Тематическое направление: Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Тема методической разработки: Внеклассное занятие

«Музей помощников здоровья»

Автор: Попова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

Краевое государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья

«Бийская общеобразовательная школа-интернат № 2»

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематическое направление методической разработ

ки

воспитательного мероприятия: Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Тема: Внеклассное занятие «Музей помощников здоровья»

Актуальность и обоснование выбора темы

:

Одной из важных задач работы школы – сохранение в процессе обучения здоровья детей. Представление о здоровом образе жизни и привитие гигиенических навыков школьникам не формируется с помощью отдельных мероприятий.

Особенно важным сегодня является формирование у детей младшего школьного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Внеклассные занятия наиболее интересно, увлекательно и нетрадиционно решает эти задачи.

Роль и место воспитательного мероприятия в

системе работы

классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): Методическая разработка воспитательного мероприятия «Музей помощников здоровья» имеет важное  значение и играет огромную роль в системе работы классного руководителя.  При реализации данного направления используются следующие формы: классные часы, беседы, творческие конкурсы, выпуски стенгазет и информационных листов).

Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)

:

Методическая

разработка воспитательного мероприятия предназначена для обучающихся 3-4 классов КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №2», возраст 10-12 лет.

Цель

:

Актуализировать знания обучающихся о предметах личной

гигиены как компоненте здорового образа жизни.

Задачи

:

Образовательная: знакомство с понятием «музей» через знакомство с историей возникновения предметов гигиены.

Развивающая: развитие познавательной активности, навыков здоровьесбережения, способствовать привитию элементарных гигиенических навыков.

Воспитательная: воспитание стремления к  здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью.

1.8. Планируемые результаты:

Личностные: осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли; положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей; самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности, понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.

Коммуникативные:  вступать в контакт и работать в коллективе использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;  обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные: адекватно использовать ритуалы школьного поведения, принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности, работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Форма проведения воспитател

ьного мероприятия и обоснование

ее выбора: урок-путешествие по музею, с использованием ИКТ. Выбор данной формы проведения обусловлен возрастными потребностями детей и их психо-физическим особенностям.

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения

планируемых воспитательных результатов: для достижения планируемых результатов применялись игровые, словесные и наглядные методы и приемы.

Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки

и проведения мероприятия: разработка предназначена для учителей начальных классов и воспитателей.

Методические ресурсы:

- https://www.youtube.com/watch?v=hPDdw1WGohc (физминутка);

-https://slide-share.ru/vesyolaya-artikulyacionnaya-gimnastika-439119 (артикуляционная гимнастика);

- Сборник загадок : Пособие для учителя / Сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 1988.pdf.

Материально-технические, информационные ресурсы

:

компьютер, принтер (для распечатки материалов), проектор, экран, доска.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий, поэтому работа по этому направлению ведется систематически. У детей с ОВЗ к 11-12 лет средне сформированы навыки самообслуживания и личной гигиены, у них есть достаточно большой запас знаний по теме. При подготовке к занятию проводились беседы по теме, просмотр м/фильма «Мойдодыр» и пр. Большое значение имеет применение полученных навыков на практике (применение носового платка, расчесывание волос, мытье рук).

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект)

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечания

ОМ

Наш урок – урок секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному,

И научишься всему!

И звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

СЛАЙД 1

Введение в тему. Знакомство с понятиями «музей», «экспонат», «экскурсовод»

- Сегодня наш урок пройдет не в классе, а вот где, вы узнаете, если выполните следующее задание.

Б-1, А-4, В-3, Б-4, Д-2

- Итак, мы сегодня отправимся в музей.

Я посетить хочу давно

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас – друзей

И мы отправимся в музей.

- А кто знает, что такое «музей»? (Это место, где собраны коллекции вещей по темам, н-р, посуда, одежда, игрушки и др.)

- Были ли вы в музее?

- Что там видели?

- Кто такой «экскурсовод»? (Это работник музея, который встречает посетителей, рассказывает об экспонатах, отвечает на вопросы).

- Что такое «экспонат»? (Это предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-либо ценность).

Разгадывают слово МУЗЕЙ по шифровке

Повторяют слова

СЛАЙД 2

Андрей – дополнительный инструктаж по работе с шифровкой

СЛАЙД 3

Сообщение темы урока

- Мы отправимся в музей помощников здоровья и узнаем много интересного о предметах, которые помогают нам быть красивыми и здоровыми. Итак, в путь.

СЛАЙД 4

Работа по теме урока

Экспонат №1 «Зеркало».

Я молча смотрю на всех,

и смотрят все на меня.

Веселые видят смех,

с печальными плачу я.

Глубокое, как река,

я дома на вашей стене.

Увидит старик старика,

ребенок ребенка во мне.

