МИНЕСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Управления образования администрация Аксайского района
МБОУ Дивненская СОШ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Дивненской СОШ
______________ И.В. Щербак
Приказ № 67 04.06.2024г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДОНОВЕДЕНИЕ»
Уровень общего образования (класс) 6
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34(1час в неделю)
Учитель Павлова Наталья Николаевна
(ФИО)
Программа разработана на основе на основе: программы Н.А. Шамшиной, Т.С. Есаян. Ростов-на-Дон.: Изд-во ГББОУ ДПО РО РИПК И ПРО, 2016.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР «Математики. Физики. Технологии.
_______________Тепугян Л.В.
Информатики и ИКТ». Протокол №58 от04.06.24
Протокол заседания № 1 от02.09. 24г.
____________________ Павлова Н.Н..
1. Пояснительная записка.
Примерная вариативная программа внеурочной деятельности «Доно ведения» «Дон-мой причал» направлена на реализацию регионального содержания предмета «Технология» и дополнительного образования, разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010г. №10897), Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации»(ст.12), а также Концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020год (17ноября 2008г. №1662).
Основной целью программы: является содействие становлению у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии родного края, воспитание личности, ответственной за судьбу своей «малой Родины», уважающей ценности и культуру народов, проживающих на территории Донского края, ознакомление с социально-производственным окружением, ремеслами и технологиями, распространенными в регионе в целях профессионального самоопределения и самореализации на региональном рынке труда.
2. Общая характеристика курса.
-любящего свой край и свое Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационально российского народа, человечества;
-активно и заинтересовано познающего мир, осознающего ценность труда. Науки и творчества;
-умеющего учиться, осознающего важность культурного наследия прошлого и возможности использования этих знаний для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
- Социально активного, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
-ориентирующегося в мире профессий, в мире профессий, востребованных на региональном рынке труда, понимающего значение труда и профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
В процессе изучения регионального курса:
Познакомятся:
- с традиционными ремеслами и технологиями, дизайном, проектом, конструкцией;
-предметами быта, традициями, обычаями, обрядами и укладом семейной жизни донских казаков;
-с технологией строительства жилья на Дону; и средствами и способами оформления интерьера у казаков;
-с особенностями донской кухни и основами рационального питания;
- с экономическим развитием Дона и современным производством, региональным рынком труда и образовательных услуг;
- с наиболее распространенными видами зерновых и овощных культур, выращиваемых на территории Ростовской области.
Овладеют:
- основными методами и средствами преобразования и использование материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды региона;
-ремеслами и традиционными видами труда, характерными для донской земли;
- основными умениями выбора, моделирования. Конструирования и проектирование объекта труда с учетом региональных технологий;
-навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности, соблюдения культуры труда;
-умениями самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы с учетом региональных запросов рынка труда в конкурентно способных кадрах;
Смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания ценности материальной культуры Донского края для жизни и развития человека;
-формирования эстетической среды обитания;
-развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
-организации индивидуальной и групповой работы;
- изготовление изделий декоративно-прикладного искусства донского края; оформление интерьера;
Настоящая программа ориентирована на учащихся 5-8классов основной школы, а также системы дополнительного образования детей.
Программа учитывает характерные особенности культуры донского края; обычаи, традиции и менталитет народов, проживающих на данной территории; идеи развития этнокультуры, опыта народной педагогики в воспитании бережного отношения и любви к природе. Культуре и традиции родного края.
Данную программу может реализовывать в рамках одного из трех направлений базового содержания предмета « Технология»: «Индустриальные технологии», « Технология ведения дома жителями Дона »и «Сельскохозяйственные технологии Дона».
Базовым для направлений « Технология ведения дома жителями Дона», « Индустриальные технологии» является раздел «Я осваиваю региональные технологии создания изделий из конструкционных и текстильных материалов».
