МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
?САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И.ШАРОВА?










Внеклассное мероприятие
?Математика рядом с нами?








Воспитатель:
Семенова Е.В.








2022-2023 учебный год


Внеклассное занятие ?Математика вокруг нас?
Цель: Показать важность изучения математики для повседневной жизни
Задачи:
- Закрепить знания таблиц умножения и деления;
- Развивать навыки устного счёта, активизировать мыслительную деятельность учащихся при решении задач;
- Совершенствовать умение решать простые и составные задачи;
- Усовершенствовать навыки устного счёта, умений решать нестандартные задачи;
- Развивать смекалку,
- Воспитывать интерес к математике, чувство взаимопомощи, трудолюбие расширять кругозор учащихся.

Добрый день ребята, дорогие гости. 
Математика точная и очень древняя наука. Современность невозможно представить без этой науки. Сегодня на занятии мы убедимся, что математика постоянно присутствует в  нашей жизни, мы очень часто пользуемся математическими знаниями.
Занятие наше называется ?Математика вокруг нас?
Слайд 1
Есть науки хорошиДля развития души,Их и сами все вы знаете, конечно.А для развития ума предназначена она -Математика.

И для начала мы проведем веселую разминку. 
В этом задании вы можете отвечать хором
 ?Весёлая разминка?
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
Говорил учитель  Ире, что два больше, чем… (не четыре, а один)
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (не три, а две)
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (не шесть, а один)
У доски ты говори, что концов у палки… (не три, а два)
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (не пять, а два)
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две - всего… (не четыре, а пять)
Молодцы, внимательные ученики!
Люди часто используют в своей речи пословицы, поговорки, крылатые слова. А ведь в этих выражениях встречаются числа. Мы с вами сейчас попробуем вспомнить такие пословицы.
Числа в пословицах
В  данные пословицы вам необходимо вставить пропущенные числа.
Слайд 2
Обещанного ……года ждут.……. в поле не воин.…… бед, …… ответ.Ум хорошо, а …… лучше.……. раз отмерь, ……. отрежь.Знать, как свои …… пальцев.У …… нянек дитя без глазу.
Молодцы!

Точность в измерениях
Необходимость измерять длину пути, длину огорода или длину куска ткани появилась ещё в давние времена. В литературных произведениях можно встретить названия старинных мер длины. Послушайте отрывки из произведений, какие старинные меры длины есть в них:
Александр Сергеевич Пушкин
?Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди?
Сына бог им дал в?аршин,И царица над ребенком,Как орлица над орленком;Шлет с письмом она гонца,Чтоб обрадовать отца.
Петр Павлович Ершов
?Конёк-горбунок?
Да еще рожу конькаРостом только в три?вершка,На спине с двумя горбами,Да с?аршинными?ушами.
Николай Алексеевич Некрасов
?Дедушка Мазай и зайцы?
С каждой минутой вода подбираласьК бедным зверькам; уж под ними осталосьМеньше?аршина?земли в ширину,Меньше?сажени?в длину.
Самуил Яковлевич Маршак
?Сказка про козла?
Эй, не плачьте, баба с дедом!Накормлю я вас обедом,Испеку пирог грибнойВ два?аршина?шириной.
Слайд 3
АРШИН = мера длины, равная длине вытянутой руки взрослого человека. = 71 см 12 мм
ВЕРШОК= длина верхней части указательного пальца. Вершок = 4 СМ 5 ММ.
САЖЕНЬ= расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины  = 1 М 51 СМ.
А какими единицами измерения длины пользуются сейчас? (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр)
А сейчас мы проверим вашу память, внимание.
Игра ?Пирамида?. Ко мне идут два ученика. Я буду держать картинку с нарисованной на ней пирамидой из чисел. Вы посмотрите на эту пирамиду и по памяти постараетесь на доске расположить числа точно так, как они расположены в пирамиде. Можно два раза воспользоваться подсказкой.
Молодцы!
В гостях у сказки
Слайд 4
А сейчас послушайте сказку Колобок на новый лад:
?Колобок?
Испекла бабушка Колобок, надоело ему на окне лежать, он спрыгнул на землю и покатился. Катится, а навстречу ему Заяц 
Слайд 5
?Колобок, Колобок, я тебя съем!? ?Не ешь меня, Косой.  Хорошо. Если решишь мою задачу, отпущу тебя. И загадал Заяц задачу:
Бабушка купила 2 кресла за 36 рублей. Сколько рублей сдачи она должна получить с  90 рублей? (18 рублей)
Решил Колобок задачу и покатился дальше.
Слайд 6
Катится, а навстречу ему Волк. Загадал  и Волк задачу:
Дед посадил 4 ряда по 15 яблонь и 16 слив. Какое количество деревьев посадил дед в своём саду? (76 деревьев)
Решил Колобок  задачу, и покатился  дальше. 
Слайд 7
Навстречу ему Медведь. И Медведь Колобку загадал задачу:
С одной пасеки привезли 36 кг мёда, а с другой 48 кг. Весь мёд разлили в бочонки по 7 кг в каждый. Сколько бочонок заняли мёдом? (10 бочонков)
Решил Колобок задачу
Слайд 8 
Покатился Колобок дальше, а навстречу Лиса - рыжая плутовка. Колобок, Колобок, я тебя съем. Не ешь меня, мы с ребятами умеем задачи решать. И тебя научим. Давай свою задачу.
В одной клетке было 16 цыплят, а в другой - в 4 раза больше. Сколько всего цыплят в двух клетках? (64 цыпленка)
Решил Колобок задачу и  укатился  дальше. А мы с вами все задачи правильно решили и помогли спастись Колобку.
А сейчас мы с вами дадим отдохнуть нашим глазкам. Назовите предметы в классе прямоугольной формы.
 Молодцы. 

