* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
.No Spacing {margin-bottom: 0pt;}
.Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;}
.Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.c2 {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;}
.Strong {font-weight: bold;}
Тема: Рассказы М. Пришвина. Ребята и утята.
Цели урока: ознакомление с творчеством М.М.Пришвина
Задачи: эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному
воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
коррекция познавательных процессов, овладение приемами сравнения, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
оценка своих действий, умение выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.
Оборудование: аудио материал к уроку, карточки обратной связи, ноутбук
Ход урока
№
Этапы урока.
Содержание урока. Деятельность учителя.
Деятельность ученика
1.
Организационный момент
Ручки? (На месте!)
Ножки? (На месте!)
Локти? (У края!)
Спина? (Прямая!)
Настраиваются на учебный процесс.
2
Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
- Отгадайте загадку.
Пестрая птица, ловит лягушек, ходит вразвалочку, кря- говорит
Что мы знаем про птицу? К речке уточка пошла.
И утяток повела.
Говорит им : кря-кря-кря,
Не шалите детки зря.
Далеко не отходите.
За жучками не бегите.
Прямо головы держите,
Быстро лапками гребите.
А утята: кря-кря-кря-
Мама, научи нырять!
Сегодня мы узнаем про этих птичек еще больше. А расскажет нам о них Пришвин.
Дети отгадывают загадку и рассказывают, что знают про диких и домашних уток
3
Изучение нового материала Знакомство с писателем
М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Исследователь», «Лесная капель», «Охота за бабочкой»
Слушают рассказ о писателе
4
Знакомство с текстом.
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
- Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке
Чирок – свистунок.
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.
– А сейчас приготовьтесь слушать рассказ. Послушайте аудио рассказ, следя за картинками.
– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.- О ком этот рассказ?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
Поучительный рассказ, учит правильно вести себя в природе
5
Словарная работа.
- Как вы понимаете значение этого слова?
ХОЛМ
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
КУЗНИЦА – место, где работает кузнец
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
В ОБХОД ДЕРЕВНИ
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали
-небольшой бугорок.
– кует металл.
- обходя стороной, не заходя в деревню.
6
Физкультминутка
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря!
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж!
Утки шеи выгибают.
Клювом перья расправляют.
Зашумел в пруду камыш
Ш-ш-ш
И опять настала тишь
Шагаем. Круговые вращения шеей. Машем руками-крыльями. Повороты туловища. Наклоны
7
Работа над рассказом
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– Сколько надо было идти до озера?
–(Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки – Как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– А какая она мама?
– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Кто помешал мальчишкам?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Что приказал им сделать автор
-Весной озеро разливалось…
-Вода спала.
- 3 версты.
-Много.
- Чтобы были видны -Люди.
- Закидали шапками
Взволнованно
-Мать.
- Заботливая.
-Собрались закидать мать… Автор. Живо, отдайте утят.
-Глупыши. -Маленькие, жестокие.
-Медленно.
-Хотела увести дет. Счастливый путь! Засмеялись. Кричать до свидания!)
Подведение итогов
- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение?
- Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!
Не совершать бездумных поступков. Любить природу, и бережно относиться к ней).
Рефлексия.
Оцените свою работу с помощью сигнальных карт Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью.
Красный – работал активно, все получалось.
Самоанализ урока
Тема: Рассказы М. Пришвина. Ребята и утята.
Цель урока: ознакомление с творчеством М.М.Пришвина
Задачи: эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать свое отношение к прочитанному.
воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
коррекция познавательных процессов, овладение приемами сравнения, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
оценка своих действий, умение выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
Тип урока: изучение нового материала.
Отбор содержания образовательной деятельности осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных требований.
Структура занятия имела три основных этапа, вводный, основной и заключительный. В водной части я мотивировала детей на дружеский эмоциональный настрой. Объявила тему и актуализировала имеющий опыт детей с помощью беседы и игровой речевой разминки.
На уроке дети познакомились с отдельными моментами из биографии писателя Пришвина и его произведением «Ребята и утята». На начальном этапе работы, я использовала загадку и речевую разминку о птицах. Далее обобщила знания ребят о птицах домашних и перелетных , об их образе жизни. Были использованы приемы работы над развитием речи.
На следующем этапе урока дети познакомились с биографией писателя Пришвина и его рассказом. Ученикам понравилось данное произведение, которое сопровождалось показом картинок, и они с удовольствием беседовали по содержанию. Дали правильную оценку поведению ребят. Проведена большая словарная работа, в рассказе использовал автор много слов – историзмов, устаревших названий предметов.
Атмосфера занятия была доброжелательной. На протяжении всего занятия дети были активными, выполняли упражнения, отвечали на вопросы учителя.
На уроке были использованы методы обучения:
методы стимулирования и мотивации учения формирование интереса к учению на первом этапе
методы организации и осуществления учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстративных методов (в течение всего урока), репродуктивный ( иллюстрирование, объяснение).
На занятии использовала информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности и повышения качества образования учащихся. Я думаю, занятие цели достигло, поставленные задачи выполнены.