В гостях у деревянной ложки - тематический день во второй младшей группе
Цель: приобщение детей к истокам русского народного творчества, расширение представлений детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте
Задачи:
образовательные:
познакомить детей об истории и народных традициях;
познакомить с историей ложки;
нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
развивающие:
развивать мелкую моторику рук и творческое воображение.
воспитательные:
воспитывать чувство любви и гордости к Родине.
Материалы и оборудование ложки деревянные под хохлому, изба, пиала с вареньем, баночки, ватные палочки, салфетки, тарелочки, скатерти, краски, готовые заготовки ложек из картона, ложки разных видов.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
НОД «Познание» (окружающий мир).
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья. Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!
Дети: А как?
Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье.
Воспитатель: Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, дети, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас отправиться в путешествие «В историю ложки». Чем же ели на Руси?
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели в давние времена на Руси?
Дети: Деревянными.
Воспитатель: На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу. Как вы думаете, из чего делали ложки?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой.
Воспитатель: Посмотрите, какие ложки у меня есть?
Дети: Деревянные и железные.
Воспитатель: Иди Тёма выбери ложку, которая тебе понравилась.
Воспитатель: Почему ты выбрал именно эту ложку?
Дети: Она красивая раскрашенная.
Воспитатель: Как ты думаешь, из чего она сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Что можно делать большой ложкой?
Дети: Суп, борщ наливать.
Воспитатель: А для чего нужна нам маленькая ложечка?
Дети: Пить чай, есть варенье.
Дети рассматривают деревянные ложки, сравнивают с железной.
«Деревянная ложка – музыкальный инструмент, знакомство.»
Мы сейчас пойдем с вами в гости к скомороху, и он нам расскажет, как еще используют деревянные ложки.
Все идут в музыкальный зал. Детей встречает скоморох:
У нас в музыкальном зале тоже есть ложки, не простые, а музыкальные.
Ложки разные бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдет любой!
Давайте попробуем превратить наши ложки в музыкальный инструмент. (детям раздаются 2 ложки).
Вот мы взяли в руки ложку, покрутили ей немножко.
И туда и сюда покрутили без труда. (крутят пальчиками черенок ложки)
Положили на колени, покатали их с тобой.
Ой как быстро покатали, покатали их с тобой. (катают черенок по коленям).
А еще, наши ложки умеют превращаться, посмотрите какая длинная шея (показывает на ножку), а какая большая голова, как у гуся. А вы знаете песню «Два веселых гуся»?.... Посмотрите, одна ложечка будет белым, а другая серым гусем.
Инсценировка с ложками песни «Два веселых гуся».
Жили у бабуси Качают ложками(как «дворники в машине»)
Два весёлых гуся,
Один - серый, другой - белый, Ложки вперед по очереди.
Два весёлых гуся. Качают.
На проигрыш стучат ритмично в ложки.
Мыли гуси лапки Качают вперед-назад внизу.
В луже у канавки,
Один - серый, другой -белый, Ложки вперед по очереди.
Спрятались в канавке. Спрятали за спинку.
На проигрыш стучат ритмично в ложки.
Вот кричит бабуся: Ложки к щечкам, качают головой.
"Ой, пропали гуси!
Один - серый, другой - белый, Ложки вперед по очереди.
Гуси мои, гуси!»
На проигрыш стучат ритмично в ложки.
Выходили гуси, Стучат ножкой ложки по коленям.
Кланялись бабусе, Две ложки вниз (поклон).
Один - серый, другой - белый, Ложки вперед по очереди.
Кланялись бабусе. Поклон.
На проигрыш стучат ритмично в ложки.
Скоморох: Молодцы ребята, отлично получилось!
А теперь пора прощаться, до свидания.
Дети с воспитателем уходят в групповую комнату.
С/р игра «У нас гости»
Воспитатель: Дети, предлагаю позвать гостей. А для этого надо приготовить угощение и накрыть стол.
Распределение ролей (воспитатель берет на себя роль мамы). Помощь в сервировке стола.
«Художественное творчество» (рисование) «Роспись ложки»
Воспитатель: Продолжим знакомиться с деревянной ложкой. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли – ложечники. Дети в старину использовали ложки для игры, заворачивали ложку в лоскуток и она становилась ребёночком, её качали и пели колыбельную. Мастера так на ложках стали расписывать лица.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать мастерами и расписать ложки.
Воспитатель: Я приготовила вам образцы ложек.
Воспитатель: Подойдите и выберите себе ложку, ту которую вы будете расписывать
Воспитатель: Посмотрите а они красивые?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как сделать, чтобы они стали яркими, цветным?
Дети: Раскрасить.
Воспитатель: А чем можно раскрасить (красками, карандашами, гуашью, мелками, ручками, фломастерами, пластилином).
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня необычное рисование
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках
Дети: Ватные палочки.
Воспитатель: Ребята, а для чего она нужна?
Воспитатель: Посмотрите вот как я раскрасила. А вы раскрасьте, как захотите.
Дети: Расписывают вырезанные из картона ложки.
Воспитатель: Какие красивые ложечки у вас получились (выкладывают их на поднос).
Заучивание стихотворения о ложке.
Ложки, ложки,
Расписные ложки,
Ложки золоченые,
Узоры крученые.
Хоть щи хлебай,
А хоть музыку играй!
Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали?
Дети: Что у ложечки есть история, что ложки разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов).
Воспитатель: Есть ли у вас любимая ложечка, для какой еды, из чего она сделана? Для чего человеку может пригодиться ложка? (любоваться, есть, играть как на музыкальных инструментах). Если вам понравилось наше путешествие похлопайте, а если было грустно потопайте. Спасибо!