Каждый из перечисленных направлений включает в себя, кроме базового, следующие разделы: «Я познаю палитру ремесел Дона», « Бытовая культура жителей Дона», «Диалог традиций и современности», «Экономическое развитие Дона и мой профессиональный выбор».
Программа внеурочной деятельности « Дон – мой причал» интегрируется в базовые разделы федеральной программы предмета « Технология». Программа будет выполнена за 34 часа.
3.Методические основы изучения курса «Доно ведение»
Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутри предметные и меж предметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках Доно ведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках Доно ведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.
Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся: парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, само оценка;
групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
упповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом);
высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени;
высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доно ведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.
4.Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-проявление познавательного интереса к самобытной культуре Донского края;
-ценностное отношение к традициям и обычаям народов Дона;
-осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;
-формирование толерантного отношения к другим народам. Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания на основе использования опыта предков;
Мета предметные результаты:
-умение планировать процесс познавательно-трудовой деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-умения находить рациональные способы решения возникшей технической или организационной проблемы;
-самостоятельно организовывать различные творческие работы по созданию технических изделий, используя опыт материальной культуры Донского края;
-формирование и развитие экологического и экономического мышления умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техно сфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- национальное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В процессе изучения курса учащиеся:
Получат возможность получить представления:
• о связях между живой и неживой природой родного края;
• о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
• об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
• об истории родного края;
• о месте и роли Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского края;
• последовательности смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
• о датах и содержание важнейших событий истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края; гипотезы о происхождении донского казачества;
• о заселение казаков Нижнего и Верхнего Дона, первые казачьи городки и столицы, физический облик, социальный и этнический состав, основные занятия и быт донских казаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;
• об участие донских казаков в основных социальных XVII-XVIII вв. в России и на Дону;
• о причинах оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия; использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в курсе всемирной, отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области;
Получат возможность научиться:
• приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
• описывать наиболее важные события истории родного края;
• рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
• описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик, обычаи;
• объяснять значение основных понятий;
• приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края; использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края;
• соотносить историю своей семьи с региональной историей; использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
• представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности
Могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
- регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
-ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
-составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
-оценивать собственные знания и умения;
2. познавательным универсальным учебным действиям, включающим обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
3. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Познакомятся:
- с традиционными ремеслами и технологиями, дизайном, проектом, конструкцией;
-предметами быта, традициями, обычаями, обрядами и укладом семейной жизни донских казаков;
-с технологией строительства жилья на Дону; и средствами и способами оформления интерьера у казаков;
-с особенностями донской кухни и основами рационального питания;
- с экономическим развитием Дона и современным производством, региональным рынком труда и образовательных услуг;
- с наиболее распространенными видами зерновых и овощных культур, выращиваемых на территории Ростовской области.
Овладеют:
- основными методами и средствами преобразования и использование материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды региона;
-ремеслами и традиционными видами труда, характерными для донской земли;
- основными умениями выбора, моделирования. Конструирования и проектирование объекта труда с учетом региональных технологий;
-навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности, соблюдения культуры труда;
-умениями самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы с учетом региональных запросов рынка труда в конкурентно способных кадрах;
Смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания ценности материальной культуры Донского края для жизни и развития человека;
-формирования эстетической среды обитания;
-развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
-организации индивидуальной и групповой работы;
- изготовление изделий декоративно-прикладного искусства донского края; оформление интерьера;
5.Содержание программы.
1.Секреты бабушкиного сундука(создание изделий из текстильных материалов) -6час.
2.Я познаю палитру ремесел Дона. - 18час.
3.Бытовая культура жителей Дона: диалог национальных традиций и современности. -10час.
1. Секреты бабушкиного сундука(создание изделий из текстильных материалов) –(6час.)
1.1.Из истории возникновения самобытного костюма верховых и низовых казаков.
Образ старинной казачьей одежды в годовом круге. (6час.)
