Урок химии в 8-м классе "Вода».
Добрый день ребята, приветсвую вас на уроке химии.
Чтоб сегодня наш урок
всем пошел ребятам впрок,
все друг другу повернитесь
и друг другу улыбнитесь,
и удачи вам во все,
а теперь урок начнем.
Цель урока: изучить распространение воды, значение для живых организмов, физические свойства, состав, строение молекулы,способы очистки.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о составе, строении и свойствах воды.
Развивающие: развивать наблюдательность, память, умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью.
Урок изучение нового материала.
Ход урока
I. Введение в тему.
Учитель химии: Послушайте загадку:
"А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы!
Я вездесуща и легка, -
Я лёд, я пот, я - облака,
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь - я закипаю,
Когда мороз - я застываю".
О каком веществе идёт речь?
Сегодня на уроке мы будем говорить о воде. Она бывает живой и мертвой, легкой и тяжелой, целебной и минеральной.
I I. Изучение новой темы.
Учитель: Вода является наиболее распространенной и в то же время самой таинственной из всех жидкостей на планете. Поэты создают ей великолепные произведения, а прозаики готовы посвятить ей целые книги.
"Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами... Ты самое большое богатство на свете..." Антуан де Сент Экзюпери.
И действительно попробуем представить себе, что вода внезапно исчезла с поверхности Земли. Как бы выглядела наша планета?
Пересохшие русла рек, навсегда замершие ручьи, безжизненные впадины морей и океанов, покрытые толстым слоем солей, которые когда-то растворялись в воде. Земля безжизненна — ни одного куста, ни цветка, ни живого существа... Небо ясное, но приобретает необычный оттенок из-за обилия пыли... Ужасная картина! Тысячи лет человечество восхищается, любуется и наслаждается водой. На протяжении всего этого времени оно пытается найти ответ на вопрос: Что такое вода? Почему она обладает столь удивительными свойствами?
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Цель
урока
Распространение воды.
Сообщение учащегося.
Вода является самым распространённым веществом на планете Земля и формирует гибросферу. Она заполняет углубления земной поверхности, образуя моря и океаны, которые занимают 95,7% всей воды. Лишь 2,14% воды сосредоточено в реках и озёрах. Значительные массы снега и льда покрывают полярные регионы и высокие горные вершины. Также 2,14% воды находится в горных ледниках, включая ледники Арктики и Антарктики. Тучи, облака и туман представляют собой воду, находящуюся в атмосфере, составляя 0,0005%.
В.И. Вернадский говорил: "Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества - минерала, горной породы, живого тела, которое её не заключало бы. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено".
2.Значение воды для живых организмов.
Сообщение учащегося о значении воды для живых организмов.
Существование человека неразрывно связано с водой, которая играет ключевую роль в его жизни. Вода является необходимым элементом для функционирования живых клеток. Так, кровь человека содержит около 30% воды, в мышцах этот показатель достигает 75%, в стекловидном теле глаза – 99%, в костях – 25%, а зубная эмаль также содержит воду в объёме 0,2%. Кроме того, слёзы, слюна и желудочный сок также включают воду в своём составе.
Вода принимает участие во всех жизненно важных процессах: она обеспечивает транспортировку питательных веществ и кислорода, способствует выведению продуктов обмена, а также играет важную роль в дыхании и терморегуляции, способствуя охлаждению организма через испарение.
Потеря человеком воды на 12 - 15% приводит к нарушению обмена веществ, а потеря 25% воды ведёт к гибели организма. Без пищи человек может прожить 30-50 дней, а без воды не более 3-х дней. Вода также является средой обитания для многих животных и растений.
3.Физические свойства воды.
Учитель: Почему вода так широко распространена на Земле и присутствует повсеместно в виде жидкости, твёрдого тела или газа. Чтобы ответить на этот вопрос вспомним физические свойства воды. Мы говорили о необходимости воды в нашей жизнт, но она еще обладает памятью , реагирует на происходящее вокруг, кристализируетя в правильне кристалы, либо в бесформенные. Также у воды есть свойство стирать память в том числе и негативную это происходит при переходе из одного агрегатного сосотояния в другое.
Сообщение учащегося.
Чистая вода бесцветная, легкоподвижная жидкость без цвета, без вкуса, без запаха. Плотность жидкой воды (при температуре 4? С ) = 1 г/см3.
Вода может находиться в трёх агрегатных состояниях:
"Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!"
При 100? С и атмосферном давлении 101,3 кПа вода переходит в парообразное состояние. Именно в таком состоянии она входит в состав воздуха. При 0? С вода кристаллизуется и переходит в твердое состояние - лед.
