Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества города Белово»
Конспект занятия
по теме: «Вид русского народного танца - хоровод. Основные фигуры танца»
по дополнительной общеразвивающей программе
«Звонкий каблучок»
2 год обучения
2024 г.
Открытое занятие
Тема: Вид русского народного танца - хоровод. Основные фигуры хоровода.
Тип занятия: комбинированное (занятие отработки навыков и усвоения новых знаний).
Цель занятия: сформировать у обучающихся знания о хороводе и его основных фигурах.
Задачи занятия:
Задачи:
Обучающие:
Изучить основные фигуры хоровода;
Разучить русский хоровод с использованием различных фигур;
Научить свободно, ориентироваться в пространстве;
Закрепить умение детей двигаться в соответствии с характером музыки.
II. Развивающие:
П
ознакомить обучающихся с русским народным танцем – хоровод;
Р
азвивать
слуховое и зрительное внимание.
III. Воспитательные.
В
оспитывать эстетический вкус,
возрождать интерес к народному
наследию
;
формировать положительные эмо
ции, чувства коллективизма.
Характеристика учебной группы: дополнительная общеразвивающая программа «Звонкий каблучок» 3 год обучения (возраст 8-9 лет)
Форма занятия: интегрированная (коллективная работа и индивидуальная)
Методы обучения:
П
рактические:
основные шаги русского народного танца, различные перестрое
ния из фигуры в фигуру.
Н
аглядные
:
показ движений педагогом;
С
ловесные
:
словесное объяснение.
Регламент занятия: 45 минут.
Оборудование:
Аппаратура для музыкального оформления занятия;
Элементы костюма (юбочки, ленты
).
Фото
с фигурами хоровода
.
Фото
с изображением костюмов
.
Методическое обеспечение:
аудиозапись: русская народная музыка «Светит месяц», «Хоровод», «Плясовая», «Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Россия - матушка» Жасмин.
Структура занятия:
I Организационный момент.
Вход детей в зал, построение, поклон. (
2
минуты
)
II Ознакомление с новой темой. (1 минута)
III Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Разминка:
По кругу
-
шаги, бег, прыжки.
(
2
минуты
)
На середине зала
- движения
головы, шеи, плеч, рук, наклоны корпусом, приседания, повороты.
(
4
минут)
Пластический этюд.
(
2 минуты)
IV Изучение новой темы.
Ознакомление с историей танца «Хоровод»
(
теория – 6
минут)
.
Построение и перестроения в фигуры танца
(
практика - 10
минут)
.
Разводка хороводного этюда
.
(
10
минут
)
Музыкальная игра.
(
2 минуты
)
V Заключительная часть. ( 5 минут)
Подведение итогов;
Релаксация;
Поклон.
Ход занятия:
Дети заходят и строятся в зале в две линии.
Педагог: В мире музыки и танца, движенья, ритм и тон. Мы начнем занятие и сделаем поклон.
Дети выполняют поклон.
I Организационный момент.
Педагог: Ребята, мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте друг другу улыбнемся, что бы в нашем зале было больше тепла и света и хорошего настроения.
Дети улыбаются.
Педагог: И теперь, в теплой дружеской обстановке и с хорошим настроением, мы начнем наше занятие.
II Ознакомление с новой темой.
Педагог: Загадывает загадку.
За руки беремся дружно,
Кругом встанем — это нужно.
Танцевать пошли, и вот —
Закружился...
Ответ детей: Хоровод.
Педагог: верно, ребята тема нашего занятия «Вид русского народного танца - хоровод. Основные фигуры хоровода».
III Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Педагог: русский народный танец - это красивый и разнообразный вид искусства, который передавался из поколения в поколение русскими людьми. Он делится на два основных жанра - пляска и хоровод. Давайте вспомним с вами, какие виды плясок вы уже знаете?
Ответы детей: Барыня, Кадриль, Плясовая, Перепляс.
Педагог: все верно. Назовите, пожалуйста, основные движения русского народного танца.
Ответы детей: «Гармошка», «Веревочка», «Ковырялочка», «Моталочка».
Педагог: молодцы ребята вы все правильно ответили. Сейчас я предлагаю вам взбодриться и сделать разминку и вспомним как исполняются движения русского танца.
Звучит музыка, дети выполняют движения под музыку.
Разминка:
По кругу
-
шаги, бег, прыжки
.
На середине зала
- движения
головы, шеи, плеч, рук, наклоны корпусом, приседания, повороты.
Педагог: День начинается с рассвета. Мы пробуждаемся, А что происходит с природой?