Календарь
Слайд 9
Это древнейшее изобретение человечества. Его придумали римляне.
Это изобретение связано с системой счета больших промежутков времени
Слайд 10
Это изобретение представляет собой повторяющиеся несколько раз числа, где числа поделены на группы из 7 чисел, на 5 чисел черного цвета и 2 красного цвета.
Слайд 11
Чтобы знать какая дата,Чтоб помнить день и год,Нам придумали, ребята,К времени простой подход —Мне не нужен секретарь,На листке мой...
Слайд 12
Речь идет о календаре. Его изобрели давным-давно астрономы, наблюдая за движением Солнца и Луны. В древности год длился 10 месяцев, он был короче, начинался с марта, что приводило к всевозможным несоответствиям и путаницам. 
Слайд 13 
Посмотрите, какие бывают календари.

Тесно с календарем связан один из самых веселых праздников на Руси. 
Слайд 14
Этот праздник знаешь ты,На него печем блины.Зиму прочь им прогоняем,Весну красную встречаем.
Что это за праздник?
Слайд 15
А знаете ли вы, сколько дней праздновалась масленица? (Ответ: 7). Как раз прошлая неделя у нас была масленичная. И во вторник у нс с вами состоялись масленичные забавы и блины.
И каждый день масленичной недели имел свое название и традиции. Давайте их вспомним.
Слайд  16, 17, 18, 19
Сейчас давайте поиграем в веселую игру. Вставайте в круг. У меня есть блин. Он горячий. Мы будем передавать друг другу при помощи скрепок-прихваток. Но это не все. При передаче надо назвать любой предмет, связанный с математикой. Я начну.
Молодцы!

Один из видов искусства тесно связан с математикой. Это мозаика. С ней вы знакомы с самого детства.
Слайд 20
Мозаикой называют искусство создания орнамента или  картины из  кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского ?musium? – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей. Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном?керамическая плитка?разных цветов или с уже нанесённым рисунком.?
Слайд 21, 22
А мы с вами сейчас попробуем создать свою мозаику из геометрических фигур. У вас на партах есть наборы таких фигур. Работа будет выполняться парами. Сначала вы должны рассмотреть, какие геометрические фигуры у вас имеются. А затем договориться,  какое изображение каждая пара будет делать. На задание вам дается 3 минуты.
Молодцы, все справились и работали дружно.
Часы
История этого изобретения насчитывает тысячи лет.  В древности их называли клепсидрами. Сейчас почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь.
Это удивительная вещь сейчас бывает разного размера от совсем маленького до очень большого. А вот на создание первого подобия этой вещи была использована наша самая близкая звезда - солнце. Данные, которые показывает эта вещь, часто используются в задачах по математике.
Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
Слайд 23
Бывают солнечные,Бывают песочные,Бывают наручные,И всегда точные.Бывают настенные,В курантах бывают,О времени важномНам напоминают.
Слайд 24
Первые?часы?на?земле?-?солнечные.
Затем появились песочные, огневые, механические часы. Сегодня, кроме времени, часы могут показывать месяц, число, день недели, давление, температуру воздуха, могут быть будильником, быть водонепроницаемыми, противоударными…
И без определения времени современная жизнь невозможна. К определенному часу вы приходите в школу, родители идут на работу. В выходной день семьи могут пойти на сеанс в кинотеатр или на представление в цирк. Поезда, самолеты тоже отправляются в рейс по расписанию. Поликлиники и другие учреждения тоже работают по расписанию. 
Вот посмотрите это расписание приема врачей в поликлинике. А мы  с вами попробуем определить очередность посещения врача в соответствии с днем недели и часами приема доктора.
Слайд 25

Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Хирург
09-12
12-15
15-18
09-12
12-15

Стоматолог
12-15
15-18
09-12
12-15
15-18

Невролог
15-18
09-12
12-15
15-18
09-12


Все правильно, молодцы. Можете самостоятельно посещать врачей.
Циркуль
Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы.
За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась и используется все в тех же целях, что и 2000 лет назад.
Об этом предмете придумана загадка: 
Слайд 26
?Сговорились две ногиДелать дуги и круги?. 
Правильно, это циркуль
Слайд 27
Этот предмет незаменим в архитектуре и в строительстве.
Необходим при нанесении размеров с одного чертежа на другой,  для построения равных углов, кругов.
Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из замечательного мультфильма ?В стране невыученных уроков?. Вы увидите, что может произойти, если не знать математики. Ну, это, конечно, сказка.  
Математика тесно связана с нами каждый день, каждый час.
А сейчас мы с вами поиграем. Выходите все на середину. Вы получите все по примеру. Его надо решить. А мы посмотрим, как вы знаете таблицу умножения. Решив пример, надо взять карточку с полученным ответом и вслух прочитать, что на ней написано.
Молодцы. Знаете таблицу умножения. Садитесь.

Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего? Что показалось трудным? О чем подробнее захотелось узнать?
Слайд 28
Спасибо за внимание!