* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Title {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Название Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Порошинский детский сад № 10

.

Проект

Тема: «В гостях у самовара»

Авторы проекта:

Воспитатели Бурдейная И.В

Перевощикова Т.Н

пПорошино, 2022 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«В гостях у самовара»

Цель проекта

Познакомить детей с историей русского самовара, традициями русского семейного чаепития.

Задачи

Образовательные:

Побудить участников проекта к совместной деятельности, сохранению традиции семейного чаепития;

Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта;

Изучить историю возникновения самовара Формировать у детей старшей группы выразительность речи;

Способствовать переносу накопленного художественного образа в творческую деятельность; Формировать представление о различном характере народных песен, танцев, игр.

Развивающие:

Развивать художественно-творческие способности, нравственно-эмоциональные чувства;

Развивать умение понимать содержание произведений устного народного творчества;

Развивать творческий потенциал ребенка;

Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа.

Воспитательные:

Продолжать знакомить воспитанников с предназначением русского самовара для сохранения народных традиций, особенности жизни и быта русских людей.

Воспитывать у детей желание быть гостеприимными Совершенствовать у воспитанников навыки культуры поведения на праздниках и развлечениях. Создать условия для организации досуга на базе ДОУ и доставить детям радость

Тип проекта

Исследовательско-творческий.

Участники проекта

Воспитатели, дети старшей группы№11

Срок проекта

Краткосрочный

Направление

(образовательная область)

Речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное.

Актуальность

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его. У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура. Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира (Д. Б. Эльконин) Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость»– гласит русская пословица. Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии, непосредственности и чистоты. Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими то ни было материальными благами. Традиции – это хранители народной культуры. Именно поэтому-то появилась идея разработки проекта «В гостях у самовара» и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Реализация проекта

Завершение проекта

Ожидаемые результаты

В результате реализации данного проекта дошкольники познакомятся: - с бытом и традициями русского народа; - с историей происхождения самовара, - узнают традиции русского чаепития.

Материально – техническое и информационное обеспечение

Использование ИКТ, музыкальное сопровождение, художественная и методическая литература.

Подготовительный этап.

Цель: проанализировать данные условия и утвердить необходимость реализации проекта.

Формы работы

Выбор темы;

Формулирование целей и задач проекта;

Разработка проекта;

Работа с методическим материалом;

Приобщение старших дошкольников к традициям народного творчества:

Программа, конспекты занятий. Авторы-составители: Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова, Т.В.Тимофеева, В.Ф.Князева, И.В.Богачева, изд. «Учитель»г. Волгоград, 2016г.

Подбор музыкального материала;

Составление картотеки «Народные игры»;

Подбор наглядно- информационного и консультативного материала для родителей;

Реализация проекта.

Цель: реализация досуга – музыкального развлечения, направленное на воспитание любви к народному творчеству и интерес к главному персонажу- русскому самовару.

Формы работы

Знакомство воспитанников с бытом русского народа: Беседа «Самовар»

Беседа «Секреты русского чаепития»

Презентация «История одного самовара»

Консультация для родителей «История возникновения самовара»

Консультация для родителей: «Секреты семейного чаепития»

В группе создан мини - музей чая.

Буклеты для родителей

Папки-передвижки

Прослушивание песен: «Самовар» р.н.п.

Рисование на тему: «Самовар – хозяин стола» Дидактическая игра - пазлы «Самовар»

Картотека игр «Народные игры»

Завершение проекта

(подведение итогов)

Цель: итоговое мероприятие проекта; подведение итогов осуществленного проекта.

Содержание деятельности:

проведение развлечения «В гостях у самовара»

В начале проекта мы с воспитанниками провела ряд бесед: «Самовар», «Секреты русского чаепития», показали презентацию «История одного самовара». Беседы проходили в форме активного диалога, где дети задавали вопросы; Где и когда был сделан самовар? Какие он имел формы? Из чего он сделан? Дети получили ответы на все вопросы и обогатили свой запас новыми знаниями о русском самоваре. Данные беседы способствовали воспитанию в детях чувства любви и интереса к народному быту. Семейные чаепития должны объединять и давать только положительные эмоции. Разговор за чашечкой чая из самовара - это особый ритуал и знак гостеприимства в доме. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства, развивать духовность.

Итоги проекта.

Была проведена работа по воплощению идей данного проекта. Итогом проекта было «Посиделки у самовара». В результате реализации данного проекта дошкольники познакомились с бытом и традициями русского народа. Дети узнали историю появления самовара, познакомились с его формами и устройством, изучили особенности работы самовара.

По реализации проекта детям устроили чаепитие, где они познакомились с традициями и обрядом русского чаепития. Они почувствовали атмосферу доброго общения за чашечкой ароматного чая. Чаепитие «В гостях у самовара» было проведено с успехом. В заключение хочется сказать, что все поставленные задачи по реализации проекта успешно решены, работа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором будет продолжаться, привлечение родителей к музыкально-образовательному процессу будет повышаться, результат достигнут.

Список литературы:

1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор составитель: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зубкова.2-е изд., испр. И доп.-М.: АРКТИ,2004.

2. Приобщение старших дошкольников к традициям народного творчества: Программа, конспекты занятий. Авторы-составители: Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова, Т.В.Тимофеева, В.Ф.Князева, И.В.Богачева, изд. «Учитель»г. Волгоград, 2016г.

3. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. Автор составитель: Н.Г.Пантелеева, изд. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ»,2014г.