Ответ детей: с нами пробуждается природа. И сейчас мы с вами покажем, как встречают рассвет птицы, бабочки и растения (закрепление пройденного материала).
Звучит музыка, дети выполняют движения под музыку, повторяя за педагогом:
Пластический этюд:
восстановление дыхания.
К солнышку тянемся -
поднимание на полупальцы, одновременно руки выполняют круговые вращения из центра корпуса верх, в сторону, затем вниз, поочередно, затем обе руки вместе;
Ветерок качает деревцо –
покачивание с ноги на ногу, руки подняты вверх, так же выполняют покачивание в такт с ногами и корпусом;
Летит маленькая птичка -
руки подняты вверх
, соединены запястьями на
крест, имитируют движения крыльев птиц;
Летит
средняя
птица -
руки соединены в локтях, имитируют движения крыльев птиц;
Летит большая птица –
руки в стороны,
имитируют движения крыльев птиц;
Дождик пошел
– Медленно приседаем, пальчиками показываем капельки;
Цветочек растет и распустился
– м
едленно поднимаемся на носочках;
Бежит ручей по камушкам
– руки перед собой показываем волнообразные движения;
Ручей вливается в речку
- руки в стороны волнообразные движения.
Бабочка летит -
руки соединены запястьями, поднимаются вверх, ладошками имит
ируем движения крыльев бабочки.
IV Изучение новой темы.
Педагог: Итак, мы вернулись к теме нашего занятия. И знаем уже, что Хоровод является основным жанром русского танца. Вам было дано домашние задание подготовить материал о истории возникновения хоровода. Итак, давайте послушаем.
1 ученица: термин «хоровод» происходит от древнегреческого «χορ?с», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить».
2 ученица: истоки хороводов славян уходят в далекое прошлое. Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай.
3 ученица: хоровод всегда был событием в жизни русского народа. Девушки, готовясь к хороводам, надевали лучшие наряды, закупали ленты и платки на ярмарках, часто шили и вязали сами.
4 ученица: одним из основных способов начать хоровод заключался в следующем. Несколько девушек выходили на улицу и начинали припевать песни. Затем к ним присоединялись другие. Как правило, девушки были основой любого хоровода. А парни присоединялись к танцу позже, и придавали хороводу задор и веселье с музыкальными инструментами.
Педагог: в хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Девушки демонстрировали свои наряды, яркие вышивки на сарафанах. Там же и женихов приглядывали. Вы большие молодцы, очень хорошо подготовились и много интересного нам рассказали.
Педагог:
Существуют два вида хоровода — орнаментальные и игровые. В хороводе в всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Определённые построения называют фигурами хоровода.
Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например: «Круг», «Воротца», «Восьмерка», «Колонка», «Корзиночка», «Звездочка» и т.д.
Педагог: рассмотрим несколько основных фигур хороводов и постараемся их исполнить.
Дети строятся в хороводные фигуры:
«Круг
Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Движение по кругу в хороводе идёт по часовой стрелке, но может идти и против.
«Два круга рядом»
Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.
«Круг в круге» Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.
«Змейка»
Фигура начинается из линии, чаще всего из разорванного круга, образованного исполнителями, держащимися за руки.
«Гребень» (прочес)
Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.
«Воротца»
Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные «воротца». Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые «ворота».
«Корзиночка»
«Переплетенный круг». Фигура образуется из двух кругов – круг в круге. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом или спиной к центру, танцоры берутся за руки, соединяя их через одного участника хоровода.
Педагог: ребята мы с вами ознакомились и практически проработали основные фигуры хоровода. Предлагаю вам составить из знакомых фигур хороводную комбинацию.
Дети под музыку исполняют хороводную комбинацию.
V Заключительная часть. Подведение итогов. Релаксация. Поклон.
Педагог: Спасибо. Вы отлично справились с заданием, и мы можем подвести итоги нашего занятия. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Вопросы:
Что такое хоровод?
Что такое фигуры хоровода?
Какие фигуры хоровода вы знаете?
Ответы детей:
Хоровод – это русский народный танец, где пляска или просто ходьба неразрывно связаны с песней.
Построения в танце, называют фигурами хоровода.
Фигуры хоровода:
«Круг», «Два круга», «Круг в круге», «Корзиночка», «Змейка», «Воротца» и т.д.
Педагог: молодцы, ребята, вы хорошо справились. Я довольна вашими знаниями. Предлагаю вам поиграть в веселую игру. Вы будете свободно перемещаться по залу под музыку. Как только музыка остановиться вы соберетесь в заданную мной фигуру.
Дети двигаются по залу. Игра.
Рефлексия.
