Тема: «Вокально – хоровые работа на уроках музыки.

Цель занятия: развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся вокально - хоровых навыков пения, точного интонирования.

Задачи:

обучающие:

- дать понятие о правильной работе певческого аппарата;

- дать понятие об использовании дыхания в пении;

- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;

-учить точно интонировать мелодию песен, используя различные приемы.

развивающие:

- развивать вокально – хоровые навыки;

- развивать чувство ритма;

- активизировать слуховое восприятие;

- создавать условия для развития эмоциональной сферы.

воспитывающие:

- воспитывать культуру хорового исполнения;

- воспитывать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;

- воспитывать интерес к музыкальному искусству, художественный вкус.

Универсальные учебные действия:

• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Этой щеткой башмаки,

Этой щеткой чищу брюки,

Все три щетки мне нужны.

· формирование контролируемого отношения к чистому интонированию и культуре звука;

· дети учатся принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении, мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления, и при подготовке к нему.

Оборудование для организации занятия:

- синтезатор;

- музыкальный центр;

- компьютер;

- экран.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- проблемно – поисковый;

- объяснительно – иллюстрационный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителя, видео- и аудиозаписи).

Методические приёмы:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением школьников;

- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент, музыкальное приветствие детей.

Педагог«Здравствуйте, ребята!» (восходящее движение от I к V ступени мажора).

Учащиеся«Здравствуйте!» (нисходящее движение от V к I ступени до мажора).

Задачи распевки: дать общий позитивный настрой на урок пения, формирование звуковысотного представления о тетрахорде.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами на занятии познакомимся с новой песней и повторим уже изученные.

Но, вначале мы поиграем в игру.

2. Игра для дыхания (по методике В. Емельянова).

Педагог: ребята, представьте себе, что вы – «резиновый мячик». И этот мячик прокололся. Он потихоньку сдувается. Так и вы после глубокого вздоха будет выдувать потихоньку воздух. У кого закончится воздух – садится. Выигрывает тот, кто дольше всех будет сдуваться. А набираем воздух – через нос («вдыхаем аромат цветка»).

3. Артикуляционная гимнастика.

(из "Фонетического метода развития голоса" В. Емельянова).

Дети выполняют за учителем:

1. Покусали нижнюю губу, верхнюю губу.

2. Покусали кончик языка.

3. Покусали весь язык.

4. Пожевали язык с двух сторон.

5. Делаем языком круговое движение между губами и зубами.

6. «Протыкаем» языком верхнюю губу, нижнюю губу, правую щеку, левую щеку.

7. Пощелкали языком, изменяя форму рта.

8. Изобразили «Скруджа Магдака» - губки как у уточки.

9. Поставили указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцу мышцами лица.

10. Делаем нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево – вперед.

4.Распевкавокальные упражнения.

В грудном регистре (от си – бемоль малой октавы до ми I октавы) и в фальцетном (от ми I октавы до ми II октавы). Это простые гаммообразные попевки восходящего и нисходящего движения трёхступенчатого и пятиступенчатого ходов (из "Фонетического метода развития голоса" В. Емельянова). Педагог предлагает ребятам во время пения прикрывать одно ухо, чтобы лучше себя слышать и контролировать интонацию«сливаться» друг с другом.

5. Скороговорки.

Учитель говорит по одной или две строчке дети повторяют:

1) Полосатые паласы

Полоскала дочка Власа.

Полоскала, полоскала -

Полосатой речка стала.

2) Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

6. Работа над песней: Г. Струве «Веселая песенка».

Педагог рассказывает детям об авторе песни (краткая биография Г. Струве). Показывает на экране фотографию композитора и спрашивает у детей, какие еще песни Г. Струве мы ранее изучали? (Ребята отвечают: «С нами друг»«Все новое у нас»).

Педагог предлагает ученикам прослушать песенку в исполнении детского хора (аудиозапись).

Педагог сам исполняет песню Г. Струве «Веселая песенка». Спрашивает у детей, про что песенка, какой характер песни? Ребята отвечают (на экране – фотография композитора).

Дети за педагогом повторяют небольшие попевки «по руке», сольфеджируют (рука – как «нотный стан»).

Педагог играет мелодию на синтезаторе, а ребята «продувают», поют «моторчиками»«лягушками», прикрывают одно ухо. После педагог проговаривает слова – дети пропевают со словами 1- ый куплет песни.

7.Ритмические упражнения: игра «Как у деда, у Прокопа».

Педагог предлагает ребятам встать и немного подвигаться, поиграть. На простую мелодию (можно ее придумать любую и каждый урок менять) учитель с детьми водит хоровод и поет (дети поют с ним вместе):

Как у деда, у Прокопа,

Было семеро детей.

Они не пили и не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так!

(Дети хором) Как?

Педагог прохлопывает ритмический рисунок.

Дети все дружно повторяют. Потом все повторяется, и педагог просит прохлопать ритм ребенка, и т. д.

8. Повторение ранее изученной казачьей песни «Как у нашей сотни».

Педагог предлагает ребятам послушать данную песню в исполнении детского ансамбля (видеозапись).

Педагог просит ребят один раз пропеть мелодию песни «моторчиками», выдувать и петь на слог «ту-ту». Повторить изученные партии, подголоски, танцевальные движения. Когда учащиеся повторили партии, чисто исполнили двухголосие, педагог предлагает ребятам красиво выйти на сцену и исполнить песню, как на концерте.

9. Подведение итогов. Заключение.

Педагог спрашивает ребят, что нового они узнали на уроке, с чем познакомились. А после благодарит за занятие и прощается (на мажорном тетрахорде вверх и вниз):

Педагог: «До свидания, дети!».

Учащиеся отвечают: «До свидания!»