Обсуждение проблемы: В чем проявляется взаимосвязь истории, быта, климата и образа костюма казаков?
Как проявилось влияние восточного и русского стиля в одежде верховых и низовых казаков?
Как географическое положение Донского края связано с выбором и предпочтениями текстильных материалов для изготовления одежды и ее украшений?
В чем я вижу взаимосвязь специфики воинского быта и мужского повседневного казачьего костюма?
Каковы различия особенностей походного и будничного костюма казака?
Можно ли по костюму донской казачки определить знатность ее рода, семейное положение, количество детей?
Выделите отличительные особенности костюма богатой казачки 17 и 19вв. В чем проявлялось ее красота и уникальность? Почему донская женская шуба являлась предметом гордости невесты-казачки? Каковы конструктивные особенности ее изготовления?
Практические работы:
Выполнить в технике аппликации из ткани или бумаги одежду казачки для будней и праздника, одежду казака для мирной и походной жизни. Украсить фурнитурой и декором по выбору.
Придумать и выполнить эскиз декора богатой женской казачьей шубы.
2. Я познаю палитру ремесел Дона. (18час.)
2.1.Что я знаю о традиционных видах декоративно – прикладного творчества и народных промыслах народов, населяющих Ростовскую область. (2час.)
Обсуждение проблем:
В чем проявляется портрет души народа, его представления о Ладе. Мере. Красоте и Благодати (художественная керамика, лоз оплетение, художественная обработка кожи)?
В чем я вижу ценность народного искусства и почему его необходимо бережно сохранять и умножать?
Каким образом предметы археологических находок позволяет представить исторический образ Донского края и как они созвучны с современной культурой Дона?
Практические работы:
Просмотр, анализ и сравнение наглядных пособий и отношении формы, материала, декора. Эстетики, прочности и бытового назначения( готовых изделий, плакатов, слайдов, фильмов).
Виртуальная или реальная экскурсия в Ростовский краеведческий музей.
Мини-проект «Мое отношение к традициям прикладного искусства жителей Дона».
2.2. Традиции местного керамического промысла (4ч.)
Обсуждение проблем:
Почему Семикаракорская керамика является художественным феноменом и чем она отличается от других видов керамики?
Что мне известно о ней?
Когда возник и как развивался данный традиционный промысел?
Что мне известно о современном состоянии промысла?
Какое применение находит белая керамика в современном быту?
Что такое глина и как давно ее удивительные свойства стал использовать человек?
Могу ли я научиться понимать свойства глины и других сырьевых материалов, входящих в состав керамики?
Что мне надо знать. Прежде чем приступить к безопасной работе с глиной?
Практические работы:
Экскурсия реальная или виртуальная на керамическое производство в г. Семикаракорск.
Изобразительная рефлексия: зарисовка по памяти простых предметов: кашпо. Горшков. Кувшин, ваза.
2.3. Вышивка – вид декоративно-прикладного искусства на Дону.(12ч.)
Обсуждение проблем:
Что такое декоративно – прикладное искусство?
Когда появилась вышивка на Руси? Знакомы ли вы с одеждой Донского казачества?
Какие виды вышивок вы знаете?
Назовите ткани для вышивки?
Что такое композиция в вышивки?
Как перевести рисунок на ткань?
Практические работы:
Составление схем, шаблонов. Подготовка эскиза рисунка к вышивке.
Работа над проектом «Подарок маме»
Выполнение простых украшающих швов.
Выполнение украшающих швов на основе шва «вперед иголку».
Выполнение украшающих швов на основе шва «назад иголку»
Вышивка салфетки простыми украшающими швами: стебельчатым, тамбурным, петельным.
3.Бытовая культура жителей Дона: диалог национальных традиций и современности(10ч.)
3.1. Край, в котором я живу(самобытность донской субкультуры) (2ч.)
Обсуждение проблем:
Что я знаю о крае, в котором живу?
Почему донскую субкультуру считают самобытной и уникальной?