Педагог: ребята, вы видите в нашем зале есть солнышко, давайте его украсим лентами. Если вам сегодня было всё интересно, легко и доступно, настроение у вас отличное - вы возьмите бантик из красной ленты и прикрепите его на наше солнышко.
Если вам сегодня было интересно, но некоторые задания показались сложными и непонятными, настроение у вас хорошее – бантик из сиреневой ленты.
(после рефлексии педагог оценивает каждого учащегося)
Педагог: ребята наше занятие завершилось. Это всего лишь небольшая страничка нашей танцевальной истории. Впереди нас ждет еще много интересного, о чем вы узнаете на следующем занятии.
В мире музыки и танца, движенья, ритм и тон. Мы закончили занятие и сделаем поклон.
Дети выполняют поклон и выходят из зала строем.
Самоанализ открытого занятия
педагога дополнительного образования Наконечной С.М.
Дата проведения 21.02.24
Данное занятие проведено в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Звонкий каблучок» 2 год обучения.
В соответствии с календарно-тематическим планом, занятие разработано с учётом возрастных особенностей обучающихся. Занятие рассчитано на 45 минут.
Тема: «Вид русского народного танца - хоровод. Основные фигуры танца».
Цель занятия: сформировать у обучающихся знания о хороводе и его основных фигурах.
Задачи занятия:
Задачи:
Обучающие:
Изучить основные фигуры хоровода;
Разучить русский хоровод с использованием различных фигур;
Научить свободно, ориентироваться в пространстве;
Закрепить умение детей двигаться в соответствии с характером музыки.
II. Развивающие:
П
ознакомить
обучающихся
с русским народным танцем – хоровод;
Р
азвивать
слуховое и зрительное внимание.
III. Воспитательные.
В
оспитывать эстетический вкус,
возрождать интерес к народному
наследию
;
формировать положительные эмо
ции, чувства коллективизма
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Тип деятельности: творческий
Форма занятия: интегрированная (коллективная работа и индивидуальная)
Методы обучения: практический, словесный, наглядный.
Регламент занятия: 30 минут.
Оборудование:
Аппаратура для музыкального оформления занятия;
Элементы костюма (колпачки).
Карточки с названием остановки.
Карточки с изображением музыкальных ладов.
Карточки с изображением Геометрических фигур.
Методы обучения:
П
рактические:
основные шаги русского народного танца, различные перестрое
ния из фигуры в фигуру.
Н
аглядные
:
показ движений педагогом;
С
ловесные
:
словесное объяснение.
- методы убеждения: объяснение, рассказ;
- стимулирование поведения и деятельности: поощрение.
Приёмы деятельности педагога:
И
спользование
межпредметных
связей;
о
бъяснение, рассказ, индивидуальная помощь
затрудняющимся
.
Структура занятия:
I Организационный момент.
Вход детей в зал, построение, поклон. (
2
минуты
)
II Ознакомление с новой темой. (1 минута)
III Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Разминка:
На середине зала
- движения
головы, шеи, плеч, рук, наклоны корпусом, приседания, повороты.
(
5 минут)
IV Изучение новой темы.
Ознакомление с историей танца «Хоровод»
(теория – 6 минут).
Построение и перестроения в фигуры танца
(практика - 10 минут).
Разводка хороводного этюда .
(10 минут)
Музыкальная игра.
(2 минуты)
V Заключительная часть.
Подведение итогов;
Релаксация;
Поклон.
VI Подведение итогов. (2 минуты).
Время занятия было использовано рационально. Ведущий тип деятельности творческий. На занятии дети закрепили ранее изученные движения с добавлением новых элементов.
Научились:
различать и исполнять основные фигуры хоровода;
двигаться в соответствии с характером музыки;
ориентироваться в пространстве зала, строиться в предлагаемую фигуру и перестраиваться.
Каждый ребёнок показал свою индивидуальность в исполнении хороводного этюда. Выполненная работа имеет практическую направленность – выученные на занятиях хороводный этюд дети будут исполнять на праздничных мероприятиях и концертах.
Считаю, что поставленная цель занятия, достигнута посредством выполнения всех дидактических задач.
Литература:
1.Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка. Учебное пособие для вузов [Текст]/ Г.П. Гусев. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
2.Ивинг, В.П., Окунева, В.В. Русские пляски для детей [Текст] / В.П. Ивинг, В.В. Окунева. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1979
3.Климов, А. А. Основы русского народного танца [Текст] / А.А. Климов.- М.: Искусство, 1981. – 270 с.
4. 50 httru
tcztcbqtkc/wtqkc/hqteqitchkk/rq/teoe/twuukk{