Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхне-Торейская средняя общеобразовательная школа им. Н.Д.Гендуновой»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________/Доржиев Б.Е./

«__»_____________2018 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УР

________/Бадмаева Т.Ж./

«___»____________2018 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

________/Дашиева В.Г./

«__»______________2018 г.

Программа

Внеурочной деятельности

«Подвижные игры»

1-4 класс

(в соответствии с ФГОС)

Эрдынеев Батор Дмитриевич,

Учитель физической культуры

2018г.

пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для младших школьников разработана на основании основных нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании»;

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010г;

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены 29.12.2012г.);

- Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ СШ №6.

-

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В 1-4 классе ведётся 3 час в неделю, всего 102 часа.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.

По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Игра в жизни ребёнка.

Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.

Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;

- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;

- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

-развивать умения ориентироваться в пространстве;

- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

-создавать условия для проявления чувства коллективизма;

- развивать активность и самостоятельность;

-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,

применению их в различных по сложности условиях.

При проведении занятий можно выделить два направления:

оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;

повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическимиупражнениямина открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.

Ожидаемый результат:

-у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

Содержание программы

Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).

Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

Подвижные игры.

«Белые медведи», «Совушка», «Удочка», «Дедушка», «Хвостики», «Ниточка и иголочка», «Охотники и утки», «Караси и щука» и др.

Спортивные игры.

Стойка баскетболиста, ведение мяча, передача и ловля мяча, бросок мяча снизу и от груди.

Требования к знаниям, умениям, навыкам в 1-4 классе:

Иметь представление о двигательном режиме четвероклассника;

Знать :

-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;

-правила и уметь организовать подвижные игры (1-4);

-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Уметь:

-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;

-выполнять правила игры.

Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.

Календарно - тематическое планирование для 1 класса

Сроки проведения

Дата по факту

тема

развитие и формирование качеств у учащихся

игры

оборудование

1

Мир движений.

формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья

«Гуси-гуси», «Удочка»,

кубики, мелки, обручи, скакалки

2

Красивая осанка.

формирование правильной осанки и развитие навыков бега

«Хвостики». «Дедушка»

гимнастические палки, ленточки. Скакалки

3

Учись быстроте и ловкости.

развитие ловкости; воспитание чувства ритма

«Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный»

скакалки, мелки, шапочка, шарф. Варежки, лыжи. лыжные палки.

4

Сила нужна каждому.

развитие силы и ловкости

«Кто сильнее?», «Совушка, «Удочка с прыжками»

мешочки, скакалка, коврики

5

Ловкий. Гибкий.

развитие гибкости и ловкости

«Удочка», «Быстрая тройка»

гимнастические палки, скакалки

6

Весёлая скакалка.

развитие ловкости и внимания

«Хвостики», «Мышка и кошка»

кубики, скакалки

7

Сила нужна каждому.

развитие выносливости и силы

«Рыбак», «Хвостики»,

мешочки, мячи

8

Развитие быстроты.

развитие быстроты

Упоры и седы, «Гуси-гуси»,

мячи, скакалки

9

Кто быстрее?

развитие скоростных качеств, выносливости

Лодочка,«Ниточка и иголочка»,

мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики

10

Скакалочка- выручалочка.

развитие силы

Лазание по гимнастической стенке,«Удочка

скакалки, коврики.

11

Ловкая и коварная гимнастическая палка.

развитие быстроты и ловкости

»Совушка», эстафеты

гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч

12

Команда быстроногих «Гуси – лебеди».

развитие силы и ловкости

«Гуси-гуси»,«Дедушка»

обручи, гимнастические палки, скакалки

13

Выбираем бег.

развитие скоростных качеств, ловкости

Эстафеты с предметами

мяч, фишки, флажки,обручи, гимнастические палки, скакалки

14

Метко в цель.

развитие меткости и координации движений

Эстафеты с мячами

кегли, малые мячи, большие мячи

15

Путешествие по островам.

развитие меткости и координации движений

«Назови имя», «Бездомный заяц»,

мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина

16

Развиваем точность движений.

развитие глазомера и точности движений

«Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот»

гимнастические палки, мяч

17

Эстафеты с мячами

развитие физических качеств выносливости и ловкости

«Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик»

кегли, малые мячи, большие мячи

18

Броски мяча снизу в кольцо

развитие выносливости и ловкости

Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик

кегли, малые мячи, большие мячи

19

Эстафеты с мячами

развитие выносливости и ловкости

«Кто быстрее приготовиться»

кегли, малые мячи, большие мячи

20

Команда быстроногих

развитие выносливости и быстроты

«Штурм высоты»

обручи, гимнастические палки, скакалки

21

Выбираем бег.

развитие выносливости и ловкости

«Салки»

мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки

22

Броски мяча снизу в кольцо

развитие выносливости и ловкости

«Поезд», «Салки» и др. по выбору учащихся

кегли, малые мячи, большие мячи

23

Эстафеты с мячами

развитие физических качеств выносливости и ловкости

«Мороз – Красный нос» Игры по желанию учащихся

кегли, малые мячи, большие мячи

24

Выбираем бег.

развитие физических качеств выносливости и ловкости

Игры по желанию учащихся

мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки

25

Метко в цель.

развитие выносливости и скоростных качеств

« Горелки». Игры по желанию учащихся

кегли, малые мячи, большие мячи

26

Удивительная пальчиковая гимнастика.

развитие ловкости и быстроты

«Метание в цель», «Попади в мяч»

теннисные мячики, 2 волейбольных мяча

27

Развитие скоростных качеств.

развитие скоростных качеств и меткости

«Быстро в строй», командные «колдунчики»

мячи

28

Развитие выносливости.

развитие выносливости, быстроты и реакции

«Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки»

мяч, гимнастическая палка

29

Развитие реакции.

развитие быстроты, скорости, реакции

«Пустое место», «Часовые и разведчики»

мешочки с песком

30

«Удочка».

развитие быстроты и выносливости

«Удочка», «Не урони мяч»

булавы, мяч, фишки

31

Прыжок за прыжком.

развитие быстроты, ловкости, выносливости

«Прыжок за прыжком»

флажки, эстафетная палочка

32

Мир движений и здоровья.

развитие скоростных качеств , ловкости

«Хвостики», «Падающая палка»

ленточка, гимнастическая палка. мячи

33

Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми.

развитие ловкости и быстроты

«Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками»

Календарно - тематическое планирование для 2-3 класса

Сроки проведения

Дата по факту

тема

развитие и формирование качеств у учащихся

игры

оборудование

1

Мир движений.

формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья

«Охотники и утки»,

кубики, мелки, обручи, скакалки, мячи

2

Красивая осанка.

формирование правильной осанки и развитие навыков бега

«Совушка, «Кто быстрей?»

гимнастические палки, ленточки. Скакалки

3

Учись быстроте и ловкости.

развитие ловкости; воспитание чувства ритма

«Охотники и утки»

скакалки, мячи

4

Сила нужна каждому.

развитие силы и ловкости

«Кто сильнее?», «Хвостики», «Совушка,

мешочки, скакалка, коврики

5

Ловкий. Гибкий.

развитие гибкости и ловкости

«Охотники и утки»,

гимнастические палки, скакалки

6

Весёлая скакалка.

развитие ловкости и внимания

эстафеты

кубики, скакалки

7

Сила нужна каждому.

развитие выносливости и силы

«Охотники и утки»

мешочки, мячи

8

Развитие быстроты.

развитие быстроты

«Хвостики»,

мячи, скакалки

9

Кто быстрее?

развитие скоростных качеств, выносливости

«Удочка»

мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики

10

Скакалочка- выручалочка.

развитие силы

«Белые медведи»,эстафеты

скакалки, коврики.

11

Ловкая и коварная гимнастическая палка.

развитие быстроты и ловкости

«Дедушка», «Хвостики»

гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч

12

Команда быстроногих «Гуси – лебеди».

развитие силы и ловкости

«Охотники и утки», «Караси и щука

обручи, гимнастические палки, скакалки

13

Выбираем бег.

развитие скоростных качеств, ловкости

Эстафеты с предметами

мяч, фишки, флажки,обручи, гимнастические палки, скакалки

14

Метко в цель.

развитие меткости и координации движений

Эстафеты с мячами

кегли, малые мячи, большие мячи

15

Путешествие по островам.

развитие меткости и координации движений

«Назови имя», «Бездомный заяц»,

мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина

16

Развиваем точность движений.

развитие глазомера и точности движений

«Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот»

гимнастические палки, мяч

17

Эстафеты с мячами

развитие физических качеств выносливости и ловкости

«Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик»

кегли, малые мячи, большие мячи

18

Броски мяча снизу в кольцо

развитие выносливости и ловкости

Эстафеты с мячами

кегли, малые мячи, большие мячи

19

Эстафеты с мячами

развитие выносливости и ловкости

«Огонь с четырех сторон»

кегли, малые мячи, большие мячи

20

Команда быстроногих

развитие выносливости и быстроты

«Совушка,Эстафеты

обручи, гимнастические палки, скакалки

21

Выбираем бег.

развитие выносливости и ловкости

«Охотники и утки», «Салки»,Эстафеты

мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки

22

Броски мяча снизу в кольцо

развитие выносливости и ловкости

«Пионербол»

кегли, малые мячи, большие мячи

23

Эстафеты с мячами

развитие физических качеств выносливости и ловкости

«Мороз – Красный нос» Игры по желанию учащихся

кегли, малые мячи, большие мячи

24

Выбираем бег.

развитие физических качеств выносливости и ловкости

Игры по желанию учащихся

мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки

25

Метко в цель.

