муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Внеклассное мероприятие
по русскому языку и литературе
для 5 – 6 классов.
«В стране невыученных уроков»
Подготовила
Емельяненко Л.Н.
Учитель русского языка и литературы
Цели:
Обучающие цели:
1. Обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе.
2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивающие цели:
1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
1. Воспитывать умение работать в группах.
2. Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
Раздаточный материал
, оформление доски (Страна Грамматика, высказывания К. Пруткова и Конфуция об учении)
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Ведущий.
Добрый день, дорогие друзья! Я рада вас приветствовать на игре «Интеллектуальный марафон»!
Мороз трескучий – вот напасть!
Зима лютует, злится, злится.
И чтобы в спячку нам не впасть,
Друзья, не стоит нам лениться!
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь,
И день и ночь!
И сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в страну Грамматику. Но в этой стране случилось несчастье. В Грамматике побывал Буратино. Этот озорной и веселый мальчишка все в этой стране перепутал, и теперь Грамматика называется Страной невыученных уроков. Нам необходимо навести порядок в Грамматике, а для этого нужно успешно преодолеть все испытания. За правильное выполнение заданий вы будете получать буквы, из которых в конце занятия мы составим пословицу. Эта заветная фраза восстановит порядок в Грамматике.
II. Путешествие по «Стране невыученных уроков»
1 испытание.
«Город редакторов»
ЗАМЕНИТЕ КАЖДОЕ СЛОВО СИНОНИМОМ
Доктор прописал пациенту инъекции.
Разъярённая вьюга замела тропинки.
Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Караульный спрятался от ливня под кровлей здания
2 испытание
«Крылатые слова»: объясните значение крылатых фраз.
1. Рукой подать _________________________
2. В час по чайной ложке ___________________
3. Морочить голову _________________________
4. Во весь дух _________________
5. Работать засучив рукава ________________
6. Прикусить язык _________________________
7. Ни пуха ни пера _________________
8. Сломя голову ___________________
9. Водить за нос _________________________
3 испытание.
«Лес загадочных превращений»
Угадайте, кто это?
1) «…Неужели это он! Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как-будто и совсем не было, а ростом он был такой же, как семь лет назад — совсем маленький».
2) Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Л» на «Н» заменишь,
Сибирской стану я рекой.
3)Какая зверюга жаловалась Айболиту, что её укусила оса; не смогла пообедать у журавля; наказала Колобка за хвастовство?
4) Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками.
33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника.
5) Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хотя обозначало «святой».
«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города».
«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея»
Подберите числа, назовите слова:
МЕ + * = ___________
*+ УМФ = _____________
Р + * + А = _____________
*+ Я = ____________
*+ А = ________________
4 испытание.
«Замок шифровальщиков»
Соберите предложение, расставив слова в определенном порядке.
Чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулял.
Дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка.
Дочь, день, варила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот.
Кошки, сидела, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотрела, диван, сиамский.
5 испытание.
«Народная мудрость».
Соберите пословицы.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ
ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ
НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ
СЛЕЗАМИ
ГОРЮ НЕ ПОМОЖЕШЬ
ВЕК ЖИВИ
ВЕК УЧИСЬ
НА ВКУС И ЦВЕТ
ТОВАРИЩЕЙ НЕТ
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
ВОДА НЕ ТЕЧЕТ
6 испытание.
«Творческая мастерская».
- Вашему вниманию предлагается две пантомимы, которые разыграют ваши одноклассники. Угадайте, какое это произведение и кто его автор.
Пантомима басен И.А.Крылова «Свинья под дубом» и «Ворона и Лисица».
Ведущий. За выполнение каждого задания вы получали буквы. Нам осталось последнее испытание, и Грамматика будет спасена, порядок в этой стране будет восстановлен. Соберите из полученных букв пословицу. (Грамоте учиться – всегда пригодится!)
III. Подведение итогов.
Обращение к словам Козьмы Пруткова: «Наука изощряет ум; ученье вострит память».
А китайский мудрец Конфуций утверждал: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький».