Урок-экскурсия во 2 классе

Тема "В гости к осени"

Место проведения: парковая зона возле школы.

Цели:

Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.

2. Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.

3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений.

4. Учить наблюдению за поведением животных.

5. Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя.

6. Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

Планируемые результаты экскурсии:

Личностные:

самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру;

смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

интерес к исследовательской работе.

Метапредметные:

а) Регулятивные:

контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом,

понимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии.

б) Познавательные:

находить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические - анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ и синтез, выведение следствий;

в) Коммуникативные:

умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;

умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные:

рассказывать об изменениях, происходящих в природе осенью;

характеризовать осенний месяц;

знакомиться с осенними изменениями в растительном и животном мире,

обобщить и привести в систему знания детей об осенних изменениях в природе,

формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи,

расширить кругозор детей,

вырабатывать правила поведения в окружающем мире.

Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов, инструкционные карточки.

Предварительная работа: Прежде чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место, наметить место остановок и объекты для изучения.

Соблюдение техники безопасности в процессе экскурсии.

Во время экскурсии учащийся обязан:

соблюдать программу, маршрут, график проведения и установленный порядок проведения экскурсии;

соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать установленную руководителем группы форму одежды;

соблюдать правила безопасности в конкретных природных и погодных условиях;

соблюдать правила дорожного движения и пользования транспортом;

соблюдать местные традиции и обычаи;

бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

Учащимся запрещается:

покидать место расположения группы;

трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;

пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»;

трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых и животных;

пить воду из водоемов без соответствующей обработки;

без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;

без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным;

выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.

ХОД ЭКСКУРСИИ

1. Подготовительный этап

Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок. Да, именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса— 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

- О какой поре пишет поэт? (Об осени)

-Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение. (Золотая одежда леса, природы увяданье.)

-Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.

- Сегодняшний урок мы проведем в виде экскурсию. Как вы думаете, какова будет ее цель? (Наблюдать за признаками осени.)

Познакомить учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

II. Непосредственное проведение экскурсии

Первая остановка «Неживая природа».

- Посмотрите вокруг и перечислите все то, что относится к природе. (Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.)

(Дети могут называть объекты, сделанные руками человека: дом, машина, водопровод или называть растения: береза, сирень, горец, одуванчик и т. д. Дать всем высказаться, а затем подвести итог.)

- Как много вы назвали предметов, но вот беда — вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы. (облака, небо, солнце, растения, животные.)

- Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.

(Неживая и живая природа.)

-Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

Без огня горит. (Солнце)

(В этих загадках упоминается неживая природа — ветер, дождь, солнце.)

- Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете? (Немного тепла.)

- Вспомните, как чувствовали солнышко летом? (Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.)

-  Какое положение занимало солнце на небе летом? (Оно было высоко.)

-  Как расположено сегодня? (Ниже, поэтому и греет слабо.)

Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.

- Что это? (Эго дождь.)

- Два дня назад “небо прохудилось” и прошел первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь. (Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.)

Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали, 
Солнышко застлали.

Что это? (Мы видим облака.)

Часто ли плыли облака по летнему небу? (Нет, редко.)

Кого они вам напоминают?

- О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.

Неизвестно, где живет,
Налетит — деревья гнет. 

Засвистит — по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.

(Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.)

- Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

Выводы

1. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака. Осенью небо затянуто облаками, особенно в пасмурный день. Небо кажется низким.

2. Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы. Осенью дожди затяжные, холодные.

3. Летом погода теплая, много ясных дней. Осенью температура воздуха понизилась, ясных дней мало, чаще пасмурно.

Вторая остановка « Живая природа».

А) Посмотрите под ноги, что вы видите? (траву, насекомых, цветы)

Что можете сказать о траве и цветах? (вянут и желтеют)

Почему? (похолодало)

Подвижная игра «Угадай дерево»

- А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к “своей отгадке”.

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет. 
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.

Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).

В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила 
Платье снять забыла.

то рябина. Признак — красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год.

(Это ель. Признак — иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.)

- Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?то деревья.)

- Какой одинаковый признак вы увидели? (Один главный ствол.)

- Послушайте внимательно следующую загадку.

Как была молода — была бела,
А как постарела — то покраснела.

(Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.)

Стоит зеленый кустик

В красный горошек,
А тронешь — укусит.

(Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.)

(На стеблях выросты покровной ткани, которые называются шипами. Отсюда название растения — шиповник. Колючки — это видоизменения листьев или побега, которых у шиповника нет.)

- Каким общим словом назовем калину, шиповник? (Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.)

- Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?

- Это плоды интересной формы, мы их тоже соберем в гербарий. А растение называется — клен . Вы знаете клен с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.

(Клен американский, или ясенелистный — двудомное растение, mо есть отдельно произрастают женское и мужское растения. Поэтому плоды можно увидеть только “а женском экземпляре, и, если на участке высажены только мужские растения, то дети не смогут найти данный признак. Обратите внимание на то, что у клена ясенелистного сложные листья, то есть на главном черешке сидят несколько листочков, которые могут опадать отдельно друг от друга. И дети часто принимают один опавший листочек за целый лист.)

Игра « Чьи плоды?»

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

Какие деревья растут в нашем городе?

Что происходит с деревьями осенью? (опадают листья, окрашиваются в разные цвета)

- В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы? (Листопад.)

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят: 
“Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!”

- Так написал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчеркивает поэт? (Листья по ветру кружат — это потому, что они слетели с деревьев.)

- Листопад – самое красивое явление природы.