развитие выносливости и скоростных качеств

« Горелки». Игры по желанию учащихся

кегли, малые мячи, большие мячи

26

Удивительная пальчиковая гимнастика.

развитие ловкости и быстроты

«Метание в цель», «Попади в мяч»

теннисные мячики, 2 волейбольных мяча

27

Развитие скоростных качеств.

развитие скоростных качеств и меткости

«Быстро в строй», командные «колдунчики»

мячи

28

Развитие выносливости.

развитие выносливости, быстроты и реакции

«Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки»

мяч, гимнастическая палка

29

Развитие реакции.

развитие быстроты, скорости, реакции

«Пустое место», «Часовые и разведчики»

мешочки с песком

30

«Удочка».

развитие быстроты и выносливости

«Удочка», «Не урони мяч»

булавы, мяч, фишки

31

Прыжок за прыжком.

развитие быстроты, ловкости, выносливости

«Прыжок за прыжком»

флажки, эстафетная палочка

32

Мир движений и здоровья.

развитие скоростных качеств , ловкости

«Хвостики», «Падающая палка»

ленточка, гимнастическая палка. мячи

33

Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми.

развитие ловкости и быстроты

«Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками»

Календарно - тематическое планирование для 4 класса

Тема занятий

Кол-во часов

Форма контроля

Место проведения

Сроки проведения

Дата проведения по факту

1.

Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды.

Комплекс ОРУ в движении. Стойка баскетболиста

1

Беседа

наблюдение

Спортивный зал

Спортивная площадка

2.

Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Воробушки и кот». Игра «Пятнашки маршем».

1

наблюдение

Спортивная площадка

3.

Комплекс ОРУ на месте. Ведение мяча на месте

1

наблюдение

Спортивная площадка

4.

Комплекс ОРУ с предметами . Ведение мяча в движении. Игра «Караси и щуки». Игра «Игра «Без пары».

1

наблюдение

Спортивная площадка

5.

Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в шеренгах.

Комплекс ОРУ с малыми мячами.Ведение мяча в движении. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч среднему». Игра "Головой, ногой через сетку".

1

Беседа

наблюдение

Спортивный зал

6.

Комплекс ОРУ с большими мячами.Ведение мяча в змейкой. Игра «Мяч – соседу». Игра «Охотники».

1

наблюдение

Спортивный зал

7.

Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра «Отгадай, кто бросил»

1

наблюдение

Спортивный зал

8.

Комплекс ОРУ с мячами. Передача и ловля мяча. Игра «Подвижная цель».

Игра «Мяч в центре».

1

наблюдение

Спортивный зал

9.

Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч капитану", "Пионербол". Игра "Головой, ногой через сетку".

1

наблюдение

Спортивный зал

10.

Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол".

1

наблюдение

Спортивный зал

11.

Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол".

1

наблюдение

Спортивный зал

12.

Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.

Профилактика детского травматизма.

Комплекс ОРУ. Ловля мяча. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде».

1

Беседа

наблюдение

Спортивный зал

13.

Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон»

1

наблюдение

Спортивный зал

14.

Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон» с элементами баскетбола

1

наблюдение

Спортивный зал

15.

Комплекс ОРУ. Пионербол

1

наблюдение

Спортивный зал

16.

Комплекс ОРУ. Пионербол

1

Беседа

наблюдение

Спортивный зал

17.

Комплекс ОРУ. Пионербол

1

наблюдение

Спортивный зал

18.

Комплекс ОРУ на месте. Игра «Садовник». Игра «Наблюдатели». Игра "Городки".

1

наблюдение

Спортивный зал

19.

Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон»

1

Беседа

наблюдение

Спортивный зал

20.

Комплекс ОРУ. Пионербол

1

наблюдение

Спортивный зал

21.

Комплекс ОРУ. Пионербол

1

наблюдение

Спортивный зал

22.

Комплекс ОРУ. Пионербол

1

наблюдение

Спортивный зал

23.

Комплекс ОРУ. Пионербол

1

наблюдение

Спортивный зал

24.

Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу

1

наблюдение

Спортивный зал

25.

Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу

1

Беседа

наблюдение

Спортивный зал

26.

Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от груди

1

наблюдение

Спортивный зал

27.

Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от груди

1

наблюдение

Спортивный зал

28.

Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку

1

наблюдение

Спортивный зал

29.

Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку

1

наблюдение

Спортивный зал

30.

Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж по ТБ.

Способы деления на команды. Повторение считалок.

Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами.

1

Беседа

наблюдение

Спортивный зал

31.

Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами.

1

наблюдение

Спортивная площадка

32.

Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами».

1

наблюдение

Спортивная площадка

33.

Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи).

1

наблюдение

Спортивная площадка

34.

Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи).

1

наблюдение

анкетирование

Спортивный зал

Методическое обеспечение.

«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.

«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.

«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.

«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.

«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.

«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.

Жуков М.Н. «Подвижные игры»: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с