КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОформированию целостной картины мира (экологическое воспитание)«Удивительный мир птиц»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 2»
(МАДОУ «Д/с №2»)
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по развитию речи (кружок «Буквознайка»)
«В гостях у братцев гласных»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Форма организации деятельности: образовательная деятельность
Возрастная группа: старшая (4-5 лет).
г. Бугуруслан, 2023
Конспект образовательной деятельности в группе
общеразвивающей направленности
для детей от 4 до 5 лет.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1
Ф.И.О. педагога
Шангина Марина Викторовна
2
Доминирующая образовательная область
Речевое развитие
3
Вид деятельности детей
Игровая.
Коммуникативная.
Музыкальная.
Восприятие художественной литературы.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Двигательная.
4
Форма организации
Образовательная деятельность
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1
Тема образовательной деятельности
В гостях у братцев гласных
2
Методы и приемы реализации содержания занятия
1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
- использование круга приветствия;
- просьба помочь решить проблему.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:
- использование ИКТ;
- беседа;
- создание развивающей среды;
- художественное слово;
- создание проблемной ситуации;
- анализ;
- выводы.
3.Приемы организации практической деятельности детей:
- составление букв из разрезных частей;
- расселение картинок по домам с нужными буквами;
4. Приемы поддержания интереса у детей:
- сюрпризный момент;
- создание проблемной ситуации;
- чередование видов деятельности;
- индивидуальная и групповая работа детей.
5.Приемы оценки и самооценки:
- словесное поощрение в ходе ОД;
- самоанализ;
- обсуждение полученных результатов.
3
Интеграция образовательных областей
«Познавательное», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
4
Возрастная группа
Группа общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет.
5
Цель
Закрепление и обобщение пройденного материала по гласным звукам: [а], [о], [и], [у], [е], [ё]/
6
Задачи
Образовательные задачи:
- закреплять знания детей о гласных звуках: [а], о], [и], [у], [е], [ё];
- закреплять умение детей определять наличие заданного звуа в слове;
- закреплять умение соотносить звук с соответствующей буквой;
- закреплять знания о графическом образе (букве) гласных: [а], [о], [у], [е], [ё];
- расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт».
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память; - развивать мелкую моторику, координацию движений;
- развивать логическое мышление при выполнении заданий.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес к играм, к работе с моделями;
- воспитывать умение слушать друг друга;
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
7
Планируемые результаты
- Дети знают и называют гласные звуки [а], о], [и], [у], [е], [ё];
- Дети умеют различать звук и букву;
- Дети называют слова на заданный звук;
- Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу.
8
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Центр познавательной активности: ноутбук, проектор, игрушка Незнайка, магнитная доска, домики с гласными буквами: А, И, О, У, Е, Ё, дидактические картинки: автобус, утка, ослик, иголка, ежевика, ёж, кукла, мяч, мешочек, кубики с буквами, конструктор лего
9
Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах
Артикуляционная гимнастика, произношение звуков с разной интонацией, чтение сказок на каждый звук, еженедельные занятия по развитию речи по знакомству с новым звуком и закрепление ранее изученных, пальчиковые гимнастики
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
20 мин.
I.
Вводная часть
Вводная беседа.
Круг приветствия
Сюрпризный момент
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
2 мин.
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Воспитатель входит в группу, здоровается с детьми, занимающимися самостоятельной деятельностью
(рассматривают мягкие кубики с буквами, собирают дом из конструктора- лего)
В.: Ребята, что вы рассматриваете? (Буквы).
- Молодцы!
- А вы ребята, что делаете? (Строим дом).
- Какой хороший дом у вас получился).
- А сейчас подойдите все ко мне. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдём направо
А теперь пойдём налево
В центре круга соберёмся
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем
И занятие начнём
В.: -Я рада всех вас видеть весёлыми и здоровыми.
Ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Посмотрите и скажите, кто это? (Незнайка)
(Игрушка Незнайка)
В.: - Верно, это Незнайка. Он пришел к нам не просто в гости, а попросить вместе с ним отправиться в путешествие в загадочный город. Незнайка там никогда не был и не знает кто в нем живет.
1.2
Мотивация деятельности детей
Но сначала давайте вспомним на чем можно путешествовать.
(На экране телевизора появляются картинки: самолет, машина, корабль, поезд).
Дети говорят (На самолете, на машине, на корабле, на поезде)
В.: Самолет, машина, корабль, поезд как их можно назвать одним словом? (Транспорт)
В.: Какой транспорт вы еще знаете?
(Ответы детей)
1.3
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
В.: Ребята, хотите помочь Незнайке побывать в загадочном городе? (Да, конечно)
В. Тогда нужно выбрать транспорт. Как вы думаете на чем мы отправимся в путешествие? (Ответы детей)
II.
Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний.
Создание проблемной ситуации.
Мотивация деятельности детей.
Добывание нового знания на основе приобретенного опыта.
Продуктивная деятельность.
15 мин.
В.: Итак, ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие на поезде. Но прежде, чем отправиться в путешествие мы должны разбудить язычок, чтобы он нам помогал.
(Артикуляционная гимнастика «Часики»).
Тик-так, тик-так-
Ходят часики вот так!
Влево тик,
Вправо-так.
Ходят часики вот так!
В.: Ну а теперь приготовились и вместе с Незнайкой в путь.
(Звучит музыка «Паровоз букашка», дети имитируют движения под музыку).