Как проявилось влияние восточного и русского стиля в одежде верховых и низовых казаков?
Как в конструктивных особенностях стариной казачьей одежды отражена история, быт, эстетика и традиции воинской жизни?
В чем взаимосвязь специфики воинского быта и мужского казачьего костюма?
Практическая работа:
Провести мини-расследование: «Самобытность и уникальность донской субкультуры».
3.2.Специфика становления самобытной донской кулинарии. Образ кухни донского жилища: утварь, инвентарь, экология.(2ч.)
Обсуждаемые проблемы:
Чем определяется особенность донской кулинарии?
Какие традиции многонационального Донского края нашли отражение в донской казачьей кухне. В чем проявляется диалог прагматизма и эстетики и в образе кухни донского жилища, предметах и назначении кухонной утвари?
Практическая работа:
Составить меню завтрака казачьей кухни, отражающее преемственность традиций многонационального казачьего края для разных сезонов (на выбор).
Составить список кухонного инвентаря, необходимого молодой хозяйке для обустройства стряпной.
3.3.Традиции приготовления овощных блюд в донской кухне.(4ч.)
Обсуждаемые проблемы: Какие традиционные овощные блюда донской кухни мне известны (приведите примеры, раскройте их особенности)? Из какого многообразия овощей состояла донская кухня, в чем их питательная ценность? Каково их значение для здоровья?
Какие традиционные блюда донской кухни из овощей сохранились в твоей семье, и ты можешь поделиться их рецептом?
Какие инструменты и оборудование необходимы, чтобы приготовить вкусное и полезное овощное блюдо? Какие правила безопасного приготовления блюд необходимо соблюдать?
Какую технологическую последовательность нужно выполнять. Чтобы приготовить блюда из овощей(на примере одного из блюд)? Как приготовить любимое мною овощное блюдо для родных и близких? Каким образом я могу украсить блюда из овощей?
Практические работы.
Приготовить блюда из овощей по рецептам донской кухни и их декорировать (на выбор).
3.4. Своеобразие напитков, приготовляемых и используемых в донской кухне(1ч.)
Обсуждаемые проблемы: Чем полезны человеку разнообразные напитки и почему их необходимо употреблять? Какие напитки включала донская кухня? Что тебе известно о традициях донского врачевания с помощью напитков из различных трав? Привести технологические особенности приготовления различных напитков на Дону. Разработай технологическую карту приготовления своего любимого напитка из рецептов донской кухни.
Казачий этикет, каков он?
Практические работы.
Из предложенных ингредиентов выбрать соответствующие рецептам приготовления кваса, морса. Взвара и напитков из различные трав (по сезонам года).Объяснить выбор и раскрыть их здоровье сберегающие потенциалы.
Экскурсии.
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
Учебный план.
№
Разделы , темы
Количество часов
Общее кол-во
теория
практика
1
.Секреты бабушкиного сундука (создание изделий из текстильных материалов)
6
2
4
Взаимосвязь истории, быта, климата и образа костюма казаков.
1
Влияние восточного и русского стиля в одежде верховых и низовых казаков?
1
Выполнить в технике аппликации из ткани или бумаги одежду казачки для будней и праздника, одежду казака для мирной и походной жизни
2
Выполнить эскиз декора богатой женской казачьей шубы.
2
2
Я познаю палитру ремесел Дона
18
9
9
2.1
Традиционные виды декоративно – прикладного творчества и народных ремесел, населяющих Ростовскую область.
6
3
3
Традиции местного керамического промысла
2
Виртуальная экскурсия на керамическое производства в г. Семикаракорск.
1
Зарисовка по памяти простых предметов: кашпо, кувшин,ваза.
3
2.2
Вышивка – вид декоративно-прикладного искусства на Дону.
12
6
6
Понятие декоративно – прикладного искусства. Техника безопасности на занятиях. Виды декоративно-прикладного искусства на Дону.
