Преподаватель-организатор ОБЖ
муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21
Сычева Юлия Юрьевна
Внеурочное мероприятие по ОБЖ «Курить или не курить?»
для учащихся 6-7 классов
Табак приносит вред телу,
разрушает разум, отупляет целые нации.
Оноре де Бальзак
Цель:
Создание условий для формирования у учащихся осознанного отрицательного отношения к курению и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Задачи:
Актуализировать знания о вреде никотина и курения табака.
Развивать критическое мышление, самостоятельность, коммуникативные качества личности, обобщать и выделять главное.
Формировать
чувств
о
ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
Подготовительный этап. Классному часу предшествует групповая работа учащихся по поиску материалов из истории распространения курения, подготовка плакатов антирекламы курения.
Оборудование: компьютер, проектор , плакаты с антиникотиновым содержанием.
План занятия:
I. Организационный момент (позитивный настрой на работу)
II. Изучение нового материала:
Стадия вызова
(
пробуждение интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, структурирование процесса обучения
)
п
о данным статистики,
«Мозговой штурм
»
.
Стадия осмысления
(получение новой информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями)
историческая справка, заслушивание и обсуждение сообщений учащихся,
работа с новой информацией
.
Стадия рефлексии
(
целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, определение направлений для дальнейше
го изучения темы)
составление фишбоун
а
.
III. Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
По данным статистики:
из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом – тяжелым заболеванием кровеносных сосудов;
если человек начал курить в15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними.
Формулирование темы и целей занятия.
«Мозговой штурм»
Обращение учителя к классу. Какие ассоциации возникают по поводу слова «курение»? Все варианты записываются на карточках и крепятся на доску, после из них составляется кластер.
Возможные варианты:
Никотин
– нервно-паралитический яд, входящий в группу зарина, замена газов, находящихся на вооружении в химических войсках, блокирует сердечно-сосудистый и дыхательный центры в головном мозге.
Рак
– во вдыхаемом дыме содержится 40 веществ, вызывающих рак легких. Наиболее опасен бензопирен, который используется в лабораторных экспериментах на крысах по образованию раковой опухоли.
Вредные вещества
: синильная кислота, аммиак, полтора литра дегтя за год (если курильщик выкуривает одну пачку в день), СО (угарный газ связывает гемоглобин в эритроцитах крови, что приводит к кислородному голоданию организма, в первую очередь мозга).
ТВС, бронхит, пневмония
– ослабление иммунитета клеток эпителия бронхов, легких, что приводит к проникновению микробов в клетки органа и вызывает данные заболевания.
Сокращение жизни
– при выкуривании курильщиком 1 пачки в день продолжительность жизни сокращается на 9-13 лет. Одна сигарета сокращает жизнь на 12 минут.
Привычка=зависимость
– при снижении концентрации никотина в крови у человека появляется раздражительность, невозможность сконцентрировать внимание, мысли; снижает работоспособности, навязчивая потребность вновь и вновь закурить.
Историческая справка.
Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492 г., были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба.
В числе подарков жители острова Гуанахани, который Колумб назвал Сан-Сальвадор, поднесли сушеные листья растения «петум». Сами они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. Жители Кубы, куда Колумб высадился 27 октября 1492 г., называли траву для курения «сига-ро». И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитяне, могли лишь черти, многие матросы, да и сам адмирал, втянулись в это занятие.
В Англии, в эпоху Елизаветы I, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
В России, во времена царствования Михаила Федоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй - обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 г., причиной которого, как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра I, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.
Заслушивание и обсуждение сообщений учащихся (каждое сообщение иллюстрируется слайдом)
Выяснение причин курения у подростков:
Чтение и обсуждение отрывка из книги М. Твена «Приключения Тома Сойера».
-В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:
«После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.
-Ия тоже, - подхватил Джо. - Плевое дело!..
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще... Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».
Объяснения учителя о том, что произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак.
