* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .c2 {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Тема: Рассказы М. Пришвина. Ребята и утята.

Цели урока: ознакомление  с творчеством М.М.Пришвина

Задачи: эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному

воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

коррекция познавательных процессов, овладение приемами сравнения, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

оценка своих действий, умение выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.

Оборудование: аудио материал к уроку, карточки обратной связи, ноутбук

Ход урока

Этапы урока.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

Ручки? (На месте!)

Ножки? (На месте!)

Локти? (У края!)

Спина? (Прямая!)

Настраиваются на учебный процесс.

2

Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

- Отгадайте загадку.

Пестрая птица, ловит лягушек, ходит вразвалочку, кря- говорит

Что мы знаем про птицу? К речке уточка пошла.
И утяток повела.
Говорит им : кря-кря-кря,
Не шалите детки зря.
Далеко не отходите.
За жучками не бегите.
Прямо головы держите,
Быстро лапками гребите.
А утята: кря-кря-кря-
Мама, научи нырять!
Сегодня мы узнаем про этих птичек еще больше. А расскажет нам о них Пришвин.

Дети отгадывают загадку и рассказывают, что знают про диких и домашних уток

3

Изучение нового материала Знакомство с писателем

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Исследователь», «Лесная капель», «Охота за бабочкой»

Слушают рассказ о писателе

4

Знакомство с текстом.

-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.

- Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке

Чирок – свистунок.

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

– А сейчас приготовьтесь слушать рассказ. Послушайте аудио рассказ, следя за картинками.

– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.- О ком этот рассказ?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

Поучительный рассказ, учит правильно вести себя в природе

5

Словарная работа.

- Как вы понимаете значение этого слова?

ХОЛМ

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

В ОБХОД ДЕРЕВНИ

ЗАШВЫРЯЛИ – закидали

-небольшой бугорок.

– кует металл.

- обходя стороной, не заходя в деревню.

6

Физкультминутка

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря!

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж!

Утки шеи выгибают.

Клювом перья расправляют.

Зашумел в пруду камыш

Ш-ш-ш

И опять настала тишь

Шагаем. Круговые вращения шеей. Машем руками-крыльями. Повороты туловища. Наклоны

7

Работа над рассказом

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– Сколько надо было идти до озера?
–(Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки – Как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
А какая она мама?

– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Кто помешал мальчишкам?

– Какое приказание дал им взрослый?


– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?

– Как мальчишки на это прореагировали?
– Что приказал им сделать автор

-Весной озеро разливалось…
-Вода спала.

- 3 версты.

-Много.
- Чтобы были видны -Люди.

- Закидали шапками

Взволнованно

-Мать.

- Заботливая.

обрались закидать мать… Автор. Живо, отдайте утят.

-Глупыши. аленькие, жестокие.

-Медленно.

-Хотела увести дет. Счастливый путь! Засмеялись. Кричать до свидания!)

Подведение итогов

- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

- Кто написал этот рассказ?

- Чему учит это произведение?

- Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, и бережно относиться к ней).

Рефлексия.

Оцените свою работу с помощью сигнальных карт Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью.

Красный – работал активно, все получалось.


Самоанализ урока

Тема: Рассказы М. Пришвина. Ребята и утята.

Цель урока: ознакомление  с творчеством М.М.Пришвина

Задачи: эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать свое отношение к прочитанному.

воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

коррекция познавательных процессов, овладение приемами сравнения, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

оценка своих действий, умение выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Тип урока: изучение нового материала.

Отбор содержания образовательной деятельности  осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных требований.

Структура занятия имела три основных этапа, вводный, основной и заключительный. В водной части я мотивировала детей на дружеский эмоциональный настрой. Объявила тему и актуализировала имеющий опыт детей с помощью беседы и игровой речевой разминки.

На уроке дети познакомились с отдельными моментами из биографии писателя Пришвина и его произведением «Ребята и утята». На начальном этапе работы, я использовала загадку и речевую разминку о птицах. Далее обобщила знания ребят о птицах домашних и перелетных , об их образе жизни. Были использованы приемы работы над развитием речи.

На следующем этапе урока дети познакомились с биографией писателя Пришвина и его рассказом. Ученикам понравилось данное произведение, которое сопровождалось показом картинок, и они с удовольствием беседовали по содержанию. Дали правильную оценку поведению ребят. Проведена большая словарная работа, в рассказе использовал автор много слов – историзмов, устаревших названий предметов.

Атмосфера занятия была доброжелательной. На протяжении всего занятия дети были активными, выполняли упражнения, отвечали на вопросы учителя.

На уроке были использованы методы обучения:

методы стимулирования и мотивации учения формирование интереса к учению на первом этапе

методы организации и осуществления учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстративных методов (в течение всего урока), репродуктивный ( иллюстрирование, объяснение).

На занятии использовала информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности и повышения качества образования учащихся. Я думаю, занятие цели достигло, поставленные задачи выполнены.