Технологическая карта открытого занятия
Тема: «В списках не значился» Б.Л. Васильев
Цели: привитие интереса к художественной литературе
Задачи:
Образовательные: Умение анализировать художественный текс, давать оценку событиям и характеризовать персонажей;
Воспитательные: Воспитывать патриотизм и гордость за историческое прошлое нашей Родины
Развивающие: Развивать память, мышление, устную речь, расширять кругозор учащихся
Коррекционные: развитие слухового восприятия, формирование произношения, соблюдать орфоэпические нормы.
Участники: обучающиеся 14-16 лет.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способствовать развитию умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки героев в соответствии с определённой ситуацией.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: создание условий для формирования способности
• управлять своей познавательной деятельностью;
• организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД:
создание условий для формирования способности
ориентироваться в тексте произведения;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
защищать свои идеи на основе полученных теоретических знаний;
вступать в дискуссию, объяснять, доказывать;
выполнять логические действия.
Коммуникативные УУД:
создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Форма работы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, фрагменты фильма.
Этапы мероприятия
Наглядность на доске
Деятельность воспитателя
Деятельность обучающихся
УУД
Орг.момент
Проверка слуха.
Приветствие.
Как слышите? (за экраном)
Отвечают дети.
Регулятивные (самоконтроль)
1.Речевая зарядка
Ц-С (дежурные звуки)
Немцы наступали на Брестскую крепость.
Стыдно, отступить, бойцы.
1. Чтение предложения, слов.
2. Какая сегодня на улице погода?
Читают, составляют из слов предложения, отвечают.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: познавательный интерес к словарному материалу
2.Подведение к теме
Просмотр отрывка из фильма «Я – русский солдат»
Ребята давайте посмотрим фрагмент из кинофильма «Офицеры».
(фраза «Есть такая профессия – Родину защищать»)
- вы посмотрели отрывок из легендарного фильма «Офицеры», который снят по повести Бориса Васильева. Фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать» стала легендарной. Как вы понимаете эту фразу?
Дети отвечают.
Регулятивные: понимать поставленный цель занятия, стремиться их выполнить. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
3.Определение темы занятия
Презентация
Карточка с надписью темы занятия
- Эта фраза стала темой нашего занятия: «Есть такая профессия – Родину защищать».
- как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятие?
Дети отвечают.
Регулятивные: самоконтроль.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог.
4.Проблемный вопрос
Презентация
- Ребята, когда больше всего нужны защитники Отечества?
Дети отвечают.
Личностные: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления.
5.Составление плана работы (Проектирование)
Презентация
- Сегодня на примере произведения «В списках не значился» мы поговорим о подвигах героев в годы войны и в ходе урока обратимся к подвигам тех, кто воевал, кто не вернулся с полей сражений.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
6.Основная часть
- Кто написал эту повесть?
- Почему его называют писатель-фронтовик?
Какие произведения написал?
- Давайте посмотрим кадры из кинофильма «Я – русский солдат»
Задание: написать в таблице
Таблица:
Я слышу
Я вижу
Я чувствую
Разрыв снарядов
Грохот канонады
Крики и стоны раненых
……….
Плач матерей
Бои
Сражения
………
Страх
Боль
Ненависть к фашистам
…….
- как можно одним словом назвать этот отрывок из фильма?
Воспитатель задает вопросы.
Герои повести Бориса Васильева «В списках не значился» тоже оказались на войне.
Дети отвечают.
Смотрят отрывок из фильма и работают с таблицей.
Рассказывают о том, что услышали, увидели и что почувствовали
Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные: проводить сравнения и классификацию по заданной теме.
Фронтальная беседа по содержанию
- Почему такое название у повести?
-Как звали героя книги?
-Сколько ему лет?
-В каком звании он попадает на фронт?
-Куда попадает он в начале войны?
-Почему Коля, который закончил хорошо военное училище, дает отказ остаться работать в училище по подготовке военных?
- Уже в самом начале войны, советские люди дали понять фашистским захватчикам , что не так легко им будет вести войну против советского народа.
-Кто из защитников крепости стал примером мужества и стойкости для лейтенанта Плужникова?
Зачитать из текста почему такое название у повести
-Найдите описание событий начала войны в книге Бориса Васильева.
Дети читают, отвечают
Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Физкульминутка
Быстро, встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Дети, встаньте, отдохнем.
Дети выполняют.
Регулятивные: самоконтроль
Фронтальная беседа по содержанию
-На грани жизни и смерти расцветает любовь девушки Мирры и лейтенанта Н.Плужникова. Любовь – самое светлое, прекрасное чувство дало новые силы и помогло выстоять в нечеловеческих условиях и продолжать сражаться с врагом.
- Как расстаются Мирра и Николай?
- Что произошло с Миррой?
- А как вы думаете, почему Н.Плужников, после 10 месяцев упорной, кровопролитной борьбы с жестоким врагом поднимается из казематов крепости?
Давайте посмотрим фрагмент из фильма «Я – русский солдат!»
-Как вы понимаете эти последние слова Н.Плужникова?
Дети отвечают
Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
Самостоятельная работа
Коля Плужников
Мирра
Степан Матвеевич
Семишный
Сальников
-Ребята давайте дадим характеристику нашим героям
Дети выбирают карточку с характеристикой каждого героя, крепят на доску и зачитывают.
8. Итог занятия
Понравилось ли вам произведение? Чем понравилось?
Кто из героев запомнился? Почему?
На кого хотели бы быть похожими?
Вы считаете себя патриотами?
Ответы детей
Регулятивные: самоконтроль
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
9. Рефлексия
Понравилось ли вам занятие? Продолжите предложение….
Дети отвечают.
Коммуникативные: слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.