КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОформированию целостной картины мира (экологическое воспитание)«Удивительный мир птиц»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида № 2»

(МАДОУ «Д/с №2»)

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по развитию речи (кружок «Буквознайка»)

«В гостях у братцев гласных»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Форма организации деятельности: образовательная деятельность

Возрастная группа: старшая (4-5 лет).

 

г. Бугуруслан, 2023

Конспект образовательной деятельности в группе

общеразвивающей направленности

для детей от 4 до 5 лет.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

Ф.И.О. педагога

Шангина Марина Викторовна

2

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

3

Вид деятельности детей

Игровая.

Коммуникативная.

Музыкальная.

Восприятие художественной литературы.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Двигательная.

4

Форма организации

Образовательная деятельность

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

Тема образовательной деятельности

В гостях у братцев гласных

2

Методы и приемы реализации содержания занятия

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- использование круга приветствия;

- просьба помочь решить проблему.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

- использование ИКТ;

- беседа;

- создание развивающей среды;

- художественное слово;

- создание проблемной ситуации;

- анализ;

- выводы.

3.Приемы организации практической деятельности детей:

- составление букв из разрезных частей;

- расселение картинок по домам с нужными буквами;

4. Приемы поддержания интереса у детей:

- сюрпризный момент;

- создание проблемной ситуации;

- чередование видов деятельности;

- индивидуальная и групповая работа детей.

5.Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе ОД;

- самоанализ;

- обсуждение полученных результатов.

3

Интеграция образовательных областей

«Познавательное», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

4

Возрастная группа

Группа общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет.

5

Цель

Закрепление и обобщение пройденного материала по гласным звукам: [а], [о], [и], [у], [е], [ё]/

6

Задачи

Образовательные задачи:                                                                                    

- закреплять знания детей о гласных звуках: [а], о], [и], [у], [е], [ё];

- закреплять умение детей определять наличие заданного звуа в слове;

-  закреплять умение соотносить звук с соответствующей буквой;                                              

- закреплять знания о графическом образе (букве) гласных: [а], [о], [у], [е], [ё];

- расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт».

Развивающие задачи:

- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

-  развивать слуховое и зрительное внимание, память;                                                                                                 - развивать мелкую моторику, координацию движений;

- развивать логическое мышление при выполнении заданий.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей интерес к играм, к работе с моделями;

- воспитывать умение слушать друг друга;

- формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

7

Планируемые результаты

- Дети знают и называют гласные звуки [а], о], [и], [у], [е], [ё];

- Дети умеют различать звук и букву;

- Дети называют слова на заданный звук;

- Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу.

8

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Центр познавательной активности: ноутбук, проектор, игрушка Незнайка, магнитная доска, домики с гласными буквами: А, И, О, У, Е, Ё, дидактические картинки: автобус, утка, ослик, иголка, ежевика, ёж, кукла, мяч, мешочек, кубики с буквами, конструктор лего

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах

Артикуляционная гимнастика, произношение звуков с разной интонацией, чтение сказок на каждый звук, еженедельные занятия по развитию речи по знакомству с новым звуком и закрепление ранее изученных, пальчиковые гимнастики

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

20 мин.

I.

Вводная часть

Вводная беседа.

Круг приветствия

Сюрпризный момент

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

2 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель входит в группу, здоровается с детьми, занимающимися самостоятельной деятельностью

(рассматривают мягкие кубики с буквами, собирают дом из конструктора- лего)

В.: Ребята, что вы рассматриваете? (Буквы).

- Молодцы!

- А вы ребята, что делаете? (Строим дом).

- Какой хороший дом у вас получился).

- А сейчас подойдите все ко мне. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдём направо

А теперь пойдём налево

В центре круга соберёмся

И на место все вернемся

Улыбнемся, подмигнем

И занятие начнём

В.: -Я рада всех вас видеть весёлыми и здоровыми.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Посмотрите и скажите, кто это? (Незнайка)

(Игрушка Незнайка)

В.: - Верно, это Незнайка. Он пришел к нам не просто в гости, а попросить вместе с ним отправиться в путешествие в загадочный город. Незнайка там никогда не был и не знает кто в нем живет.

1.2

Мотивация деятельности детей

Но сначала давайте вспомним на чем можно путешествовать.

(На экране телевизора появляются картинки: самолет, машина, корабль, поезд).

Дети говорят (На самолете, на машине, на корабле, на поезде)

В.: Самолет, машина, корабль, поезд как их можно назвать одним словом? (Транспорт)

В.: Какой транспорт вы еще знаете?

(Ответы детей)

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В.: Ребята, хотите помочь Незнайке побывать в загадочном городе? (Да, конечно)

В. Тогда нужно выбрать транспорт. Как вы думаете на чем мы отправимся в путешествие? (Ответы детей)

II.

Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний.

Создание проблемной ситуации.

Мотивация деятельности детей.

Добывание нового знания на основе приобретенного опыта.

Продуктивная деятельность.

15 мин.

В.: Итак, ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие на поезде. Но прежде, чем отправиться в путешествие мы должны разбудить язычок, чтобы он нам помогал.

(Артикуляционная гимнастика «Часики»).

Тик-так, тик-так-

Ходят часики вот так!

Влево тик,

Вправо-так.

Ходят часики вот так!

В.: Ну а теперь приготовились и вместе с Незнайкой в путь.

(Звучит музыка «Паровоз букашка», дети имитируют движения под музыку).

