В гостях у деревянной ложки - тематический день во второй младшей группе

Цель: приобщение детей к истокам русского народного творчества, расширение представлений детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте                               

Задачи: 

образовательные: 

познакомить детей об истории и народных традициях;

познакомить с историей ложки;

нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

развивающие: 

развивать мелкую моторику рук и творческое воображение.

воспитательные: 

воспитывать чувство любви и гордости к Родине.

Материалы и оборудование ложки деревянные под хохлому, изба, пиала с вареньем, баночки, ватные палочки, салфетки, тарелочки, скатерти, краски, готовые заготовки ложек из картона, ложки разных видов.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

 

НОД «Познание» (окружающий мир).

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья. Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!

Дети: А как?

Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье.

Воспитатель: Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, дети, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас отправиться в путешествие «В историю ложки». Чем же ели на Руси?

 

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая(Ложка)

 

Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели в давние времена на Руси?

Дети: Деревянными.

Воспитатель: На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу. Как вы думаете, из чего делали ложки?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой.

Воспитатель: Посмотрите, какие ложки у меня есть?

Дети: Деревянные и железные.

Воспитатель: Иди Тёма выбери ложку, которая тебе понравилась.

Воспитатель: Почему ты выбрал именно эту ложку?

Дети: Она красивая раскрашенная.

Воспитатель: Как ты думаешь, из чего она сделана? 

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Что можно делать большой ложкой?

Дети: Суп, борщ наливать.

Воспитатель: А для чего нужна нам маленькая ложечка?

Дети: Пить чай, есть варенье.

Дети рассматривают деревянные ложки, сравнивают с железной.

«Деревянная ложка – музыкальный инструмент, знакомство

Мы сейчас пойдем с вами в гости к скомороху, и он нам расскажет, как еще используют деревянные ложки.

Все идут в музыкальный зал. Детей встречает скоморох:

У нас в музыкальном зале тоже есть ложки, не простые, а музыкальные.

Ложки разные бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдет любой!

Давайте попробуем превратить наши ложки в музыкальный инструмент. (детям раздаются 2 ложки).

Вот мы взяли в руки ложку, покрутили ей немножко.

И туда и сюда покрутили без труда.    (крутят пальчиками черенок ложки)

Положили на колени, покатали их с тобой.

Ой как быстро покатали, покатали их с тобой.  (катают черенок по                                       коленям).

А еще, наши ложки умеют превращаться, посмотрите какая длинная шея (показывает на ножку), а какая большая голова, как у гуся. А вы знаете песню «Два веселых гуся»?.... Посмотрите, одна ложечка будет белым, а другая серым гусем.

Инсценировка с ложками песни «Два веселых гуся».

Жили у бабуси               Качают ложками(как «дворники в машине»)
Два весёлых гуся,
Один - серый, другой - белый,         Ложки вперед по очереди.
Два весёлых гуся.                                  Качают.

На проигрыш стучат ритмично в ложки.


Мыли гуси лапки                                  Качают вперед-назад внизу.
В луже у канавки,
Один - серый, другой елый,               Ложки вперед по очереди.           
Спрятались в канавке.                              Спрятали за спинку.
На проигрыш стучат ритмично в ложки.


Вот кричит бабуся:                        Ложки к щечкам, качают головой.
"Ой, пропали гуси!
Один - серый, другой - белый,        Ложки вперед по очереди.           
Гуси мои, гуси!»                                

На проигрыш стучат ритмично в ложки.


Выходили гуси,                             Стучат ножкой ложки по коленям.
Кланялись бабусе,                          Две ложки вниз (поклон).
Один - серый, другой - белый,       Ложки вперед по очереди.  
Кланялись бабусе.                              Поклон.
На проигрыш стучат ритмично в ложки.

Скоморох: Молодцы ребята, отлично получилось!

А теперь пора прощаться, до свидания.

Дети с воспитателем уходят в групповую комнату.

С/р игра «У нас гости»

Воспитатель: Дети, предлагаю позвать гостей. А для этого надо приготовить угощение и накрыть стол.

Распределение ролей (воспитатель берет на себя роль мамы). Помощь в сервировке стола.

«Художественное творчество» (рисование) «Роспись ложки»

Воспитатель: Продолжим знакомиться с деревянной ложкой. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли – ложечники. Дети в старину использовали ложки для игры, заворачивали ложку в лоскуток и она становилась ребёночком, её качали и пели колыбельную. Мастера так на ложках стали расписывать лица.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать мастерами и расписать ложки.

Воспитатель: Я приготовила вам образцы ложек.

Воспитатель: Подойдите и выберите себе ложку, ту которую вы будете расписывать

Воспитатель: Посмотрите а они красивые?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как сделать, чтобы они стали яркими, цветным?

Дети: Раскрасить.

Воспитатель: А чем можно раскрасить (красками, карандашами, гуашью, мелками, ручками, фломастерами, пластилином).

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня необычное рисование 

Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках

Дети: Ватные палочки.

Воспитатель: Ребята, а для чего она нужна?

Воспитатель: Посмотрите вот как я раскрасила. А вы раскрасьте, как захотите.

Дети: Расписывают вырезанные из картона ложки.

Воспитатель: Какие красивые ложечки у вас получились (выкладывают их на поднос).

Заучивание стихотворения о ложке.

Ложки, ложки,

Расписные ложки,

Ложки золоченые,

Узоры крученые.

Хоть щи хлебай,

А хоть музыку играй!

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали? 

Дети: Что у ложечки есть история, что ложки разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов).

Воспитатель: Есть ли у вас любимая ложечка, для какой еды, из чего она сделана? Для чего человеку может пригодиться ложка? (любоваться, есть, играть как на музыкальных инструментах). Если вам понравилось наше путешествие похлопайте, а если было грустно потопайте. Спасибо!