Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с природой

«В гостях у сказочного паучка»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: закрепление полученных знаний.

Задачи:

Продолжать учить детей отвечать н

а вопросы, поддерживать диалог, развивать монологическую речь.

Учить детей употреблять в речи

слова во множ

ественном числе в родительном па

деже, согласовывать существительные и прилагательные

.

Закреплять отч

ётлив

ое и выразительное

пр

оизно

шение слов

. Продолжать развивать артикуляционный аппарат. Чётко произносить звук «Ж» в словах.

Обогащать словарь дошкольника, закреплять знание названий насекомых, расширять представление о частях тела насекомых.

Активизировать в речи детей слова-действия.

Продолжать упражнять детей в отгадывании загадок, опираясь на характерные признаки.

Воспитывать любовь к окружающей

природе.

Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.

Вид детской деятельности: слушание, вопросы и ответы, обсуждение, игра.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке, чтение произведений о насекомых, рассматривание иллюстраций

Материал: мяч, макет «Насекомые», обруч - «паутина», коврик из ковролина «Насекомые», домино, пазлы, сачок, набор насекомых.

Словарная работа: паукообразные, брюшко, соты, улей, опылять, стрекотать, жалить, порхать.

Ход занятия

1.Оргмомент.

В. – Доброе утро! Вы заметили, что в нашей группе сегодня появился необычный гость?

Д. – Да. Заметили! Это паучок

В. - Что-то он какой-то грустный. Все его боятся. Никто даже с ним сегодня не поздоровался. А вы умеете здороваться?

Д. – Да. Доброе утро! Привет! Здравствуй!

ВПаучок этот сказочный. Он хочет с вами поиграть и подружиться. (Нити паутины приводят к разным заданиям).

2. «Речевая разминка»

В.Посмотрите, на этой нити запутался жук. Чтобы его освободить мы должны чётко проговорить звук «Ж». Давайте возьмёмся за руки и повторим …….

Жук пел и жужжал,

В паутину он попал:

- Жа-жа-жа,

Жо-жо-жо,

Жу-жу-жу,

Же-же-же,

Жи-жи-жи.

В. – Молодцы! Язычки разговорили. Жучка освободили. Посадим его на цветок и можно отправляться дальше.

3 Картина на ковролине «Насекомые».

В. – Ребята, посмотрите, на этой нити висит картина. Вы её уже видели?

Д. – Да. Эта картина называется «На лугу».

В. – А кого Не хватает на ней.

Д. – Здесь нет насекомых.

В. – Где же они? Куда расползлись? (Дети находят сачок с насекомыми).

В. – Кто же их поймал? Разве можно так делать?

Д. – Нет ловить насекомых нельзя.

В. – Давайте аккуратно, чтобы не сломать насекомым лапки и крылышки, достанем их из сачка и посадим на ладошку. Я загадаю вам загадки. Кто отгадает загадку про своего насекомого, тот сможет рассказать нам о нём и отправить его обратно на луг.

Чёрен. Да не ворон. Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт.

Летит – воет. Сядет – землю роет. (Жук.)

Не зверь, не птица. Нос как спица,

Летит – пищит, сядет – молчит.

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар.)

Кто над нами вверх ногами?

Ходит – не страшится, упасть не боится? (Муха.)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.

Полетает над цветком – он поделится медком. (Пчела.)

В. – А вы знаете как называется дом у пчёл?

Д. – Дом у пчёл называется улей.

В. – А кто делает этот дом?

Д. – Улей для пчёл делает человек. А пчёлы для человека делают полезный мёд.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

В. – Почему бабочку можно спутать с цветком? (У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок.)

В лесу у пня

суетня

, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет,

Из лесного сора строит себе город. (Муравей)

В. – Из какого лесного мусора муравьи строят свой город? (Веточки, хвоинки.) Как называется дом у муравьёв? (Муравейник.)

Он зелёный,

попрыгучий

, совершенно не колючий,

На лугу весь день стрекочет, удивить нас песней хочет. (Кузнечик.)

В. – Почему кузнечика трудно заметить в траве?

Д. – Кузнечик, как и трава зелёного цвета.

На ромашку у ворот опустился вертолёт.

Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)

В. – Почему стрекозу сравнили с вертолётом?

Д. – У стрекозы крылья похожи на лопасти вертолёта.

Всех жучков она милей,

Спинка красная у ней,

А на ней кружочки,

Чёрненькие точки.

Дети описывают своего насекомого и размещают на картине.

В. – Теперь ещё раз посмотрите на неё внимательно и скажите, что общего есть у всех насекомых?

Д. – У всех насекомых есть голова, грудь брюшко и шесть ног. На голове есть глаза, усики и рот.

В. – А чем насекомые отличаются друг от друга?

Д. – У одних насекомых есть крылья, а у других нет, они все разного цвета и величины.

В. – Для чего насекомым крылья?

Д. – С помощью крыльев насекомые могут летать.

В. – А как передвигаются насекомые, у которых нет крыльев?

Д. – Они могут быстро ползать и прыгать.

В. – Кто из этих насекомых может ужалить и укусить?

Д. – Пчела может ужалить, а комар - укусить.

В. – Какая красивая картина у нас получилась! А наш паучок что-то опять загрустил. Давайте станцуем для него танец.

4. Музыкальная физминутка «Паучок».

Дети встают вкруг и танцуют.

В. – Как хорошо вы изображали паучков! А можно ли сказать, что паук это насекомое?

Д. – Нет. Потому что у паука 8 лапок.

5. Игра с мячом «Один – много»

В. Посмотрите какой красивый мяч висит у нашего паучка на паутине. Паучок разрешил нам с ним поиграть.

Воспитатель: Дети:

Один комар Много комаров

Жук жуков

Пчела пчёл

Стрекоза стрекоз

Кузнечик кузнечиков

Муравей муравьёв

Муха мух

Оса ос

Бабочка бабочек.

В. – Как одним словом можно назвать всех животных, про которых мы сейчас говорили?

Д. – Это насекомые.

В. – Почему они так называются?

Д. – У них на теле есть насечки.

6. Макет «Насекомые».

В. – Ребята, в нашем уголке природы есть разные макеты с животными, а с насекомыми макета нет. Вспомните, какое насекомое у вас было на картине, возьмите такое же из набора и положите в сундучок. Какие макеты теперь у нас есть?

Д. – «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные водоёмов», «Насекомые».

7. Рефлексия.

В. – Ребята, понравился вам сказочный паучок? Каких насекомых вы сегодня выручили?

В. – Паучок очень рад, что вы знаете, кто такие насекомые и умеете правильно вести себя на природе. Он приготовил вам в подарок две игры: домино «Насекомые» и пазлы «На лугу».