(Зеркало)

- Многие тысячелетия люди использовали в качестве зеркала выпуклые пластины из горного хрусталя, серебра, золота, бронзы, стали или сплава меди с оловом. Наиболее популярны и удобны были металлические диски, тщательно отполированные с одной стороны и с украшениями на другой. В Древних Египте, Риме, Греции делали маленькие карманные зеркала. Затем появились стеклянные зеркала. Само стекло — это еще не зеркало: отражение дает узкий слой серебра, а стекло только предохраняет его от царапин и других повреждений. В ХII–ХIII вв. в Венеции стекла для зеркал вырезали из полых стеклянных шаров, внутреннюю сторону которых покрывали сплавом свинца и сурьмою. Венецианские зеркала стоили очень дорого, они украшали дворцы европейских монархов и знати. С XV в. сплав заменили оловянной фольгой, затем серебром. Тайну изготовления зеркал хранили под страхом смерти, но французы выведали эту тайну. В 1665 г. во Францию были приглашены четыре венецианских стекольщика, чтобы наладить работу стекольной фабрики под Парижем. Вскоре зеркала стали изготавливаться в Германии и Англии. В России стекольные заводы появились во времена Петра I. С тех пор они стали широко использоваться в быту, архитектуре, технике.

- Вместе с зеркалом выполним артикуляционную разминку.

Экспонат №2 «Зубная паста»

ЗУБНАЯ ПАСТА

Живет она в красочном

Тюбике в ванной.

А дружит с зубами

И щёткой в стакане.

(Зубная паста)

Я не сахар, не мука,

Но похож на них слегка.

По утрам всегда я на зубы попадаю.

(Зубной порошок)

-До 20х годов XX в. паст не было. Все довольствовались порошком, основным компонентом которого был мел. Позже стали появляться варианты зубной пасты: крахмальный клей с меловой пудрой, затем стали добавлять ментол, эфирное масло. Теперь вместо крахмала используют натриевые соли и органические кислоты, которые смешивают с суспензией мела. В последнее время стоматологи утверждают, что утром надо чистить зубы одной пастой, а вечером — другой. Кроме того, чистить нужно не только зубы, но и язык.

Экспонат №3 «Зубная щетка»

Костяная спинка, жесткая щетинка.

С мятной пастой дружит,

нам усердно служит. (Зубная щетка)

- Зубной щеткой у европейцев долгое время оставалась тряпочка. В годы царствования Ивана Грозного использовали «зубную метлу» из щетинок. Петр Первый приказывал всем чистить зубы: «Для того берите влажную тряпицу и мел толченый». Настоящая щетка была изобретена в 20х годах XIX в. Щетина у нее была с обоих концов. Щетку держали за середину. Со временем щетину стали делать на одном ее конце, а второй конец превратили в удобную ручку. Зубная щетка — зубам верная подружка. Щетка не только чистит зубы, но и делает массаж десен. Зубы нужно чистить не спеша, два раза в день: утром и вечером. Есть такая пословица: «Здоровые зубы здоровью любы».

- А теперь выполним задания, которые приготовили щетка и паста.

1) Нарисуй по точкам

2) Лабиринт

Экспонат №4 «Мыло»

Ускользает как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)

- Стремление поддерживать чистоту тела в человеке было всегда. Он заметил моющие свойства некоторых природных веществ (например, глины) и стал их использовать. Археологи установили, что мыло начали изготавливать уже шесть тысяч лет назад. Когда раскапывали руины Помпеи, то обнаружили следы занятий мыловарением. Сырьем служила зола, природные щелочные соли, растения и животные жиры. Позже мыло изготавливали из козьего, бараньего или бычьего жира с примесью золы бука. Было оно трех сортов: твердое, мягкое и жидкое. Римляне умели готовить мыло для окраски волос. Им нравилось красить волосы в желтый, розовый или красный цвет. В Средние века производили мыло в Неаполе и Марселе. В Англии способ мыловарения держали в секрете. Постепенно этому ремеслу научились и другие народы. В нашей стране первый мыловаренный завод был построен при Петре I. Много сорта мыла варили в городе Шуе, на гербе которого изображен кусок мыла. Мыло готовили на коровьем, миндальном, маковом масле, иногда добавляли духи. Но вплоть до середины XIX в. мылом пользовались в основном знатные богатые люди. Крестьяне стирали и мылись щелоком — древесную золу заливали кипятком и распаривали в печи. Мыло получают, когда кипятят жиры и масла вместе со щелочью. На крупных мыловаренных заводах жиры и щелочь сначала варят в огромных котлах: этот процесс называется омыление. Когда мыло почти готово, в котел добавляют соль. Мыло поднимается до самых краев котла, а соляной раствор оседает на дне. Его сливают, и всю операцию повторяют пять или шесть раз, добавляя воду или щелочь до тех пор, пока весь жир не превратится в мыло. Затем мыло взбивают, добавляя различные компоненты, красители, ароматические, смягчающие и предохраняющие вещества, до тех пор, пока не образуется однородная масса. После этого из растопленного мыла делают куски и бруски.

