Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с природой
«В гостях у сказочного паучка»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: закрепление полученных знаний.
Задачи:
Продолжать учить детей отвечать н
а вопросы, поддерживать диалог, развивать монологическую речь.
Учить детей употреблять в речи
слова во множ
ественном числе в родительном па
деже, согласовывать существительные и прилагательные
.
Закреплять отч
ётлив
ое и выразительное
пр
оизно
шение слов
. Продолжать развивать артикуляционный аппарат. Чётко произносить звук «Ж» в словах.
Обогащать словарь дошкольника, закреплять знание названий насекомых, расширять представление о частях тела насекомых.
Активизировать в речи детей слова-действия.
Продолжать упражнять детей в отгадывании загадок, опираясь на характерные признаки.
Воспитывать любовь к окружающей
природе.
Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.
Вид детской деятельности: слушание, вопросы и ответы, обсуждение, игра.
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке, чтение произведений о насекомых, рассматривание иллюстраций
Материал: мяч, макет «Насекомые», обруч - «паутина», коврик из ковролина «Насекомые», домино, пазлы, сачок, набор насекомых.
Словарная работа: паукообразные, брюшко, соты, улей, опылять, стрекотать, жалить, порхать.
Ход занятия
1.Оргмомент.
В. – Доброе утро! Вы заметили, что в нашей группе сегодня появился необычный гость?
Д. – Да. Заметили! Это паучок
В. - Что-то он какой-то грустный. Все его боятся. Никто даже с ним сегодня не поздоровался. А вы умеете здороваться?
Д. – Да. Доброе утро! Привет! Здравствуй!
В – Паучок этот сказочный. Он хочет с вами поиграть и подружиться. (Нити паутины приводят к разным заданиям).
2. «Речевая разминка»
В. – Посмотрите, на этой нити запутался жук. Чтобы его освободить мы должны чётко проговорить звук «Ж». Давайте возьмёмся за руки и повторим …….
Жук пел и жужжал,
В паутину он попал:
- Жа-жа-жа,
Жо-жо-жо,
Жу-жу-жу,
Же-же-же,
Жи-жи-жи.
В. – Молодцы! Язычки разговорили. Жучка освободили. Посадим его на цветок и можно отправляться дальше.
3 Картина на ковролине «Насекомые».
В. – Ребята, посмотрите, на этой нити висит картина. Вы её уже видели?
Д. – Да. Эта картина называется «На лугу».
В. – А кого Не хватает на ней.
Д. – Здесь нет насекомых.
В. – Где же они? Куда расползлись? (Дети находят сачок с насекомыми).
В. – Кто же их поймал? Разве можно так делать?
Д. – Нет ловить насекомых нельзя.
В. – Давайте аккуратно, чтобы не сломать насекомым лапки и крылышки, достанем их из сачка и посадим на ладошку. Я загадаю вам загадки. Кто отгадает загадку про своего насекомого, тот сможет рассказать нам о нём и отправить его обратно на луг.
Чёрен. Да не ворон. Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит – воет. Сядет – землю роет. (Жук.)
Не зверь, не птица. Нос как спица,
Летит – пищит, сядет – молчит.
Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар.)
Кто над нами вверх ногами?
Ходит – не страшится, упасть не боится? (Муха.)
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.
Полетает над цветком – он поделится медком. (Пчела.)
В. – А вы знаете как называется дом у пчёл?
Д. – Дом у пчёл называется улей.
В. – А кто делает этот дом?
Д. – Улей для пчёл делает человек. А пчёлы для человека делают полезный мёд.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
В. – Почему бабочку можно спутать с цветком? (У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок.)
В лесу у пня
суетня
, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет,
Из лесного сора строит себе город. (Муравей)
В. – Из какого лесного мусора муравьи строят свой город? (Веточки, хвоинки.) Как называется дом у муравьёв? (Муравейник.)
Он зелёный,
попрыгучий
, совершенно не колючий,
На лугу весь день стрекочет, удивить нас песней хочет. (Кузнечик.)
В. – Почему кузнечика трудно заметить в траве?
Д. – Кузнечик, как и трава зелёного цвета.
На ромашку у ворот опустился вертолёт.
Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)
В. – Почему стрекозу сравнили с вертолётом?
Д. – У стрекозы крылья похожи на лопасти вертолёта.
Всех жучков она милей,
Спинка красная у ней,
А на ней кружочки,
Чёрненькие точки.
Дети описывают своего насекомого и размещают на картине.
В. – Теперь ещё раз посмотрите на неё внимательно и скажите, что общего есть у всех насекомых?
Д. – У всех насекомых есть голова, грудь брюшко и шесть ног. На голове есть глаза, усики и рот.
В. – А чем насекомые отличаются друг от друга?
Д. – У одних насекомых есть крылья, а у других нет, они все разного цвета и величины.
В. – Для чего насекомым крылья?
Д. – С помощью крыльев насекомые могут летать.
В. – А как передвигаются насекомые, у которых нет крыльев?
Д. – Они могут быстро ползать и прыгать.
В. – Кто из этих насекомых может ужалить и укусить?
Д. – Пчела может ужалить, а комар - укусить.
В. – Какая красивая картина у нас получилась! А наш паучок что-то опять загрустил. Давайте станцуем для него танец.
4. Музыкальная физминутка «Паучок».
Дети встают вкруг и танцуют.
В. – Как хорошо вы изображали паучков! А можно ли сказать, что паук это насекомое?
Д. – Нет. Потому что у паука 8 лапок.
5. Игра с мячом «Один – много»
В. – Посмотрите какой красивый мяч висит у нашего паучка на паутине. Паучок разрешил нам с ним поиграть.
Воспитатель: Дети:
Один комар Много комаров
Жук жуков
Пчела пчёл
Стрекоза стрекоз
Кузнечик кузнечиков
Муравей муравьёв
Муха мух
Оса ос
Бабочка бабочек.
В. – Как одним словом можно назвать всех животных, про которых мы сейчас говорили?
Д. – Это насекомые.
В. – Почему они так называются?
Д. – У них на теле есть насечки.
6. Макет «Насекомые».
В. – Ребята, в нашем уголке природы есть разные макеты с животными, а с насекомыми макета нет. Вспомните, какое насекомое у вас было на картине, возьмите такое же из набора и положите в сундучок. Какие макеты теперь у нас есть?
Д. – «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные водоёмов», «Насекомые».
7. Рефлексия.
В. – Ребята, понравился вам сказочный паучок? Каких насекомых вы сегодня выручили?
В. – Паучок очень рад, что вы знаете, кто такие насекомые и умеете правильно вести себя на природе. Он приготовил вам в подарок две игры: домино «Насекомые» и пазлы «На лугу».