1
Виды вышивок, их использование в быту
1
Инструменты и материалы для вышивания. Техника безопасности в работе с инструментами.
1
Цветовой круг, орнамент, композиция.
1
Технология выполнения простых украшающих швов. Простейшие швы (вперед иголку, назад иголку).
2
Счётные швы.
1
Гладе вые швы.
1
Подготовка салфетки для вышивки.
1
Вышивка салфетки простыми украшающими швами: стебельчатым, тамбурным, петельным.
2
Оформление салфетки
1
3
Бытовая культура жителей Дона: диалог национальных традиций и современности.
10
6
4
3.1
Край, в котором я живу (самобытность донской субкультуры)
2
1
1
Конструктивные особенности стариной казачьей одежды.
1
мини-расследование: «Самобытность и уникальность донской субкультуры».
1
3.2
Специфика становления самобытной донской кулинарии. Образ кухни донского жилища: утварь, инвентарь, экология.
2
2
-
Традиции многонационального Донского края.
1
1
Образ кухни донского жилища: утварь, инвентарь, экология.
1
1
3.3
Традиции приготовления овощных блюд в донской кухне.
4
2
2
Составить меню завтрака казачьей кухни, отражающее преемственность традиций многонационального казачьего края для разных сезонов (по выбору)
2
1
1
Составить список кухонного инвентаря, необходимого молодой хозяйке для обустройства стряпной.
2
1
1
3.4
Своеобразие напитков, приготовляемых и используемых в донской кухне.
1
1
1
Напитки донской кухни.
1
Технологическая карта, приготовления своего любимого напитка из рецептов донской кухни.
1
Итого:
34
17
17
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Дата
Тема раздела программы, тема урока
Кол-во час.
Диагностический инструментарий
Использование ММС
Электронные (цифровые)образовательные ресурсы
Воспитательный компонент
план
факт
1. Секреты бабушкиного сундука (создание изделий из текстильных материалов) 6час
1
1
4.09
Взаимосвязь истории, быта, климата и образа костюма казаков.
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7563/
Профстандарт «Педагог»
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально – ценностную сферу ребенка
Формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Модуль «Школьный урок»
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
ФГОС ООО
Опора на жизненный опыт /ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ)
2
11.09
Влияние восточного и русского стиля в одежде верховых и низовых казаков.
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7563/
3
18.09
Практическая работа:
Выполнить в технике аппликации из ткани или бумаги одежду казачки
1
Практикум
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7563/
4
25.09
Практическая работа:
Выполнить в технике аппликации из ткани или бумаги одежду казачки.
1
Практикум
5
2.10
Выполнить эскиз декора богатой женской казачьей шубы.
1
Практикум
Интернет ресурсы
6
9.10
Выполнить эскиз декора богатой женской казачьей шубы.
1
Практикум
2.Я познаю палитру ремесел Дона 18час.
Традиционные виды декоративно – прикладного творчества и народных ремесел, населяющих Ростовскую область.
6
Профстандарт «Педагог»
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально – ценностную сферу ребенка
Формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Модуль «Школьный урок»
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
ФГОС ООО
Опора на жизненный опыт /ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ)
7
16.10
Традиции местного керамического промысла
1
Беседа
8
23.10
Традиции местного керамического промысла
1
Беседа
9
6.11
Виртуальная экскурсия на керамическое производства в г. Семикаракорск.
1
Виртуальная экскурсия
Интернет ресурсы
10
13.11
Практическая работа: Зарисовка по памяти простых предметов: кашпо.
1
Практикум
11
20.11
Практ. Работа: Зарисовка по памяти простых предметов: ваза,кувшин.
1
Практикум
12
27.11
Практическая работа: Зарисовка по памяти простых предметов: ваза.
1
Практикум
Вышивка – вид декоративно-прикладного искусства на Дону.
