Тема: «Вокально – хоровые работа на уроках музыки.
Цель занятия: развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся вокально - хоровых навыков пения, точного интонирования.
Задачи:
обучающие:
- дать понятие о правильной работе певческого аппарата;
- дать понятие об использовании дыхания в пении;
- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;
-учить точно интонировать мелодию песен, используя различные приемы.
развивающие:
- развивать вокально – хоровые навыки;
- развивать чувство ритма;
- активизировать слуховое восприятие;
- создавать условия для развития эмоциональной сферы.
воспитывающие:
- воспитывать культуру хорового исполнения;
- воспитывать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
- воспитывать интерес к музыкальному искусству, художественный вкус.
Универсальные учебные действия:
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
· формирование контролируемого отношения к чистому интонированию и культуре звука;
· дети учатся принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении, мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления, и при подготовке к нему.
Оборудование для организации занятия:
- синтезатор;
- музыкальный центр;
- компьютер;
- экран.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстрационный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителя, видео- и аудиозаписи).
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением школьников;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент, музыкальное приветствие детей.
Педагог: «Здравствуйте, ребята!» (восходящее движение от I к V ступени мажора).
Учащиеся: «Здравствуйте!» (нисходящее движение от V к I ступени до мажора).
Задачи распевки: дать общий позитивный настрой на урок пения, формирование звуковысотного представления о тетрахорде.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами на занятии познакомимся с новой песней и повторим уже изученные.
Но, вначале мы поиграем в игру.
2. Игра для дыхания (по методике В. Емельянова).
Педагог: ребята, представьте себе, что вы – «резиновый мячик». И этот мячик прокололся. Он потихоньку сдувается. Так и вы после глубокого вздоха будет выдувать потихоньку воздух. У кого закончится воздух – садится. Выигрывает тот, кто дольше всех будет сдуваться. А набираем воздух – через нос («вдыхаем аромат цветка»).
3. Артикуляционная гимнастика.
(из "Фонетического метода развития голоса" В. Емельянова).
Дети выполняют за учителем:
1. Покусали нижнюю губу, верхнюю губу.
2. Покусали кончик языка.
3. Покусали весь язык.
4. Пожевали язык с двух сторон.
5. Делаем языком круговое движение между губами и зубами.
6. «Протыкаем» языком верхнюю губу, нижнюю губу, правую щеку, левую щеку.
7. Пощелкали языком, изменяя форму рта.
8. Изобразили «Скруджа Магдака» - губки как у уточки.
9. Поставили указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцу мышцами лица.
10. Делаем нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево – вперед.
4.Распевка: вокальные упражнения.
В грудном регистре (от си – бемоль малой октавы до ми I октавы) и в фальцетном (от ми I октавы до ми II октавы). Это простые гаммообразные попевки восходящего и нисходящего движения трёхступенчатого и пятиступенчатого ходов (из "Фонетического метода развития голоса" В. Емельянова). Педагог предлагает ребятам во время пения прикрывать одно ухо, чтобы лучше себя слышать и контролировать интонацию, «сливаться» друг с другом.
5. Скороговорки.
Учитель говорит по одной или две строчке –дети повторяют:
1) Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала -
Полосатой речка стала.
2) Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
6. Работа над песней: Г. Струве «Веселая песенка».
Педагог рассказывает детям об авторе песни (краткая биография Г. Струве). Показывает на экране фотографию композитора и спрашивает у детей, какие еще песни Г. Струве мы ранее изучали? (Ребята отвечают: «С нами друг», «Все новое у нас»).
Педагог предлагает ученикам прослушать песенку в исполнении детского хора (аудиозапись).
Педагог сам исполняет песню Г. Струве «Веселая песенка». Спрашивает у детей, про что песенка, какой характер песни? Ребята отвечают (на экране – фотография композитора).
Дети за педагогом повторяют небольшие попевки «по руке», сольфеджируют (рука – как «нотный стан»).
Педагог играет мелодию на синтезаторе, а ребята «продувают», поют «моторчиками», «лягушками», прикрывают одно ухо. После педагог проговаривает слова – дети пропевают со словами 1- ый куплет песни.
7.Ритмические упражнения: игра «Как у деда, у Прокопа».
Педагог предлагает ребятам встать и немного подвигаться, поиграть. На простую мелодию (можно ее придумать любую и каждый урок менять) учитель с детьми водит хоровод и поет (дети поют с ним вместе):
Как у деда, у Прокопа,
Было семеро детей.
Они не пили и не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так!
(Дети хором) Как?
Педагог прохлопывает ритмический рисунок.
Дети все дружно повторяют. Потом все повторяется, и педагог просит прохлопать ритм ребенка, и т. д.
8. Повторение ранее изученной казачьей песни «Как у нашей сотни».
Педагог предлагает ребятам послушать данную песню в исполнении детского ансамбля (видеозапись).
Педагог просит ребят один раз пропеть мелодию песни «моторчиками», выдувать и петь на слог «ту-ту». Повторить изученные партии, подголоски, танцевальные движения. Когда учащиеся повторили партии, чисто исполнили двухголосие, педагог предлагает ребятам красиво выйти на сцену и исполнить песню, как на концерте.
9. Подведение итогов. Заключение.
Педагог спрашивает ребят, что нового они узнали на уроке, с чем познакомились. А после благодарит за занятие и прощается (на мажорном тетрахорде вверх и вниз):
Педагог: «До свидания, дети!».
Учащиеся отвечают: «До свидания!»