Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхне-Торейская средняя общеобразовательная школа им. Н.Д.Гендуновой»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_________/Доржиев Б.Е./
«__»_____________2018 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УР
________/Бадмаева Т.Ж./
«___»____________2018 г.
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
________/Дашиева В.Г./
«__»______________2018 г.
Программа
Внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
1-4 класс
(в соответствии с ФГОС)
Эрдынеев Батор Дмитриевич,
Учитель физической культуры
2018г.
пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для младших школьников разработана на основании основных нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010г;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены 29.12.2012г.);
- Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ СШ №6.
-
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В 1-4 классе ведётся 3 час в неделю, всего 102 часа.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,
применению их в различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическимиупражнениямина открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Ожидаемый результат:
-у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Содержание программы
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Подвижные игры.
«Белые медведи», «Совушка», «Удочка», «Дедушка», «Хвостики», «Ниточка и иголочка», «Охотники и утки», «Караси и щука» и др.
Спортивные игры.
Стойка баскетболиста, ведение мяча, передача и ловля мяча, бросок мяча снизу и от груди.
Требования к знаниям, умениям, навыкам в 1-4 классе:
Иметь представление о двигательном режиме четвероклассника;
Знать :
-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;
-правила и уметь организовать подвижные игры (1-4);
-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Уметь:
-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;
-выполнять правила игры.
Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.
Календарно - тематическое планирование для 1 класса
Сроки проведения
Дата по факту
№
тема
развитие и формирование качеств у учащихся
игры
оборудование
1
Мир движений.
формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья
«Гуси-гуси», «Удочка»,
кубики, мелки, обручи, скакалки
2
Красивая осанка.
формирование правильной осанки и развитие навыков бега
«Хвостики». «Дедушка»
гимнастические палки, ленточки. Скакалки
3
Учись быстроте и ловкости.
развитие ловкости; воспитание чувства ритма
«Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный»
скакалки, мелки, шапочка, шарф. Варежки, лыжи. лыжные палки.
4
Сила нужна каждому.
развитие силы и ловкости
«Кто сильнее?», «Совушка, «Удочка с прыжками»
мешочки, скакалка, коврики
5
Ловкий. Гибкий.
развитие гибкости и ловкости
«Удочка», «Быстрая тройка»
гимнастические палки, скакалки
6
Весёлая скакалка.
развитие ловкости и внимания
«Хвостики», «Мышка и кошка»
кубики, скакалки
7
Сила нужна каждому.
развитие выносливости и силы
«Рыбак», «Хвостики»,
мешочки, мячи
8
Развитие быстроты.
развитие быстроты
Упоры и седы, «Гуси-гуси»,
мячи, скакалки
9
Кто быстрее?
развитие скоростных качеств, выносливости
Лодочка,«Ниточка и иголочка»,
мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики
10
Скакалочка- выручалочка.
развитие силы
Лазание по гимнастической стенке,«Удочка
скакалки, коврики.
11
Ловкая и коварная гимнастическая палка.
развитие быстроты и ловкости
»Совушка», эстафеты
гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч
12
Команда быстроногих «Гуси – лебеди».
развитие силы и ловкости
«Гуси-гуси»,«Дедушка»
обручи, гимнастические палки, скакалки
13
Выбираем бег.
развитие скоростных качеств, ловкости
Эстафеты с предметами
мяч, фишки, флажки,обручи, гимнастические палки, скакалки
14
Метко в цель.
развитие меткости и координации движений
Эстафеты с мячами
кегли, малые мячи, большие мячи
15
Путешествие по островам.
развитие меткости и координации движений
«Назови имя», «Бездомный заяц»,
мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина
16
Развиваем точность движений.
развитие глазомера и точности движений
«Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот»
гимнастические палки, мяч
17
Эстафеты с мячами
развитие физических качеств выносливости и ловкости
«Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик»
кегли, малые мячи, большие мячи
18
Броски мяча снизу в кольцо
развитие выносливости и ловкости
Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик
кегли, малые мячи, большие мячи
19
Эстафеты с мячами
развитие выносливости и ловкости
«Кто быстрее приготовиться»
кегли, малые мячи, большие мячи
20
Команда быстроногих
развитие выносливости и быстроты
«Штурм высоты»
обручи, гимнастические палки, скакалки
21
Выбираем бег.
развитие выносливости и ловкости
«Салки»
мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки
22
Броски мяча снизу в кольцо
развитие выносливости и ловкости
«Поезд», «Салки» и др. по выбору учащихся
кегли, малые мячи, большие мячи
23
Эстафеты с мячами
развитие физических качеств выносливости и ловкости
«Мороз – Красный нос» Игры по желанию учащихся
кегли, малые мячи, большие мячи
24
Выбираем бег.