12
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7569/
Профстандарт «Педагог»
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально – ценностную сферу ребенка
Формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Модуль «Школьный урок»
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
ФГОС ООО
Опора на жизненный опыт /ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ)
13
4.12
Понятие декоративно – прикладного искусства. Техника безопасности на занятиях. Виды декоративно-прикладного искусства на Дону.
1
Беседа.
Виртуальная экскурсия
Интернет-ресурсы
14
11.12
Виды вышивок, их использование в быту.
1
Виртуальная экскурсия
Интернет
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7569/
15
18.12
Инструменты и материалы для вышивания. Техника безопасности в работе с инструментами.
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7553/
16
25.12
Цветовой круг, орнамент, композиция.
1
Беседа
17
3чентверть
15.01
Технология выполнения простых украшающих швов. Простейшие швы (вперед иголку, назад иголку). ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
1
Практикум
18
22.01
Технология выполнения простых украшающих швов. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
1
Практикум
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7563/
19
29.01
Счётные швы.
1
Беседа
20
5.02
Гладе вые швы.
1
Беседа
21
12.02
Подготовка салфетки для вышивки. Практическая работа.
1
Практикум
22
19.02
Вышивка салфетки простыми украшающими швами: стебельчатым, тамбурным, петельным. Практическая работа.
1
Практикум
23
26.02
Вышивка салфетки простыми украшающими швами: стебельчатым, тамбурным, петельным. Практическая работа.
1
Практикум
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7563/
24
5.03
Оформление салфетки. Практическая работа.
1
Защита работы
Край, в котором я живу (самобытность донской субкультуры)
2
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7563/
25
12.03
Конструктивные особенности стариной казачьей одежды.
1
Виртуальная экскурсия
Интернет
26
19.03
Мини-расследование: «Самобытность и уникальность донской субкультуры».
1
мини-расследование:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7079/start/
27
2.04
Специфика становления самобытной донской кулинарии. Образ кухни донского жилища: утварь, инвентарь, экология.
2
Профстандарт «Педагог»
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально – ценностную сферу ребенка
Формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Модуль «Школьный урок»
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
ФГОС ООО
Опора на жизненный опыт /ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ)
28
9.04
Традиции многонационального Донского края.
1
Виртуальная экскурсия
Интернет
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7575/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7576/
29
16.04
Образ кухни донского жилища: утварь, инвентарь, экология.
1
Виртуальная экскурсия
Интернет-ресурсы
Традиции приготовления овощных блюд в донской кухне.
4
30
23.04
Составить меню завтрака казачьей кухни, для разных сезонов (по выбору)
1
Практикум
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7575/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7576/
Профстандарт «Педагог»
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально – ценностную сферу ребенка
Формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Модуль «Школьный урок»
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
ФГОС ООО
Опора на жизненный опыт /ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ)
31
30.04
Составить меню завтрака казачьей кухни, отражающее преемственность традиций многонационального казачьего края.
1
Практикум
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7575/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7576/
32
7.05
Составить список кухонного инвентаря, необходимого молодой хозяйке для обустройства стряпной.
1
Практикум
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7575/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7576/
33
14.05
Составить список кухонного инвентаря, необходимого молодой хозяйке для обустройства стряпной. Практическая работа.
1
Практикум
Своеобразие напитков, приготовляемых и используемых в донской кухне.
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7575/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7576/
34
21.05
Напитки донской кухни.
Технологическая карта, приготовления своего любимого напитка из рецептов донской кухни. Практическая работа.
3
Виртуальная экскурсия
Профстандарт «Педагог»
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально – ценностную сферу ребенка
Формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Модуль «Школьный урок»
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
ФГОС ООО
Опора на жизненный опыт /ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ)
Итого
34
Литература.
1.Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков.
17-20вв. – Ростов н/Д: БАРО- ПРЕСС, 2006
2.Боголюбов А.М. Лепка на занятиях в школьном кружке. /Н.С. Боголюбов – М.: Просвещение, 1979.
3. Донской народный костюм.-Ростов н/Д , 1986.