В.: Ну, вот мы и приехали. Посмотрите, нас на станции встречает кукла Аня. Она живет в загадочном городе и сейчас покажет нам его. (На доске 6 домиков) В.: Посмотрите, ребята, это не простые домики, в них живут буквы. Назовите их. (А, О, И, У, Е, Ё). В.: Правильно. Скажите, а что такое буквы? (Буквы - это то, что видим и пишем). В.: Верно, а что такое звуки? (Звуки- это то, что мы слышим и произносим) В.: Ребята, скажите, а эти буквы какими звуками обозначаются? ([а], о], [и], [у], [е], [ё]) В.: Скажите, а какие это звуки? (Гласные) В.: Верно, почему их называют гласные? (Потому что их можно петь) В.: Правильно, давайте их споем. (Дети вместе с воспитателем пропевают звуки ([а], о], [и], [у], [е], [ё] ) В.: В загадочном городе очень весело. Аня приготовила для нас интересные задания. Попробуем их выполнить? (Да) Разгадывание загадок Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином (Автобус) В.: Верно. (Показ дидактической картинки-автобус) В.: Скажите на какой звук начинается слово автобус? (Звук [а]) В.: В каком домике будет жить картинка -автобус? (В домике с буквой А) В.: Правильно, Кирилл, иди повесь картинку к домику с буквой А (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку автобус возле домика с буквой А) Кря-кря-кря, ловите мух! А потом в водичку - Плюх!
Плавать - это вам не шутка!
Так детишек учит..
(Утка) В.: Верно. (Показ дидактической картинки- утка)
В.: Скажите на какой звук начинается слово утка? (Звук [у] )
В.: В каком домике будет жить картинка -утка? (В домике с буквой У) В.: Правильно, Аня, иди повесь картинку к домику с буквой У (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку утка возле домика с буквой У) Я иду, когда хочу,
И стою, когда хочу,
Я ''иа-иа'' кричу
И копытцами стучу (Ослик) В.: Верно. (Показ дидактической картинки-ослик) В.: Скажите на какой звук начинается слово ослик? (Звук [0]) В.: В каком домике будет жить картинка -ослик? (В домике с буквой О) В.: Правильно, Георгий, иди повесь картинку к домику с буквой О (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку ослик возле домика с буквой О) В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко. А называют кораблик... (Иголка) В.: Верно. (Показ дидактической картинки-иголка) В.: Скажите на какой звук начинается слово иголка? (Звук [и]) В.: В каком домике будет жить картинка -иголка? (В домике с буквой И) В.: Правильно, Маргарита, иди повесь картинку к домику с буквой И (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку иголка возле домика с буквой И) Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка: Куст колючий будто ёж, Вот и назван. (Ежевика) В.: Верно. (Показ дидактической картинки-ежевика) В.: Скажите на какой звук начинается слово ежевика? (Звук [е]) В.: В каком домике будет жить картинка -ежевика? (В домике с буквой Е) В.: Правильно, Айдар, иди повесь картинку ежевика к домику с буквой Е (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку ежевика возле домика с буквой Е) Лесом катится клубок,
У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. (Ёж) В.: Верно. (Показ дидактической картинки-ёж) В.: Скажите на какой звук начинается слово ёж? (Звук [ё] ) В.: В каком домике будет жить картинка -ёж? (В домике с буквой ё) В.: Правильно, Вероника, иди повесь картинку к домику с буквой ё (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку ежевика возле домика с буквой Ё) В.: Молодцы, ребята, справились с заданием, все картинки расселили по своим домикам. Игра с мячом «Придумай слово» В.: А сейчас кукла Аня предлагает нам игру, которая называется «Придумай слово». Я по очереди каждому буду кидать мяч и называть звук, а вы придумываете слово с заданным звуком. (Воспитатель кидает по очереди каждому ребенку мяч и называет определенный звук ([а], о], [и], [у], [е], [ё]), а дети придумывают слова)
В.: Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. А сейчас мы немного отдохнем и Незнайка вместе с нами. Флешмоб «Гласные буквы» (под музыку) В.: Отдохнули, а теперь буде выполнять следующее задание. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (В мешочке кубики с буквами. Ребенок вытаскивает один кубик и называет букву, которая на кубике). В.: Молодцы, ребята и этим заданием справились. Осталось выполнить последнее задание Дидактическая игра «Собери букву» (Работа в парах) В.: Ребята, посмотрите на столах лежат разрезные части от картинок с буквами. Ваша задача собрать из этих частей букву. Приступаем к работе. (Дети под музыку «Нежность» собирают картинку с буквой из разрезных частей) В.: Молодцы, ребята, с этим заданием вы тоже справились успешно. Задания мы выполнили все. Кукле Ане понравилось как вы работали и поэтому она решила вам всем подарить звездочки. А нам вместе с Незнайкой пора возвращаться в наш детский сад. Давайте попрощаемся с куклой Аней. Скажем ей До свиданья. (Дети говорят До свиданья и машут руками кукле Ане) В.: Садимся в поезд и возвращаемся в группу. (Звучит музыка «Паровоз букашка, дети имитируют движения под музыку)
III.
Заключительная часть
Заключительный этап решения проблемы.
Итог занятия.
Рефлексия.
3 мин.
3.1
Анализ и самоанализ деятельности детей
В.: Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад.
В.: Где мы сегодня побывали? (В загадочном городе)
В.: А кому мы помогли попасть в этот город? (Незнайке)
В.: А какие звуки живут в этом городе? (Гласные)
В.: Давайте еще раз назовем (АААА, ООООО, УУУУ, ИИИ, ЕЕЕ, ЁЁЁ)
Чем мы сегодня занимались в этом городе?
У кого возникли трудности?
Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Ребята, вы большие молодцы, спасибо за активную работу.