В.: Ну, вот мы и приехали. Посмотрите, нас на станции встречает кукла Аня. Она живет в загадочном городе и сейчас покажет нам его. (На доске 6 домиков) В.: Посмотрите, ребята, это не простые домики, в них живут буквы. Назовите их. (А, О, И, У, Е, Ё). В.: Правильно. Скажите, а что такое буквы? (Буквы - это то, что видим и пишем). В.: Верно, а что такое звуки? (Звуки- это то, что мы слышим и произносим) В.: Ребята, скажите, а эти буквы какими звуками обозначаются? ([а], о], [и], [у], [е], [ё]) В.: Скажите, а какие это звуки? (Гласные) В.: Верно, почему их называют гласные? (Потому что их можно петь) В.: Правильно, давайте их споем. (Дети вместе с воспитателем пропевают звуки ([а], о], [и], [у], [е], [ё] ) В.: В загадочном городе очень весело. Аня приготовила для нас интересные задания. Попробуем их выполнить? (Да) Разгадывание загадок Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином (Автобус) В.: Верно. (Показ дидактической картинки-автобус) В.: Скажите на какой звук начинается слово автобус? (Звук [а]) В.: В каком домике будет жить картинка -автобус? (В домике с буквой А) В.: Правильно, Кирилл, иди повесь картинку к домику с буквой А (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку автобус возле домика с буквой А) Кря-кря-кря, ловите мух! А потом в водичку - Плюх!
Плавать - это вам не шутка!
Так детишек учит..
(Утка) В.: Верно. (Показ дидактической картинки- утка)
В.: Скажите на какой звук начинается слово утка? (Звук [у] )
В.: В каком домике будет жить картинка -утка? (В домике с буквой У) В.: Правильно, Аня, иди повесь картинку к домику с буквой У (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку утка возле домика с буквой У) Я иду, когда хочу,
И стою, когда хочу,
Я ''иа-иа'' кричу
И копытцами стучу (Ослик) В.: Верно. (Показ дидактической картинки-ослик) В.: Скажите на какой звук начинается слово ослик? (Звук [0]) В.: В каком домике будет жить картинка -ослик? (В домике с буквой О) В.: Правильно, Георгий, иди повесь картинку к домику с буквой О (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку ослик возле домика с буквой О) В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко. А называют кораблик... (Иголка) В.: Верно. (Показ дидактической картинки-иголка) В.: Скажите на какой звук начинается слово иголка? (Звук [и]) В.: В каком домике будет жить картинка -иголка? (В домике с буквой И) В.: Правильно, Маргарита, иди повесь картинку к домику с буквой И (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку иголка возле домика с буквой И) Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка: Куст колючий будто ёж, Вот и назван. (Ежевика) В.: Верно. (Показ дидактической картинки-ежевика) В.: Скажите на какой звук начинается слово ежевика? (Звук [е]) В.: В каком домике будет жить картинка -ежевика? (В домике с буквой Е) В.: Правильно, Айдар, иди повесь картинку ежевика к домику с буквой Е (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку ежевика возле домика с буквой Е) Лесом катится клубок,
У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. (Ёж) В.: Верно. (Показ дидактической картинки-ёж) В.: Скажите на какой звук начинается слово ёж? (Звук [ё] ) В.: В каком домике будет жить картинка -ёж? (В домике с буквой ё) В.: Правильно, Вероника, иди повесь картинку к домику с буквой ё (Ребенок выходит к доске и прикрепляет картинку ежевика возле домика с буквой Ё) В.: Молодцы, ребята, справились с заданием, все картинки расселили по своим домикам. Игра с мячом «Придумай слово» В.: А сейчас кукла Аня предлагает нам игру, которая называется «Придумай слово». Я по очереди каждому буду кидать мяч и называть звук, а вы придумываете слово с заданным звуком. (Воспитатель кидает по очереди каждому ребенку мяч и называет определенный звук ([а], о], [и], [у], [е], [ё]), а дети придумывают слова)

В.: Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. А сейчас мы немного отдохнем и Незнайка вместе с нами. Флешмоб «Гласные буквы» (под музыку) В.: Отдохнули, а теперь буде выполнять следующее задание. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (В мешочке кубики с буквами. Ребенок вытаскивает один кубик и называет букву, которая на кубике). В.: Молодцы, ребята и этим заданием справились. Осталось выполнить последнее задание Дидактическая игра «Собери букву» (Работа в парах) В.: Ребята, посмотрите на столах лежат разрезные части от картинок с буквами. Ваша задача собрать из этих частей букву. Приступаем к работе. (Дети под музыку «Нежность» собирают картинку с буквой из разрезных частей) В.: Молодцы, ребята, с этим заданием вы тоже справились успешно. Задания мы выполнили все. Кукле Ане понравилось как вы работали и поэтому она решила вам всем подарить звездочки. А нам вместе с Незнайкой пора возвращаться в наш детский сад. Давайте попрощаемся с куклой Аней. Скажем ей До свиданья. (Дети говорят До свиданья и машут руками кукле Ане) В.: Садимся в поезд и возвращаемся в группу. (Звучит музыка «Паровоз букашка, дети имитируют движения под музыку)

III.

Заключительная часть

Заключительный этап решения проблемы.

Итог занятия.

Рефлексия.

3 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

В.: Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад.

В.: Где мы сегодня побывали? (В загадочном городе)

В.: А кому мы помогли попасть в этот город? (Незнайке)

В.: А какие звуки живут в этом городе? (Гласные)

В.: Давайте еще раз назовем (АААА, ООООО, УУУУ, ИИИ, ЕЕЕ, ЁЁЁ)

Чем мы сегодня занимались в этом городе?

У кого возникли трудности?

Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Ребята, вы большие молодцы, спасибо за активную работу.