Методическая разработка
«Варианты игр с неговорящими детьми»
Подготовил:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 120»
Борзыкина Валерия Ивановна
Формирование речевой активности. В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие речевую активность. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это формирование речевой активности, обогащение словарного запаса, внимания, памяти. Эти задачи решаются на каждом занятии, постепенно идет усложнение предлагаемого материала. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать речевую активность у детей на каждом занятии.
Представляю некоторые простые игры, которые помогут разговорить ребёнка.
Игры с водой
Игра «Помоги кораблику совершить кругосветное путешествие.»
Цель: работа над выдохом
В качестве кораблика можно взять лёгкий шарик или любую игрушку, которая не тонет.
Сначала показать, потом сказать: дуй на кораблик (чтобы он плыл)
Игра «Рыбки в море»
Цель: вызвать эмоциональный отклик у ребёнка, желание повторять за взрослым
- Сейчас заселим наше море обитателями. Опускаем/кидаем по одной фигурке в воду, говоря «НА». (Ребенок опускает по одной фигурке в воду, взрослый повторяет слог «НА», стараясь привлечь ребёнка к повторению.)
Игра «Достань со дна»
Цель: вызвать эмоциональный отклик у ребёнка, желание повторять за взрослым
- Сколько морских обитателей в нашем море, давай попробуем их отыскать.
Вытаскиваем сачком или рукой по одному обитателю (руки при возможности менять), проговариваем: «АП». (Взрослый показывает, как вытаскивать рыбок и проговаривает слог при вытаскивании предметов из воды, стараясь привлечь ребёнка)
Игра «Бурлящая пена»
Цель: вызвать повторение слога «БА» по подражанию
В воду капнуть немного жидкого мыла, взять трубочку и перед ребенком сделать много пенных пузырей.
-Давай лопать пузырьки этой пены пальцем, говоря «БА!» (Взрослый громко повторяет слог «БА», стараясь привлечь ребёнка)
Когда количество пены уменьшится, надуть снова.
Игры с музыкальными инструментами
Понадобятся разные шумовые инструменты: бубен, баран, ложки деревянные, маракасы, бубенчики, колокольчик, дудка (губная гармошка), свисток.
Цель: развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.
Игра «Знакомство»
Ребёнку демонстрируется инструмент, проговаривается название и как на нём играть.
Например: «Это бубен. У него есть бубенчики. Надо стучать так: БУМ! БУМ!» Дать ребёнку. Сказать: «Теперь ты» (нужно помочь взять правильно инструмент, четко проговаривая «БУМ»).
За один раз лучше знакомится с 1-3 инструментами, потом добавлять другие, незнакомые.
При игре на каждом инструменте лучше произносить простые звуки или слоги, например: Бубен – БУМ, барабан – Бам, ложки –Тук, маракасы – Ды, колокольчик – динь.
Игра «Покажи инструмент»
Взрослый просит показать инструмент (развиваем указательный жест, добавляем слово «ЭТО».)
Потом на нем поиграть: «Покажи, где барабан» - «Вот». Поиграй на нём. Ребёнок играет, ударяя поочерёдно правой и левой рукой, повторяя «Бам!»
Игра «Прятки»
Взрослый отбирает несколько инструментов для игры; рассматривает с ребёнком, играют на них. Потом говорит, что инструменты хотят поиграть в прятки. «Отвернись/закрой глаза. Слушай, что будет звучать. Когда скажу, повернись.»
Ребёнок закрывает глаза, взрослый играет на одном из инструментов, убирает на место. Просит ребёнка открыть глаза и показать, какой инструмент звучал; потом поиграть на нём.
3.Игры с животными.
Цель: развивать навыки звукоподражания, внимания, анализа.
Для игры понадобятся фигурки животных, это могут быть: кошка, собака, свинья, корова, коза, овца, утка, гусь, курица.
На одном занятии лучше использовать 3-4 фигурки.
Игра «Покажи фигурку
»
Перед ребёнком выкладываются фигурки животных, называются. Взрослый озвучивает каждое животное. «Это кошка-мяу. Собака: гав» и т.д.
-Покажи корову. (Если ребёнок не показывает или показывает неверно, взрослый показывает рукой ребёнка, говорит: «Это» или «Вот») Как корова говорит? –МУ. (Если ребёнок не проговаривает, взрослый сам говорит.)
Игра «Да или нет?!»
Перед ребёнком выкладываются фигурки животных. Затем берут корову и спрашивают: «Это корова. Она говорит «МЯУ?» Взрослый отвечает за ребёнка или вместе: «НЕТ». «Корова говорит «Гав?» -«Нет!» «Корова говорит «МУ?» - «ДА!»
Взрослый берёт кошку и спрашивает: «Это собака?» -«НЕТ» (говорит взрослый, даже, если ребёнок молчит!) «Это корова?» - «Нет!» «Это кошка?» - «ДА!»
Игра «Покажи, как ходят…»
Задача взрослого придумать историю про каждого зверя и обыграть ее. Используя двигательные и речевые подсказки.
-Вот пошла кошка гулять (берём кошку, ведём ею по столу), топ-топ, топ-топ… пошла в гости к собаке. (Кошку поставить к собаке, потом взять собаку).Теперь собака решила попрыгать: «Ап-Ап, Ап-Ап…» Изображаем прыгательные движения. Прыгала собака долго-долго. Допрыгала до коровы. (Положить собаку взять корову.) А корова очень любила летать: «У-У-У-У-У…» Изображая полёт коровы, поём звук «У» и т.п.
Игра «Сбей фигурку»
Фигурки выставляются на столе в одну линию. Взрослый говорит: -«Будем сбивать животных. Кто быстрее?»
-Сбей собаку пальчиком (показывает как) – Ба! Теперь ты бей! Сбей курицу. –Ба!
Так сбивают все фигурки. Потом выставляют и повторяют снова. Можно спрашивать: «Кто сбил? Ты? –НЕТ! Я?-Да! И т.д.
Во многих играх задания лучше выполнять по очереди, говоря ребёнку: «сначала Я», «теперь ТЫ».
Во всех играх стараться озвучивать происходящие действия звуками или простыми слогами.