- Мыло может быть разным по цвету, форме и запаху.

- Образуем слова, какое может быть мыло:

Клубника – клубничное

Хвоя – хвойное

Мята – мятное

Цветок – цветочное

Лимон – лимонное

Кофе – кофейное

Роза - розовое

Располагают картинку на доске

Выполняют упражнения

Располагают картинку на доске

Располагают картинку на доске

Рисуют по точкам

Проходят лабиринт

Располагают картинку на доске

Образуют и проговаривают слова

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6-7

ФОТО 1

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Андрей, Сережа – опора на числовой ряд

СЛАЙД 11

ФОТО 2

СЛАЙД 12

ФМ «Моем руки»

https://www.youtube.com/watch?v=hPDdw1WGohc

СЛАЙД 13

Экспонат №5 «Носовой платок»

Лег в карман и караулит реву, плаксу и грязнулю.

Им утрет потоки слез, не забудет и про нос. (Носовой платок)

- Различные виды носового платка человек использовал с очень древних времен. Возможно, первым видом платка был хвост шакала, который натягивался на палку. Древние люди использовали его как в качестве носового платка, так и веера. Известно, что многие дикие племена делали циновки из соломы, которые носили на голове и использовали для вытирания пота. Вероятно, это было самым первым применением носового платка. В древние времена в Греции и Риме применялись не только носовые платки, но и салфетки. Салфетки использовались за столом для вытирания рук. Носовые платки имели прямоугольную форму, их клали в одежду и использовали во времена путешествий. В древние времена на Востоке платок был зубным. Позже стал носовым, но и сейчас в некоторых восточных странах его используют вместо зубной щетки. В Европе платок был сначала украшением. Богачи хвастались кусочками материи из дорогих тканей, украшенными кружевами, вышивкой, бисером, драгоценными камнями. В XVIII в. женщины стали изготавливать носовые платки из цветной ткани. Мария Антуанетта убедила короля Франции Людовика XVI издать указ, по которому носовые платки должны иметь квадратную форму, а не круглую, овальную или прямоугольную.

КРУ «Украсьте платочек узором».

Экспонат №6 «Ножницы»

Ну, кто готов свои две шпаги

Скрестить из-за клочка бумаги. (Ножницы)

-Какой-то мастер в творческом порыве соединил два ножа гвоздиком, а ручки загнул кольцами — и получились ножницы. Самые старые ножницы нашли при раскопках под Смоленском в древнем селе Гнездово. Ими работал кожевник в X в. Ножницы делали из железа, стали и серебра. Для стрижки волос изготавливали два вида ножниц: простые и филигранные. Позже появились маникюрные ножницы с тонкими загнутыми лезвиями.

- Вспомним правила ТБ при работе с ножницами.

- Д\Игра «Подстриги ногти»

Экспонат №7

«Расческа»

Целых 25 зубков

для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

лягут волосы рядком. (Расческа)

- На ранней стадии цивилизации люди делали расчески из всего, что было под рукой: бамбука, кокосовой пальмы. Древние люди делали гребни из кости, дерева, рога и даже бронзы. Такие расчески были найдены на месте поселения древних людей. Некоторые ученые считают, что первую расческу из рогов быка изобрели папуасы острова Новая Гвинея. У них были очень жесткие, густые волосы в тугих завитках, и она была им просто необходима. Египтяне делали расчески из слоновой кости. В музее искусства в Нью-Йорке демонстрируются египетские гребни из дерева и слоновой кости, которым тысячи лет. Художники Средних веков старались украсить расчески, насколько это было возможным. На некоторых экземплярах можно встретить изображения святых, латинские надписи, другие украшались стеклом или золотом.

Д\Игра «Заплети косичку»

Располагают картинку на доске

Располагают картинку на доске

Повторяют правила

На макете руки тренируются в подстригании ногтей

Располагают картинку на доске

СЛАЙД 14

СЛАЙД 15

ФОТО 3

Итог урока

Рефлексия

- Где мы побывали на уроке?

Какой вывод можно сделать?

- Многие вещи, о которых мы говорили, были изобретены очень давно. Но люди до сих пор используют их в своей жизни.

- Какие еще экспонаты можно добавить в наш музей?

- Было ли вам интересно в музее помощников здоровья?

- Что понравилось больше всего?

ФОТО 4

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Данная разработка рекомендуется учителям начальных классов и воспитателям. Разработка может быть использована целиком, так и элементами, выборочно.

ФОТО 1 ФОТО 2 ФОТО 3

ФОТО 4