МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ?САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И.ШАРОВА? Внеклассное мероприятие ?Математика рядом с нами? Воспитатель: Семенова Е.В. 2022-2023 учебный год Внеклассное занятие ?Математика вокруг нас? Цель: Показать важность изучения математики для повседневной жизни Задачи: - Закрепить знания таблиц умножения и деления; - Развивать навыки устного счёта, активизировать мыслительную деятельность учащихся при решении задач; - Совершенствовать умение решать простые и составные задачи; - Усовершенствовать навыки устного счёта, умений решать нестандартные задачи; - Развивать смекалку, - Воспитывать интерес к математике, чувство взаимопомощи, трудолюбие расширять кругозор учащихся. Добрый день ребята, дорогие гости. Математика точная и очень древняя наука. Современность невозможно представить без этой науки. Сегодня на занятии мы убедимся, что математика постоянно присутствует в нашей жизни, мы очень часто пользуемся математическими знаниями. Занятие наше называется ?Математика вокруг нас? Слайд 1 Есть науки хорошиДля развития души,Их и сами все вы знаете, конечно.А для развития ума предназначена она -Математика. И для начала мы проведем веселую разминку. В этом задании вы можете отвечать хором ?Весёлая разминка? Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть) Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре) Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три) Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (не четыре, а один) Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (не три, а две) У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (не шесть, а один) У доски ты говори, что концов у палки… (не три, а два) Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять) На уроках будешь спать, за ответ получишь… (не пять, а два) Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре) Мышь считает дырки в сыре: три плюс две - всего… (не четыре, а пять) Молодцы, внимательные ученики! Люди часто используют в своей речи пословицы, поговорки, крылатые слова. А ведь в этих выражениях встречаются числа. Мы с вами сейчас попробуем вспомнить такие пословицы. Числа в пословицах В данные пословицы вам необходимо вставить пропущенные числа. Слайд 2 Обещанного ……года ждут.……. в поле не воин.…… бед, …… ответ.Ум хорошо, а …… лучше.……. раз отмерь, ……. отрежь.Знать, как свои …… пальцев.У …… нянек дитя без глазу. Молодцы! Точность в измерениях Необходимость измерять длину пути, длину огорода или длину куска ткани появилась ещё в давние времена. В литературных произведениях можно встретить названия старинных мер длины. Послушайте отрывки из произведений, какие старинные меры длины есть в них: Александр Сергеевич Пушкин ?Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди? Сына бог им дал в?аршин,И царица над ребенком,Как орлица над орленком;Шлет с письмом она гонца,Чтоб обрадовать отца. Петр Павлович Ершов ?Конёк-горбунок? Да еще рожу конькаРостом только в три?вершка,На спине с двумя горбами,Да с?аршинными?ушами. Николай Алексеевич Некрасов ?Дедушка Мазай и зайцы? С каждой минутой вода подбираласьК бедным зверькам; уж под ними осталосьМеньше?аршина?земли в ширину,Меньше?сажени?в длину. Самуил Яковлевич Маршак ?Сказка про козла? Эй, не плачьте, баба с дедом!Накормлю я вас обедом,Испеку пирог грибнойВ два?аршина?шириной. Слайд 3 АРШИН = мера длины, равная длине вытянутой руки взрослого человека. = 71 см 12 мм ВЕРШОК= длина верхней части указательного пальца. Вершок = 4 СМ 5 ММ. САЖЕНЬ= расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины = 1 М 51 СМ. А какими единицами измерения длины пользуются сейчас? (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) А сейчас мы проверим вашу память, внимание. Игра ?Пирамида?. Ко мне идут два ученика. Я буду держать картинку с нарисованной на ней пирамидой из чисел. Вы посмотрите на эту пирамиду и по памяти постараетесь на доске расположить числа точно так, как они расположены в пирамиде. Можно два раза воспользоваться подсказкой. Молодцы! В гостях у сказки Слайд 4 А сейчас послушайте сказку Колобок на новый лад: ?Колобок? Испекла бабушка Колобок, надоело ему на окне лежать, он спрыгнул на землю и покатился. Катится, а навстречу ему Заяц Слайд 5 ?Колобок, Колобок, я тебя съем!? ?Не ешь меня, Косой. Хорошо. Если решишь мою задачу, отпущу тебя. И загадал Заяц задачу: Бабушка купила 2 кресла за 36 рублей. Сколько рублей сдачи она должна получить с 90 рублей? (18 рублей) Решил Колобок задачу и покатился дальше. Слайд 6 Катится, а навстречу ему Волк. Загадал и Волк задачу: Дед посадил 4 ряда по 15 яблонь и 16 слив. Какое количество деревьев посадил дед в своём саду? (76 деревьев) Решил Колобок задачу, и покатился дальше. Слайд 7 Навстречу ему Медведь. И Медведь Колобку загадал задачу: С одной пасеки привезли 36 кг мёда, а с другой 48 кг. Весь мёд разлили в бочонки по 7 кг в каждый. Сколько бочонок заняли мёдом? (10 бочонков) Решил Колобок задачу Слайд 8 Покатился Колобок дальше, а навстречу Лиса - рыжая плутовка. Колобок, Колобок, я тебя съем. Не ешь меня, мы с ребятами умеем задачи решать. И тебя научим. Давай свою задачу. В одной клетке было 16 цыплят, а в другой - в 4 раза больше. Сколько всего цыплят в двух клетках? (64 