В зимние морозы верхний слой почвы промерзает, и вода в нем превращается в лед. Корни не получают ни влаги, ни содержащихся в ней микроэлементов. Если дерево заранее не сбросит листья, оно продолжит испарять воду, и скоро наступит обезвоживание. Кроме того, мокрый снег и наледь слишком тяжелы даже для голых веток — зимой они становятся хрупкими и быстро ломаются после сильных метелей. Дерево, одетое в пышную листву, соберет на себе целые сугробы, согнется под их тяжестью и может рухнуть, не выдержать нагрузки. Еще одна важная причина, почему с деревьев опадают листья — избавление от накопленных за летний сезон токсинов и излишка питательных компонентов. Готовясь к зимнему сну, растения замедляют развитие и словно замирают в ожидании морозов, снегопадов и вьюг. Явление природы листопад — очень мудрое решение, оно позволяет растениям набраться сил для следующего сезона.

Теперь вам понятно, почему деревья сбрасывают листья на зиму?

- Давайте подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?

Б) Насекомые

— Каких насекомых можно увидеть в сентябре? (Бабочек, божьих коровок, шмелей, кузнечиков.)

Все цветущие растения привлекают к себе бабочек (из числа зимующих видов). Особенно интересны своей окраской и достаточно крупной величиной траурницы. Они чаще держатся вблизи дубрав и в теплые дни охотно летают, садясь на пни, на стволы и ветви деревьев. Также обращают на себя внимание крапивницы, лимонницы, дневной павлиний глаз.

Наблюдаемые осенью бабочки вывелись из куколок еще летом. Пока было тепло, они продолжали вести деятельный образ жизни, питаясь нектаром и опыляя цветковые растения. С наступлением холодов бабочки впадают в оцепенение, забиваются в трещины стволов, под кору. Не следует ловить и тем более уничтожать бабочек.

В осеннем лесу можно встретить массу божьих коровок, забившихся между хвоинками молодых сосенок и можжевельника. Эти полезные жучки — истребители тлей слетелись сюда перед тем, как забраться под кору дерева или в трещины старых пней, где они в оцепенении проводят зиму.

На соцветиях бодяка и чертополоха можно увидеть шмелей, которые скапливаются там в большом количестве. Не уничтожайте их! Шмели питаются нектаром и цветочной пыльцой: пачкаясь в ней, они переносят пыльцу с цветка на цветок и опыляют растения. Особенно большое значение шмели имеют как опылители клевера, без них это важное кормовое растение не приносит семян. Семья шмелей живет только одно лето. Зимовать остается лишь молодая самка.

(Если экскурсия проходит в солнечный день, то можно услышать стрекотание выросших за лето кузнечиков и кобылок.)

Оставаясь незамеченными среди поблекших стебельков травы, эти насекомые неожиданно выпрыгивают из-под ног и разлетаются в разные стороны. Ни кузнечиков, ни кобылок убивать нельзя — они не приносят вреда, а кузнечики даже полезны.

В сентябре можно встретить летающих стрекоз, которые вывелись летом из личинок. Красивый вид стрекоз и их изящный полет заслуживают внимания. Стрекозы — хищники. Они уничтожают множество вредителей, особенно комаров и мошек, чем приносят пользу. Целыми днями стрекозы летают в поисках пищи. Ученые-натуралисты выяснили, что некоторые стрекозы за полчаса поедают столько пищи, сколько весят сами.

Отгадайте загадки:

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка.)

 

Спинка в веснушках.

«Ах, ах, неловко!» —

И покраснела... (божья коровка).

 

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

 

Осенью в щель заберется,

А весной проснется. (Муха.)

 

На большой цветной ковер

Села эскадрилья:

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки.)
Как их можно назвать одним словом? (насекомые)

А каких еще насекомых можете назвать?

Что происходит с насекомыми осенью?

В) «Птицы»

Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.

(Воробей. Он покрыт серыми перьями, живет во дворе рядом с человеком.)

- Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья. ( Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела - хвост.)

- Что он делает?

Какие птицы прилетают к нам весной? (ответы)

Как их называют?

А вы знаете, какие птицы улетают последними? (водоплавающие: цапли, утки, бакланы).

Почему? (им еще есть корм в воде)

Почему ласточки, грачи, зяблики уже улетели? (стало мало насекомых)

Работа в группах, фиксация результаты работы в инструкционных карточках

Учитель. Разбейтесь на группы. Каждая группа получит свое задание.

Задание № 1

Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?

Задание № 2

Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом. Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.

Задание № 3

Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

Задание № 4

Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.

Задание № 5

Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.

Задание № 6

По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие птицы вам встретились на экскурсии. Как изменилась их жизнь с приходом осени?

Практическое задание

- Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: “С какого растения эти листочки”, согласны? Тогда за работу.

(Важно заложить хорошо расправленные листья, чтобы потом сделать красочное панно или гербарные образцы. Папку для гербаризации можно сделать из плотного картона или фанеры. Эту работу можно выполнить в классе, собрав листья в букеты, а затем отобрать наилучшие. В таком случае, сбор нужно перенести на конец экскурсии, так как листья будут мешать дальнейшей работе).

3. Итог

Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими облаками, падающими листьями, отлетающими в теплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всем; что увидите и услышите в природном окружении. А в завершение послушайте стихотворение В. Малкова и Л. Некрасова

Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью — зима
Мы ее не ждем, не просим,
А она идет сама.

- Грустим ли мы с вами о лете? (Конечно, но его уже не вернешь. Пришла осень)

- Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе?

III. Послеэкскурсионная работа

Творческий отчет детей по результатам исследований на экскурсии:

- ответы на вопросы в классе по группам.

-гербарий из засушенных листьев.

- нарисовать рисунок на тему «Осень»