ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1542»

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«СТРАНА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Составила: учитель-логопед

 И.В. Аржанова

Москва 2024 г.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

«СТРАНА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

ЦЕЛИ:

Закрепление знаний по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;

Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)

Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;

Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

Воспитание культуры межличностных отношений.

Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Наглядный  (пособия, картинки);

Словесный (совместная речевая деятельность);  

Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);

Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

 СЛОВАРНАЯ РАБОТА:  закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».

 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов,  деление слов на слоги.

       

               

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент:  

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: -Доброе утро!

-Доброе утро! - солнцу и птицам.

-Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Все вы в течение года занимались на логопедических занятиях. Вы учились правильно произносить звуки, вы учились чётко и красиво говорить.

2. Введение в тему занятия:

- Ребята, что это за звук?

- Ветер. Он все усиливается!

- Что это он принес?

- Письмо! Давайте прочитаем!

- “Помогите!  На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил  все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить!  Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».

Королева Правильной речи. (Гимнастика для глаз)

- Здесь приложена карта!

-Ну, что, поможем жителям Страны Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Скажите, какие звуки мы называем гласными?

1 ребенок:        

 Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается ГЛАСНЫЙ.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.

- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

2 ребенок: 

 А СОГЛАСНЫЕ … согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

- Какие бывают согласные звуки?  (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- Каким цветом мы обозначаем  твердые согласные звуки? (синим)

- Каким цветом мы обозначаем  мягкие согласные звуки? (зеленым)

-Чем обозначаются звуки речи на письме? (буквами)

- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле.  

Помоги нам, ветерок,

Паруса надуй, дружок!

- Давайте, поможем ветру! (Дыхательная гимнастика)

 -Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву!

Кукарекает спросонок

Милый, добрый ...ПОРОСЁНОК

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это ...МИШКА

Кто с утра в хлеву мычит?

Я так думаю, что ...КИТ

Нарушая утром тишь,

Распевает в роще...МЫШЬ

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду ... ЖИРАФ

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый ... ВОЛК

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать ... СОЛОВЕЙ

С пальмы вниз, на пальму снова,

Ловко прыгает ... КОРОВА

Над лесом солнца луч потух...

Крадётся царь зверей... ПЕТУХ!

- Мы правильно отгадали загадки и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).

Дети получают букву З. (выставляется на магнитную доску)     

-Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук  [Зь].

- Молодцы! Ну, снова в путь!   

- Следующий остров - ОСТРОВ ЧИСТОГОВОРОК.   

 -Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.

РА – РЯ - РА — начинается игра.

РИ – РЫ - РИ – чисто говори

ЛИ – ЛЫ - ЛИ - в море корабли

ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала

УРЬ - УР - УРЬ - не боимся бурь.

ШО – СО - ШО - у меня все хорошо.

ЖУ – ЗУ - ЖУ -  я со звуками дружу.

ЩУ – СЮ - ЩУ – я звуки отыщу.

БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.

РЫ – ЛЫ - РЫ — наступил конец игры.

- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву У! (на экране появляется буква – У).

Дети получают букву У. (выставляется на магнитную доску)     

- Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ. ( На экране картинки животных крокодил, жираф, кенгуру, зебра)

Дети делятся на 2 команды и собирают сначала звуковые схемы, а затем слова, только потом глазами ищут слоги.

Я  ДАЮ ЗАДАНИЕ  ВАМ:

ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!

СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...

ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!

ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, РА-ЗЕБ

-  Сколько слогов в слове?

- Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – К).

Дети получают букву К (выставляется на магнитную доску)     

- Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:

Давайте вспомним что такое предложение?( Это слово или слова связанные между собой по смыслу)

КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.

ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.

СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.

- Назовите предложение. Сколько слов в предложении?  Назовите первое слово, второе, третье…

- Молодцы! (на экране появляется буква – В).