развитие физических качеств выносливости и ловкости
Игры по желанию учащихся
мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки
25
Метко в цель.
развитие выносливости и скоростных качеств
« Горелки». Игры по желанию учащихся
кегли, малые мячи, большие мячи
26
Удивительная пальчиковая гимнастика.
развитие ловкости и быстроты
«Метание в цель», «Попади в мяч»
теннисные мячики, 2 волейбольных мяча
27
Развитие скоростных качеств.
развитие скоростных качеств и меткости
«Быстро в строй», командные «колдунчики»
мячи
28
Развитие выносливости.
развитие выносливости, быстроты и реакции
«Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки»
мяч, гимнастическая палка
29
Развитие реакции.
развитие быстроты, скорости, реакции
«Пустое место», «Часовые и разведчики»
мешочки с песком
30
«Удочка».
развитие быстроты и выносливости
«Удочка», «Не урони мяч»
булавы, мяч, фишки
31
Прыжок за прыжком.
развитие быстроты, ловкости, выносливости
«Прыжок за прыжком»
флажки, эстафетная палочка
32
Мир движений и здоровья.
развитие скоростных качеств , ловкости
«Хвостики», «Падающая палка»
ленточка, гимнастическая палка. мячи
33
Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми.
развитие ловкости и быстроты
«Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками»
Календарно - тематическое планирование для 2-3 класса
Сроки проведения
Дата по факту
№
тема
развитие и формирование качеств у учащихся
игры
оборудование
1
Мир движений.
формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья
«Охотники и утки»,
кубики, мелки, обручи, скакалки, мячи
2
Красивая осанка.
формирование правильной осанки и развитие навыков бега
«Совушка, «Кто быстрей?»
гимнастические палки, ленточки. Скакалки
3
Учись быстроте и ловкости.
развитие ловкости; воспитание чувства ритма
«Охотники и утки»
скакалки, мячи
4
Сила нужна каждому.
развитие силы и ловкости
«Кто сильнее?», «Хвостики», «Совушка,
мешочки, скакалка, коврики
5
Ловкий. Гибкий.
развитие гибкости и ловкости
«Охотники и утки»,
гимнастические палки, скакалки
6
Весёлая скакалка.
развитие ловкости и внимания
эстафеты
кубики, скакалки
7
Сила нужна каждому.
развитие выносливости и силы
«Охотники и утки»
мешочки, мячи
8
Развитие быстроты.
развитие быстроты
«Хвостики»,
мячи, скакалки
9
Кто быстрее?
развитие скоростных качеств, выносливости
«Удочка»
мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики
10
Скакалочка- выручалочка.
развитие силы
«Белые медведи»,эстафеты
скакалки, коврики.
11
Ловкая и коварная гимнастическая палка.
развитие быстроты и ловкости
«Дедушка», «Хвостики»
гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч
12
Команда быстроногих «Гуси – лебеди».
развитие силы и ловкости
«Охотники и утки», «Караси и щука
обручи, гимнастические палки, скакалки
13
Выбираем бег.
развитие скоростных качеств, ловкости
Эстафеты с предметами
мяч, фишки, флажки,обручи, гимнастические палки, скакалки
14
Метко в цель.
развитие меткости и координации движений
Эстафеты с мячами
кегли, малые мячи, большие мячи
15
Путешествие по островам.
развитие меткости и координации движений
«Назови имя», «Бездомный заяц»,
мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина
16
Развиваем точность движений.
развитие глазомера и точности движений
«Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот»
гимнастические палки, мяч
17
Эстафеты с мячами
развитие физических качеств выносливости и ловкости
«Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик»
кегли, малые мячи, большие мячи
18
Броски мяча снизу в кольцо
развитие выносливости и ловкости
Эстафеты с мячами
кегли, малые мячи, большие мячи
19
Эстафеты с мячами
развитие выносливости и ловкости
«Огонь с четырех сторон»
кегли, малые мячи, большие мячи
20
Команда быстроногих
развитие выносливости и быстроты
«Совушка,Эстафеты
обручи, гимнастические палки, скакалки
21
Выбираем бег.
развитие выносливости и ловкости
«Охотники и утки», «Салки»,Эстафеты
мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки
22
Броски мяча снизу в кольцо
развитие выносливости и ловкости
«Пионербол»
кегли, малые мячи, большие мячи
23
Эстафеты с мячами
развитие физических качеств выносливости и ловкости
«Мороз – Красный нос» Игры по желанию учащихся
кегли, малые мячи, большие мячи
24
Выбираем бег.
развитие физических качеств выносливости и ловкости
Игры по желанию учащихся
мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки
25
Метко в цель.
