ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
СОСТАВИТЕЛЬ:
Пряничникова Ю. Х.
Цель: Систематизировать и расширить знания учащихся по сказкам через игровую и творческую деятельности.
Задачи: 1. Обобщить и расширить знания учащихся по сказкам, продолжить работу над совершенствованием орфографических навыков.
2. Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся, умений работать в команде.
3. Воспитывать любовь к чтению, к русскому языку.
Оборудование: ПК, экран, проектор, аудиозаписи музыки.
Предварительная подготовка: класс делится на 3 команды. Заранее команды должны:
придумать название, связанное со сказками
девиз
эмблем
у
подготовить костюм 1 сказочного героя и небольшой монолог (или инсцениров
ку
отрывков из сказок)
Ход занятия
Ведущий.
Здравствуйте, ребята.
Я знаю, вы любите песни,
Игры, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши любимые сказки…
Сегодня мы отправимся в страну сказок, чтобы узнать, хорошо ли наши ребята знают героев, сюжеты сказок и их авторов. Итак, в путь по неведомым дорожкам в нашу сказочную страну.
У нас 3 команды. Представим их. (За представление команда может получить 1 – 3 балла)
КОНКУРС №1. «Говорят герои народных сказок».
Кто это говорил? Назовите сказку.
(За имя героя – 1 балл, за название сказки еще 1 балл) - команды отвечают по очереди)
1)Славная песенка. Да то беда, голубчик, что я стара стала – плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.
(Лиса, сказка «Колобок»)
2)Нет, журавль, не пойду за тебя замуж. У тебя платье коротко, ноги очень длинны, сам худо летаешь, кормить меня будет нечем. Ступай прочь, долговязый.
(Цапля, сказка «Журавль и цапля»)
3)Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной как лист перед травой.
(Иванушка-дурачок, сказка «Сивка-бурка»)
4)Ясни, ясни на небе звезды, мерзни, мерзни, волчий хвост…
( Лиса, сказка «Лиса и волк»)
5)Слышим, слышим, да не матушкин это голосок. Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.
(Козлята, сказка «Волк и семеро козлят»)
6)Вот славная находка, будет моей старухе воротник на шубу.
(Дед, сказка «Лиса и волк»)
КОНКУРС ТЕОРЕТИКОВ.
(Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает) – за правильный ответ 1 балл
1)Что такое сказка? (Это короткая история фантастического характера)
2)Типы сказок (волшебные, бытовые, о животных)
3)К какому разделу литературы относятся сказки? (фольклор)
4)Чем литературная сказка отличается от народной? (есть автор)
5)Какой прием используется в сказках? (прием троекратного повторения)
6)Как называется начало сказки? (зачин)
7)Приведите примеры зачина («В некотором царстве, в некотором государстве»,
«Жили – были…»)
8)Какое число считается в сказках магическим? (число 3)
КОНКУРС №3. «Вернисаж»
Собрать картину из частей.
Команда, которая быстрее других собрала картину, получает 2 балла, следующая – 1 балл, последняя команда – 0 баллов.
КОНКУРС №4. «Аукцион волшебных вещей». Кто больше?
Назвать максимальное количество сказочных вещей и предметов. За каждый правильный ответ – 1 балл
волшебная палочка
сапоги-скороходы
волшебный клубочек
и т.д.
КОНКУРС №5 «Телеграмма»
К нам на КВН пришли телеграммы. Отгадайте героев, которые эти телеграммы отправляли и запишите ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл
1)Продаются орешки с золотой скорлупкой. (белочка)
2)Потеряла хрустальный башмачок. Прошу помочь. (Золушка)
3)Родила царица в ночь не то сына, не то дочь… (придворные)
4)Не могу достать стрелу из болота (царевна-лягушка)
5)Пришлите мне новое корыто (старуха)
6)Ищите меня в снежных чертогах (Кай)
7)Устал стоять на одной ноге (оловянный солдатик)
8)Хочу веревкой море морщить да чертей корчить (Балда)
9)Живу средь зеленые дубравы у семи богатырей (царевна)
10)Лечу пиявками (Дуремар)
КОНКУРС №6 «Встреча со сказочными героями»
Каждая команда представляет своего героя или инсценирует отрывок из сказки.
За данный конкурс команда может получить от 1 до 5 баллов.
КОНКУРС №7 «Сказочное лото»
На доске расположены листочки с названиями сказок, а рядом в виде цветка – фамилии авторов (закрыты). Взять листок с автором и соотнести с нужной сказкой. От каждой команды - 2 человека. За правильный ответ – 1 балл. Если участник одной команды не ответил, может отвечать другая команда.
«Золушка»
(Ш. Перро)
«Бременские
музыканты»
( Братья Гримм)
«
C
казка о царе
Берендее»
(В. А. Жуковский)
«Снежная королева»
(
Андерсен)
«Конек – горбунок»
(
Петр Павлович Ершов)
«Сказка о золотом
петушке»
(
А. С. Пушкин)
«Три
толстяка»
( Ю. Олеша)
«Аленький
цветочек»
( С. Аксаков)
«
Ашик
–
Кериб
»
( М. Ю. Лермонтов)
КОНКУРС КАПИТАНОВ «Следы»
Капитан команды берет один «след», на обратной стороне написано название какой-либо вещи. Назвать сказку, в которой эта вещь встречалась.
За правильный ответ – 1 балл.
Хрустальная туфелька
(
«Золушка»)
Рубашки из крапивы
(
«Дикие лебеди»)
Говорящее зеркало
(
«Сказка о мертвой царевне»)
Печка-самоходка (
«По щучьему велению»)
Веретено
(«Спящая красавица»)
Волшебная тыква
(
«Золушка»)
Жюри. Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
(В. Берестов «Сказка»)
(Жюри подводит итоги соревнования, вручает грамоты командам.)