Вода обладает многими удивительными свойствами. Ее с полным правом можно назвать чудом природы. Глубокие моря, озера, реки не промерзают до дна, а лед находится на поверхности воды. Это явление можно объяснить тем, что при замерзании вода расширяется, лед имеет меньшую плотность и массу, чем жидкая вода, поэтому он плавает на поверхности. Благодаря этому свойству воды в водоемах и зимой сохраняется жизнь.
Демонстрация лед, вода, пар.
Еще одно свойство - вода является универсальным растворителем. В ней раствряются многие вещества.
4.Состав воды.
Учитель: Познакомимся с составом воды.
Формула воды - Н2О.
Такая короткая запись, а сколько трудов положено учеными разных стран, чтобы установить состав воды. Очень долгое время считалось, что вода - это элемент, пока однажды французский ученый Антуан Лоран Лавуазье не пропустил водяные пары через раскаленный ружейный ствол и не разложил воду на составные элементы - водород и кислород, тем самым доказав, что вода - это сложное вещество. А английские ученые Генри Кавендиш и Джозеф Пристли синтезировали воду, сжигая водород в кислороде, тем самым подтвердив состав воды.
Запись на доске:
В молекуле воды на один атом кислорода приходиться два атома водорода.
Массовые отношения в молекуле 2:16 или 1:8.
Относительная молекулярная масса =18.
Молярная масса =18 г/Моль.
5.Строение молекулы воды. Моделируем
Учитель: Молекулы воды чрезвычайно просты в своем строении, но вместе с тем необычайны. Благодаря силам межмолекулярного притяжения атом кислорода одной молекулы воды притягивает атом водорода другой молекулы воды. Между соседними молекулами образуется связь, которая называется водородной.
За счет водородной связи образуются группы таких молекул. Наличие водородных связей обуславливает жидкое состояние воды. Когда вода закипает, водородная связь между ее молекулами разрушается, и вода из жидкого состояния переходит в газообразное. Чтобы разрушить водородные связи, необходимо приложить большую энергию, поэтому жидкая вода имеет высокую температуру кипения. С понижением температуры между молекулами воды увеличивается число водородных связей. Молекулы воды располагаются таким образом, что между ними образуются пустоты, поэтому при замерзании вода расширяется и лед "легче" воды.
Кристаллическая структура льда имеет ажурное строение.
Теперь немножко отдохнем музыка и шарик.
6.Распространение воды.
Учитель: Вода - самое распространенное вещество на Земле. И в тоже время, мы вправе сказать, что на Земле нет чистой воды. Почему?
Сообщение учащихся о распространении воды.
Все что мы называем водой, на самом деле - растворы тех или иных веществ в воде. Вода - один из лучших растворителей, поэтому природная вода содержит примеси:
морская вода содержит примеси солей;
дождевая вода содержит примеси растворенных газов атмосферы (азота, кислорода, углекислого газа);
колодезная вода содержит сульфаты и карбонаты кальция, магния, натрия, калия.
На долю пресной воды приходится только 3%. Большая часть пресной воды (85%) находится на полюсах Земли в виде ледников и айсбергов.
7.Способы очистки воды
Учитель: Для обеспечения пригодности воды для питья, а также её использования в промышленности и сельском хозяйстве требуется её предварительная очистка. Природные водоемы всегда содержат различные примеси. В зависимости от назначения воды применяются разнообразные методы очистки. Питьевая вода должна быть свободна от нерастворимых частиц и патогенных микроорганизмов, которые часто встречаются в природных водах. Если источник воды — озера или реки, то её сначала отстаивают в специализированных бассейнах, а затем фильтруют через слой песка.
Чтобы очистить воду от растворенных в ней веществ, применяют перегонку, или дистилляцию. Большие количества дистиллированной воды, которая используется в аптеках, химических лабораториях, охладительных автомашинах, получают в перегонных кубах или электрических дистилляторах.
Можно получить очень чистую воду даже в домашних условиях, используя способ вымораживания. Для этого наливают водопроводную воду в емкость и ставят ее в морозильную камеру. Как только в лед превратится примерно половина воды, незамерзшую часть надо слить, а льду дать растаять. Такая вода обладает высокой чистотой и ее считают полезной для здоровья.
III. Закрепление. Решаеем филворд, создаем снежок увеличиваем знания, демонстрируем опыты растворения в воде разных веществ.
Вода - самое распространенное вещество на поверхности нашей планеты. Она играет определяющую роль в формировании климата Земли. Вода - хороший растворитель. Вода содержится во всех частях живого организма, участвует в процессах жизнедеятельности, является средой обитания. При обезвоживании организм погибает.
Вода – это важный источник энергоресурсов.
IV. Домашнее задание. Прочитать параграф и сделать творческое задание.