развитие выносливости и скоростных качеств
« Горелки». Игры по желанию учащихся
кегли, малые мячи, большие мячи
26
Удивительная пальчиковая гимнастика.
развитие ловкости и быстроты
«Метание в цель», «Попади в мяч»
теннисные мячики, 2 волейбольных мяча
27
Развитие скоростных качеств.
развитие скоростных качеств и меткости
«Быстро в строй», командные «колдунчики»
мячи
28
Развитие выносливости.
развитие выносливости, быстроты и реакции
«Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки»
мяч, гимнастическая палка
29
Развитие реакции.
развитие быстроты, скорости, реакции
«Пустое место», «Часовые и разведчики»
мешочки с песком
30
«Удочка».
развитие быстроты и выносливости
«Удочка», «Не урони мяч»
булавы, мяч, фишки
31
Прыжок за прыжком.
развитие быстроты, ловкости, выносливости
«Прыжок за прыжком»
флажки, эстафетная палочка
32
Мир движений и здоровья.
развитие скоростных качеств , ловкости
«Хвостики», «Падающая палка»
ленточка, гимнастическая палка. мячи
33
Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми.
развитие ловкости и быстроты
«Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками»
Календарно - тематическое планирование для 4 класса
№
Тема занятий
Кол-во часов
Форма контроля
Место проведения
Сроки проведения
Дата проведения по факту
1.
Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды.
Комплекс ОРУ в движении. Стойка баскетболиста
1
Беседа
наблюдение
Спортивный зал
Спортивная площадка
2.
Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Воробушки и кот». Игра «Пятнашки маршем».
1
наблюдение
Спортивная площадка
3.
Комплекс ОРУ на месте. Ведение мяча на месте
1
наблюдение
Спортивная площадка
4.
Комплекс ОРУ с предметами . Ведение мяча в движении. Игра «Караси и щуки». Игра «Игра «Без пары».
1
наблюдение
Спортивная площадка
5.
Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в шеренгах.
Комплекс ОРУ с малыми мячами.Ведение мяча в движении. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч среднему». Игра "Головой, ногой через сетку".
1
Беседа
наблюдение
Спортивный зал
6.
Комплекс ОРУ с большими мячами.Ведение мяча в змейкой. Игра «Мяч – соседу». Игра «Охотники».
1
наблюдение
Спортивный зал
7.
Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра «Отгадай, кто бросил»
1
наблюдение
Спортивный зал
8.
Комплекс ОРУ с мячами. Передача и ловля мяча. Игра «Подвижная цель».
Игра «Мяч в центре».
1
наблюдение
Спортивный зал
9.
Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч капитану", "Пионербол". Игра "Головой, ногой через сетку".
1
наблюдение
Спортивный зал
10.
Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол".
1
наблюдение
Спортивный зал
11.
Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол".
1
наблюдение
Спортивный зал
12.
Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.
Профилактика детского травматизма.
Комплекс ОРУ. Ловля мяча. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде».
1
Беседа
наблюдение
Спортивный зал
13.
Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон»
1
наблюдение
Спортивный зал
14.
Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон» с элементами баскетбола
1
наблюдение
Спортивный зал
15.
Комплекс ОРУ. Пионербол
1
наблюдение
Спортивный зал
16.
Комплекс ОРУ. Пионербол
1
Беседа
наблюдение
Спортивный зал
17.
Комплекс ОРУ. Пионербол
1
наблюдение
Спортивный зал
18.
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Садовник». Игра «Наблюдатели». Игра "Городки".
1
наблюдение
Спортивный зал
19.
Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон»
1
Беседа
наблюдение
Спортивный зал
20.
Комплекс ОРУ. Пионербол
1
наблюдение
Спортивный зал
21.
Комплекс ОРУ. Пионербол
1
наблюдение
Спортивный зал
22.
Комплекс ОРУ. Пионербол
1
наблюдение
Спортивный зал
23.
Комплекс ОРУ. Пионербол
1
наблюдение
Спортивный зал
24.
Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу
1
наблюдение
Спортивный зал
25.
Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу
1
Беседа
наблюдение
Спортивный зал
26.
Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от груди
1
наблюдение
Спортивный зал
27.
Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от груди
1
наблюдение
Спортивный зал
28.
Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку
1
наблюдение
Спортивный зал
29.
Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку
1
наблюдение
Спортивный зал
30.
Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж по ТБ.
Способы деления на команды. Повторение считалок.
Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами.
1
Беседа
наблюдение
Спортивный зал
31.
Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами.
1
наблюдение
Спортивная площадка
32.
Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами».
1
наблюдение
Спортивная площадка
33.
Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи).
1
наблюдение
Спортивная площадка
34.
Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи).
1
наблюдение
анкетирование
Спортивный зал
Методическое обеспечение.
«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
Жуков М.Н. «Подвижные игры»: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с