« ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

Цели.

Обучающие:

познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания;

научить распознавать предложения по цели высказывания;

научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;

Развивающие:

развивать творческие способности учащихся;

научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.

Воспитательные:

расширять  кругозор

учащихся;

воспитывать эстетический вкус.

Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный,

Сегодня у ребят урок уж очень важный!

Здравствуйте, ребята. Начинаем наш немного необычный урок, который посвящен изучению новой темы, а еще у нас сегодня на уроке присутствуют гости и мы с вами должны порадовать их своей работой. Начнем? Тогда открываем тетради, записываем число, «классная работа». Ребята, посмотрите ,наша третья строчка, на которой мы всегда записываем тему, пуста. Как вы думаете, почему?

2. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Орфографическая разминка.

Запись под диктовку на доске. Выделить орфограммы.

В ненастную погоду , золотым ковром, осыпаются дождем,

с деревьев в парке, узкие дорожки, птичьи голоса.

Из записанных словосочетаний составить предложения.

Фронтальный опрос: -Как связаны слова в предложении?

-Из чего состоит грамматическая основа предложения?

-Перечислите второстепенные члены предложения.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Ребята, а какой теме посвящены ваши предложения? СЛАЙД 1

А давайте продолжим об осени и сделаем небольшое лирическое отступление.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

-Что вам было прочитано?

-А если рассмотреть это стихотворение с точки зрения синтаксиса?

-Из чего состоит текст?

Давайте запишем несколько предложений. А пока вы будете писать, подумайте, какие знаки вы поставите в конце каждого предложения. СЛАЙД 2

-Какие знаки завершения вам известны?

-А какие знаки мы поставим здесь, в конце каждого предложения?

-Все верно. Но, прежде чем продолжить беседу о знаках, скажите, а чем похожи эти предложения?

-А вы когда-нибудь видели багровое солнце? Что это за солнце?

Словарная работа. СЛАЙД 3

-А теперь представляете багровое солнце? Давайте среди наших листьев на доске найдем багровый.

-Вернемся к предложениям. В первом мы поставили точку. Почему?

-Во втором – вопросительный знак. Почему?

-В третьем – точку. Объясните.

-Т.е. цель высказывания каждого предложения разная. Так на сколько же групп делятся предложения по цели высказывания? Сформулируйте тему урока. Запишите.

-А теперь давайте обобщим. СЛАЙД 4

-Но, сообщать о чем-либо, спрашивать и побуждать к действию, мы можем одновременно выражая какие-либо сильные чувства : радость, печаль, тревогу, удивление, поэтому предложения становятся восклицательными, ставим «!» (тема следующего урока).

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

-А сейчас сделаем два полезных дела одновременно. Я буду читать предложения, об осени, конечно, а вы, определяя вид предложения, будете делать зарядку :

Повествовательное – ХЛОП!

Побудительное – ТОП!

Вопросительное – ПОДЪЕМ!

Осень пришла. Какая красота! Янтарем и рубинами загорелись листья. Притих лес. Прислушайтесь. Не звенят в нем птичьи голоса.

Любите ли вы осень? Оглянитесь вокруг! Вот дубок протянул свою веточку. Замечали ли вы, что упрямый дуб позже других деревьев поддается осени? Уже давно покраснели листья деревьев, а дуб все зелен.

Видите запоздалый желудь? Его братья осыпались, а этот все еще держится. Но скоро и он упадет. Давайте будем охранять наши леса!

Конструирование повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

-Теперь вы сами попробуете составить разные виды предложений по цели высказывания, а помогут вам картинки. СЛАЙДЫ.

(запись нескольких предложений в тетрадь)

Работа с учебником.

Упражнение 139, 147.

5. ВЫВОД ПО УРОКУ

Закончите предложения : -По цели высказывания предложения бывают…

-Повествовательными называются предложения…

-Предложения, в которых содержится вопрос…

-В побудительных предложениях мы…

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

№ 28 (учить)

«5» - из сказок А.С.Пушкина выписать по 3 повеств., вопросит., побудит. предложения.

«4» - упражнение 146

«3» - упражнение 145