цыпленка) Решил Колобок задачу и укатился дальше. А мы с вами все задачи правильно решили и помогли спастись Колобку. А сейчас мы с вами дадим отдохнуть нашим глазкам. Назовите предметы в классе прямоугольной формы. Молодцы. Календарь Слайд 9 Это древнейшее изобретение человечества. Его придумали римляне. Это изобретение связано с системой счета больших промежутков времени Слайд 10 Это изобретение представляет собой повторяющиеся несколько раз числа, где числа поделены на группы из 7 чисел, на 5 чисел черного цвета и 2 красного цвета. Слайд 11 Чтобы знать какая дата,Чтоб помнить день и год,Нам придумали, ребята,К времени простой подход —Мне не нужен секретарь,На листке мой... Слайд 12 Речь идет о календаре. Его изобрели давным-давно астрономы, наблюдая за движением Солнца и Луны. В древности год длился 10 месяцев, он был короче, начинался с марта, что приводило к всевозможным несоответствиям и путаницам. Слайд 13 Посмотрите, какие бывают календари. Тесно с календарем связан один из самых веселых праздников на Руси. Слайд 14 Этот праздник знаешь ты,На него печем блины.Зиму прочь им прогоняем,Весну красную встречаем. Что это за праздник? Слайд 15 А знаете ли вы, сколько дней праздновалась масленица? (Ответ: 7). Как раз прошлая неделя у нас была масленичная. И во вторник у нс с вами состоялись масленичные забавы и блины. И каждый день масленичной недели имел свое название и традиции. Давайте их вспомним. Слайд 16, 17, 18, 19 Сейчас давайте поиграем в веселую игру. Вставайте в круг. У меня есть блин. Он горячий. Мы будем передавать друг другу при помощи скрепок-прихваток. Но это не все. При передаче надо назвать любой предмет, связанный с математикой. Я начну. Молодцы! Один из видов искусства тесно связан с математикой. Это мозаика. С ней вы знакомы с самого детства. Слайд 20 Мозаикой называют искусство создания орнамента или картины из кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского ?musium? – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей. Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном?керамическая плитка?разных цветов или с уже нанесённым рисунком.? Слайд 21, 22 А мы с вами сейчас попробуем создать свою мозаику из геометрических фигур. У вас на партах есть наборы таких фигур. Работа будет выполняться парами. Сначала вы должны рассмотреть, какие геометрические фигуры у вас имеются. А затем договориться, какое изображение каждая пара будет делать. На задание вам дается 3 минуты. Молодцы, все справились и работали дружно. Часы История этого изобретения насчитывает тысячи лет. В древности их называли клепсидрами. Сейчас почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь. Это удивительная вещь сейчас бывает разного размера от совсем маленького до очень большого. А вот на создание первого подобия этой вещи была использована наша самая близкая звезда - солнце. Данные, которые показывает эта вещь, часто используются в задачах по математике. Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные. Слайд 23 Бывают солнечные,Бывают песочные,Бывают наручные,И всегда точные.Бывают настенные,В курантах бывают,О времени важномНам напоминают. Слайд 24 Первые?часы?на?земле?-?солнечные. Затем появились песочные, огневые, механические часы. Сегодня, кроме времени, часы могут показывать месяц, число, день недели, давление, температуру воздуха, могут быть будильником, быть водонепроницаемыми, противоударными… И без определения времени современная жизнь невозможна. К определенному часу вы приходите в школу, родители идут на работу. В выходной день семьи могут пойти на сеанс в кинотеатр или на представление в цирк. Поезда, самолеты тоже отправляются в рейс по расписанию. Поликлиники и другие учреждения тоже работают по расписанию. Вот посмотрите это расписание приема врачей в поликлинике. А мы с вами попробуем определить очередность посещения врача в соответствии с днем недели и часами приема доктора. Слайд 25 Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Хирург 09-12 12-15 15-18 09-12 12-15 Стоматолог 12-15 15-18 09-12 12-15 15-18 Невролог 15-18 09-12 12-15 15-18 09-12 Все правильно, молодцы. Можете самостоятельно посещать врачей. Циркуль Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась и используется все в тех же целях, что и 2000 лет назад. Об этом предмете придумана загадка: Слайд 26 ?Сговорились две ногиДелать дуги и круги?. Правильно, это циркуль Слайд 27 Этот предмет незаменим в архитектуре и в строительстве. Необходим при нанесении размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов, кругов. Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из замечательного мультфильма ?В стране невыученных уроков?. Вы увидите, что может произойти, если не знать математики. Ну, это, конечно, сказка. Математика тесно связана с нами каждый день, каждый час. А сейчас мы с вами поиграем. Выходите все на середину. Вы получите все по примеру. Его надо решить. А мы посмотрим, как вы знаете таблицу умножения. Решив пример, надо взять карточку с полученным ответом и вслух прочитать, что на ней написано. Молодцы. Знаете таблицу умножения. Садитесь. Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего? Что показалось трудным? О чем подробнее захотелось узнать? Слайд 28 Спасибо за внимание!
Математика рядом с нами