Вопрос детям: «Почему подростки начинают курить?»
Возможные ответы учащихся:
из любопытства;
за компанию;
стремление показать себя «крутым» и взрослым;
слабая воля;
нечем занять досуг;
непонимание опасности курения;
«покурю и смогу бросить»;
не занимаюсь спортом;
влияние рекламы, кино, телевидения;
наличие карманных денег и т.д.
Один из учеников читает стихотворение В.Маяковского «Я счастлив»
Я
сегодня
дышу как слон,
походка
моя
легка,
И ночь
пронеслась,
как чудесный сон,
без единого
кашля и плевка...
Я стал
определенный
весельчак и остряк -
Ну, просто -
душа общества.
Я
порозовел
и пополнел в лице,
забыл
и гриппы
и кровать.
Граждане,
вас
интересует рецепт?
Открыть?
или...
не открывать?
Граждане,
вы
утомились от одиданья,
готовы
корить и крыть.
Не волнуйтесь,
сообщаю:
граждане -
я
сегодня -
бросил курить.
Соотнесение с кластером
-В чём мы были правы?
-Что нового узнали о курении?
Закончить работу с кластером.
Составление фишбоуна
А сейчас задумайтесь
Что вы чувствуете? Какие мысли приходят в голову?
Попробуйте сформулировать главные выводы для себя «Мои аргументы «за» и «против» курения» и заполнить фишбоун.
Голова – тема «Курить или не курить?»
Скелет – ваши выводы «за» с одной стороны и «против» с другой стороны.
Хвост – вывод.
Задание: подготовить буклет о вреде курения.
Сообщение учащегося.
Вред, наносимый курением организму человека:
Курение поражает органы дыхания, сердечно - сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт.
Курильщики болеют раком лёгких в несколько раз чаще, чем некурящие и составляют 96-100% всех больных раком лёгких.
Курение увеличивает вероятность других видов злокачественных опухолей (полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы, желудка, толстой кишки, почки, печени).
Курение способствует развитию инфекционных заболеваний органов дыхания.
Курение является фактором риска для осложнений при беременности.
Курение увеличивает вероятность рака лёгких у окружающих (пассивное курение).
Каждый седьмой долго курящий болеет тяжким недугом кровеносных сосудов
Курение является фактором риска сердечно - сосудистых заболеваний (атеросклероз и инфаркт миокарда), в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда.
Наравне с курением опасно и пассивное курение. Курящий человек отравляет других – некурящих людей, так они становятся пассивными курильщиками.
Сообщение учащегося.
О пагубном влиянии курения на организм человека.
Посмотрите на страшные цифры, которые связаны с этим пагубным явлением
из каждых 100
человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
сигарета с фильтром; каждый 7-й длительно курящий человек стра
дает эндартериитом - тяжелым заболеванием кровеносных сосудов;
если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее.
Сообщение учащегося.
Врачи также выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Оказывается, если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет- то на 5,5года; если выкурено от 20 до 39 сигарет – на 6,2 года.
Установили, что люди, начавшие до 15- летнего возраста, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в12- инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз- раком лёгких.
Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются неуспевающие в учебе.
Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте.
В последние годы, ученые уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним в первую очередь относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний – 210. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ, вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то у животного образуется раковая опухоль.
Сообщение учащегося.
Позитивные изменения при отказе от курения
через 2 часа никотин начинает удаляться из организма;
через 12 часов окись углерода от курения выйдет из организма полностью, лёгкие начнут функционировать лучше, пройдёт чувство нехватки воздуха;
через 2 дня вкусовая чувствительность и обоняние станут более острыми;
через 12 недель система кровообращения улучшается, что позволяет легче ходить и бегать;
через 3-9 месяцев кашель, одышка и проблемы с дыханием уменьшаются, функция лёгких увеличивается на 10 % ;
через 5 лет риск инфаркта миокарда станет в 2 раза меньше, чем у курящих.