* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;}
.Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;}
.Title {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;}
.Название Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;}
.Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Порошинский детский сад № 10
.
Проект
Тема: «В гостях у самовара»
Авторы проекта:
Воспитатели Бурдейная И.В
Перевощикова Т.Н
п/о Порошино, 2022 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта
«В гостях у самовара»
Цель проекта
Познакомить детей с историей русского самовара, традициями русского семейного чаепития.
Задачи
Образовательные:
Побудить участников проекта к совместной деятельности, сохранению традиции семейного чаепития;
Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта;
Изучить историю возникновения самовара Формировать у детей старшей группы выразительность речи;
Способствовать переносу накопленного художественного образа в творческую деятельность; Формировать представление о различном характере народных песен, танцев, игр.
Развивающие:
Развивать художественно-творческие способности, нравственно-эмоциональные чувства;
Развивать умение понимать содержание произведений устного народного творчества;
Развивать творческий потенциал ребенка;
Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа.
Воспитательные:
Продолжать знакомить воспитанников с предназначением русского самовара для сохранения народных традиций, особенности жизни и быта русских людей.
Воспитывать у детей желание быть гостеприимными Совершенствовать у воспитанников навыки культуры поведения на праздниках и развлечениях. Создать условия для организации досуга на базе ДОУ и доставить детям радость
Тип проекта
Исследовательско-творческий.
Участники проекта
Воспитатели, дети старшей группы№11
Срок проекта
Краткосрочный
Направление
(образовательная область)
Речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное.
Актуальность
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его. У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура. Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира (Д. Б. Эльконин) Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость»– гласит русская пословица. Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии, непосредственности и чистоты. Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими то ни было материальными благами. Традиции – это хранители народной культуры. Именно поэтому-то появилась идея разработки проекта «В гостях у самовара» и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Реализация проекта
Завершение проекта
Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта дошкольники познакомятся: - с бытом и традициями русского народа; - с историей происхождения самовара, - узнают традиции русского чаепития.
Материально – техническое и информационное обеспечение
Использование ИКТ, музыкальное сопровождение, художественная и методическая литература.
Подготовительный этап.
Цель: проанализировать данные условия и утвердить необходимость реализации проекта.
Формы работы
Выбор темы;
Формулирование целей и задач проекта;
Разработка проекта;
Работа с методическим материалом;
Приобщение старших дошкольников к традициям народного творчества:
Программа, конспекты занятий. Авторы-составители: Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова, Т.В.Тимофеева, В.Ф.Князева, И.В.Богачева, изд. «Учитель»г. Волгоград, 2016г.
Подбор музыкального материала;
Составление картотеки «Народные игры»;
Подбор наглядно- информационного и консультативного материала для родителей;
Реализация проекта.
Цель: реализация досуга – музыкального развлечения, направленное на воспитание любви к народному творчеству и интерес к главному персонажу- русскому самовару.
Формы работы
Знакомство воспитанников с бытом русского народа: Беседа «Самовар»
Беседа «Секреты русского чаепития»
Презентация «История одного самовара»
Консультация для родителей «История возникновения самовара»
Консультация для родителей: «Секреты семейного чаепития»
В группе создан мини - музей чая.
Буклеты для родителей
Папки-передвижки
Прослушивание песен: «Самовар» р.н.п.
Рисование на тему: «Самовар – хозяин стола» Дидактическая игра - пазлы «Самовар»
Картотека игр «Народные игры»
Завершение проекта
(подведение итогов)
Цель: итоговое мероприятие проекта; подведение итогов осуществленного проекта.
Содержание деятельности:
проведение развлечения «В гостях у самовара»
В начале проекта мы с воспитанниками провела ряд бесед: «Самовар», «Секреты русского чаепития», показали презентацию «История одного самовара». Беседы проходили в форме активного диалога, где дети задавали вопросы; Где и когда был сделан самовар? Какие он имел формы? Из чего он сделан? Дети получили ответы на все вопросы и обогатили свой запас новыми знаниями о русском самоваре. Данные беседы способствовали воспитанию в детях чувства любви и интереса к народному быту. Семейные чаепития должны объединять и давать только положительные эмоции. Разговор за чашечкой чая из самовара - это особый ритуал и знак гостеприимства в доме. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства, развивать духовность.
Итоги проекта.
Была проведена работа по воплощению идей данного проекта. Итогом проекта было «Посиделки у самовара». В результате реализации данного проекта дошкольники познакомились с бытом и традициями русского народа. Дети узнали историю появления самовара, познакомились с его формами и устройством, изучили особенности работы самовара.
По реализации проекта детям устроили чаепитие, где они познакомились с традициями и обрядом русского чаепития. Они почувствовали атмосферу доброго общения за чашечкой ароматного чая. Чаепитие «В гостях у самовара» было проведено с успехом. В заключение хочется сказать, что все поставленные задачи по реализации проекта успешно решены, работа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором будет продолжаться, привлечение родителей к музыкально-образовательному процессу будет повышаться, результат достигнут.
Список литературы:
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор составитель: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зубкова.2-е изд., испр. И доп.-М.: АРКТИ,2004.
2. Приобщение старших дошкольников к традициям народного творчества: Программа, конспекты занятий. Авторы-составители: Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова, Т.В.Тимофеева, В.Ф.Князева, И.В.Богачева, изд. «Учитель»г. Волгоград, 2016г.
3. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. Автор составитель: Н.Г.Пантелеева, изд. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ»,2014г.