Дети получают букву В (выставляется на магнитную доску)     

-  Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега. Но что я вижу! Это  же крабы!

 Пальчиковая гимнастика. (Железнова Е. «Пальчиковые игры»).  

-  Наш корабль причалил к берегу.

- Что это? Сундук.

- Но как его открыть? Нужно из букв выложить слово.

- Какое слово получилось?

Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.

- Сколько букв в слове?

- Сколько звуков в слове?

- Составьте схему слова ЗВУК. В этом вам поможет таблица- помощница.

Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»

- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).

Ребят встречает Королева острова Правильной речи.

- Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи и её жители. Они очень рады   освобождению. Благодарят вас за помощь.

- Заканчивается наше путешествие. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными моряками.

- Вас не напугали трудные задания Злого Пирата?

- Какое задание показалось самым трудным?  

- Что запомнилось в нашем путешествие?

- Спасибо!

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. 




Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.




Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.














Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

Логоритмическое занятие

Тема: «Транспорт»

Цель: развивать психомоторную и речевую функции детей.

Задачи:

Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания.

Развитие пространственной ориентации и зрительно-моторной координации.

Развитие мимической и артикуляционной моторики.

Развитие продолжительного речевого выдоха.

Активизация словаря по теме “Транспорт”.

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал положив руки на плечи впередистоящему и произносят слова:

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, гудит.

Тороплюсь, тороплюсь!

(садятся на свои места)

1. Станция «Музыкальная»

(дети с музыкальными инструментами выполняют движения под музыку)

2. Артикуляционная гимнастика

3. Пальчиковая гимнастика

«Вот помощники мои»

Пальцы встали дружно в ряд,

Десять маленьких ребят.

Эти два всему указка

Всё подскажут без подсказки.

Пальцы – два середничка,

Два здоровых добрячка.

Ну а эти безымянны

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них

Два больших и удалых.

Еще раз повторили название пальчиков

4. музыка «Шагаем пальчиками»

(далее дети едут опять паровозиком)

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, гудит.

Тороплюсь, тороплюсь!

(подходят к доске)

5. Станция «Загадочная»

Я, как птица, вверх взмываю,

Океан перелетаю!

Облака плывут кругом,

Крылья блещут серебром –

Кто, скажи, я? … (Самолёт)!

Отвезу, куда хотите,

Только вы билет купите!

За рулём сидит шофёр,

И гудит во мне мотор,

Фары круглые, как глобус –

Называюсь я… (Автобус)!

Ты рукою мне махни,

Адрес нужный назови.

Довезет тебя…(такси)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

(Метро)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(Троллейбус)

Что ж, дружочек, отгадай,

Только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится

Из избушек вереница.

(Поезд)

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

(Корабль) назвали все картинки одним словом: ТРАНСПОРТ

Логопед: Теперь давайте назовем людей и профессии, которые управляют этим транспортом.

(дети садятся на свои места)

6.музыка «Вот мы в автобусе сидим»

7. Станция «Танцевальная»

Музыка « Мы ногами топ топ топ»

8. игра «Самолеты»

Самолет построим сами, понесемся над лесами, понесемся над лесами, а потом вернемся к маме.

9. Станция «Песенная»

Музыка «Есть в лесу из бревен дом», «Я хочу построить дом»

10. Игра «Красный, желтый, зеленый»

(на развитие зрительного и двигательного внимания)

Логопед: Все, кто ходит и катается,

Светофору подчиняются.

Заучи закон простой:

Красный — ясно, путь опасный!

Желтый — тоже подожди!

А зеленый впереди —

Проезжай и проходи!

Педагог по очереди показывает круги красного, желтого и зеленого цвета, а дети под музыку выполняют соответствующее движение: «красный» — присесть, замереть; «желтый» — стоять, прижав руки к туловищу; «зеленый» — ходьба на месте.

11. Итог 12 Музыка « У жирафа пятна есть»