обсуждения:

- С кем подружилась лиса (с журавлем)

- Кто первый позвал в гости (лиса)

- Что наварила лиса на угощение (манную кашу)

- Во что положила лиса манную кашу (в тарелку)

- Попробовал журавль каши? Почему?

- Что приготовил журавль лисе? Во что положил окрошку (кувшин с узким горлышком)

- Попробовала лиса угощения журавля? Почему?

- Почему лиса обиделась?

- Как заканчивается сказка?

6. Игровая деятельность, двигательная деятельность/ подвижная игра «Шла коза по лесу!

Дети выполняют движения по показу воспитателя

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

7.Коммуникативная деятельность / Беседа по картинкам

В: Ребята, что это у вас?

Дети: Подарок

В: Ой, так это же картинки, чтобы вы не забывали этот день! О чем напоминает эта картинка?...А Эта?

7.Коммуникативная деятельность / Беседа по картинкам

Дети объясняют.

Рефлексия

В: Ребята, я совсем забыла! Бабушка Варварушка вспомнила, что не угостила вас баранками и передала их через меня. Идем в группу чай пить?

Дети: Да!

В: Но, прежде, чем мы отправимся в путь, я прошу вас выбрать смайлик, который указывает на ваше настроение после занятия.

(Смайлик улыбается – все понравилось на занятии, смайлик грустит занятие вызвало грусть) Если ребенок выбирает грустный смайлик, проговорить с ним причину выбора.

Дети выбирают и забирают их с собой в качестве подарка.

В: А теперь, вставайте паровозиком, нам пора возвращаться (Включается музыка).

Дети выбирают соответствующий смайлик.