Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Управление образования Эвено – Бытантайского национального улуса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саккырырская средняя общеобразовательная школа им. Р. И. Шадрина»
Внеурочная деятельность по математике
«Составь задачу»
для 6 а класса
на 2024 – 2025 учебный год
Учитель: Бочкарева Валентина Артемовна
Должность: учитель математики
Стаж: 36
Категория: высшая
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Составь задачу» для 6 класса разработан на основе:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1089.
Примерная программа по учебным предметам. Математика 5-9 классы.
Текстовые задачи широко используются как на школьных экзаменах, так и на вступительных экзаменах. К сожалению, в школьных учебниках объем задач не достаточен, да и в общеобразовательной программе недостаточно времени отводится на решение задач.
У некоторых учащихся слово «задача» вызывает страх, упадническое настроение. Часто ученики при изучении новой темы задают вопрос: «Где это в жизни нам понадобится?»
Предлагаемое внеурочное занятие «Составь задачу» своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Внеурочка является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, направлен на формирование и развитие у учащихся умения решать текстовые задачи. Данное задание направлено на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки, на развитие умения составлять задачи, имеющие практическое значение.
Материалы занятия содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, умения самовыражаться каждому ученику, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.
Цели занятия:
повышения уровня умения решать текстовые задачи;
развитие мышления и математических способностей учащихся;
расширение знаний учащихся;
Задачи занятия:
развитие устойчивого
интереса учащихся к математике;
расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в различных областях и отраслях;
расширение знаний учащихся о культурно-исторической ценности математики; разностороннее развитие личности;
осуществление индивидуализации и дифференциации; научить решать задачи любой сложности;
помочь оценить ученику свои возможности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
Данное занятие рассчитано на 35 часов, предполагает решение задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, план занятий. Занятия делятся на две части: задачи, решаемые с учителем и задачи, подобранные или составленные учениками самостоятельно. Формы учебных занятий: объяснение, практические работы, творческие задания. Разнообразный дидактический материал позволяет отобрать задачи для учащихся с разной степенью подготовки. Все это позволяет прививать интерес к предмету, расширить учебный материал, научить решать задачи различного уровня сложности.
Программа может быть использована в 6 классах с любой степенью подготовки.
Содержание программы:
Тема 1. Делимость чисел (4ч)
Занятие 1-4. Делимость чисел. Общие сведения: признаки делимости, метод математической индукции, четность и нечетность.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 2. Нахождение дроби от числа (3ч)
Занятие 5-7.Решение задач на нахождение дроби от числа.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных задач
. Тема 3. Пропорция (5ч)
Занятие 8-12. Решение задач на составление пропорции, прямую и обратную пропорциональные зависимости.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 4. Задачи на совместную работу (4ч)
Занятие 13-16. Решение задач
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 5. Задачи на движение (4ч)
Занятие 17-20. Решение задач.
Методы обучения: выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 6. Задачи на проценты (5ч)
Занятие 21-25. Урок практикум, решение задач.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.
Тема 7. Координатная плоскость (3ч)
Занятие 26-28. Практическая работа.
Тема 8. Угол. Треугольник (3ч)
Занятие 29-31. Практическая работа.
Тема 9. Прямоугольник и квадрат (2ч)
Занятие 32-33. Практическая работа.
Тема 10. Итоговая работа (2ч)
Занятие 34-35. Защита проекта: «Сборник задач»
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач
Учебно- тематический план
№
Темы занятий
Колво часов
Сроки
Форма работы
по плану
по факту
1
Делимость чисел
4
2
Нахождение дроби от числа
3
3
Пропорция
5
4
Задачи на совместную работу
4
5
Задачи на движение
4
6
Задачи на проценты
5
7
Координатная плоскость
3
Составление альбома рисунков
8
Угол. Треугольник
3
9
Прямоугольник и квадрат
2
10
Итоговая работа
2
Защита проектов
Внеурочное занятие «Составь задачу» развивает умения и навыки учащихся, соответствующие требованиям программы общеобразовательной школы, предполагает и расширенный уровень усвоения знаний. Задания учащимся должны быть творческими, чтобы не потерять интерес и способности.
При работе над темой «Делимость чисел» необходимо применять дифференцированный подход при подборе задач: для более успешных учащихся предлагаются олимпиадные задачи, для ребят со слабой подготовкой задачи обязательного уровня.
Для работы с классом при формировании цели урока предлагается задача, которая создает проблемную ситуацию, показывает необходимость изучения материала.
Домашние задания являются обязательными для всех. Поэтому задания должны быть интересными, учитывающими уровень подготовки учеников, творческими.
Эти задания позволяют заинтересовать в математике многих учеников, расширить свой кругозор.
В результате изучения занятия учащиеся должны уметь: решать задачи, точно и грамотно рассуждать в ходе решения задач; владеть алгоритмами решения задач; решать нестандартные задачи из практической жизни.
Литература:
1. Виленкин Н.Я. и др. Сборник задач по математике для 6 класса. М. Просвещение, 2023.
2. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. М. «Аванта»
3. Виноградова Т.М. Математика. Алгоритмы решения задач 5-6 классы. М.: Эксмо, 2018
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Управление образования Эвено – Бытантайского национального улуса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саккырырская средняя общеобразовательная школа им. Р. И. Шадрина»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Саккырырская СОШ
им. Р.И.Шадрина»
___________ Стручков В.В. «____»_____________2020 г.
Рассмотрено:
Заседание НМС
Протокол №____
от «___»___________2020г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по учебной работе
___________ Жиркова А.А.«_____»______________2020 г.
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель МО
__________ Стручкова Э.Э.
«_____»______________2020г.
Внеурочная деятельность по математике
«Составь задачу»
для 6б класса
на 2020 – 2021 учебный год
Учитель: Бочкарева Валентина Артемовна
Должность: учитель математики
Стаж: 32 года
Категория: высшая