ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа №66»

Методическое сообщение

Вокально-хоровое воспитание детей дошкольного возраста на хоровых занятиях

Преподаватель Высшей

квалификационной

категории

Кривых Марина Николаевна

Москва - 2022

Пояснительная записка

Хор является одним из предметов образовательного цикла подготовительного класса ДМШ и ДШИ, в котором обучаются дети 6-8 лет.

Эта работа имеет целью приобщение к музыкальному искусству детей дошкольного и младшего школьного возраста. Правильное пение в подготовительном классе поможет детям развивать музыкальный слух, музыкальную память и чувство ритма; уверенно, не форсируя звука, исполнять детские песни; окажет большую помощь в развитии речи у детей, в формировании интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте; научит бережно относиться к своему голосу. Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети приучаются к совместным действиям. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Дальнейшие хоровые занятия будут способствовать развитию музыкальных способностей и, соответственно, формированию певческого голоса ребёнка.

Задача руководителя хора - привить детям любовь к музыке, хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности. В подготовительном хоре дети поют1 год.

Особенности работы с подготовительным хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей - одно из важных условий правильной организации работы в хоровых группах, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением, определить наилучший стиль «рабочих» отношений в каждой группе.

Сложность состоит в том, что этот возрастной период (6-8 лет) является переходным (кризисным) и включает в себя две ступени:
старший дошкольный возраст (6-7 лет) и младший школьный возраст (7-8 лет), имеющие общие особенности и существенные отличия.

Особенности развития психических функций детей 6-8 возраста

1. Общие черты
• Доминирующей функцией этого возраста становится мышление. Завершается у большинства детей наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, которое в будущем получает преимущественное развитие. Важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.
• Память развивается в двух направлениях - произвольности и
осмысленности. Дети (особенно дошкольники) непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. Младшие школьники способны целенаправленно, произвольно запомнить материал, им не интересный, дошкольники могут делать это только эпизодически. Для дошкольника всё то, чем он занимается должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится, потому что ребёнок в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Младшие школьники, также как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Совершенствуется смысловая память.
• Восприятие детей 6-8 лет ещё недостаточно дифференцировано, но становится более совершенным, осмысленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск.

• Часто дети 6-7 лет отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы - это предъявляет особые требования к организации занятий. Без достаточной сформированности такой психической функции, какой является внимание, процесс обучения невозможен. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом 10-25 минут, дошкольники 10-15 минут.
II. Основные отличия.
• Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Предметом игровой деятельности" является взрослый человек как носитель определенных общественных ' функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Роль игры в развитии психики ребенка.

1.В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры.

3.В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые
мотивы, потребность самостоятельности).
5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (пластическое интонирование).
• В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

• Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
• Среди разнообразных социальных мотивов учения для младших школьников, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
Внутренние мотивы:
• 1. Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;
2. Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и. т.д.).
• Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного и младшего школьного возраста.

• Самооценка появляется во второй половине дошкольного периода ка основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки (я хороший) и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. У младших школьников от оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
• Полноценное развитие личности предполагает формирование чувств компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, eгo личностное развитие искажается.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.

Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующий пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения, чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет

Основные признаки:
1. потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);
2. манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
3. симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показывать.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.


Интеллектуальная готовность включает в себя:
1. ориентировка в окружающем;
2. запас знаний;
3. развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);
4. развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.);
5. развитие произвольного внимания;

Мотивационная готовность к школе включает в себя:
Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).
Группы риска в младшем школьном возрасте.
1. Дети с синдромом- дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. у мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.
2. Леворукий ребенок" (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия.
3. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

Причины: особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения учителя.


Особенности развития слуха и голоса детей 6-8 лет

Каждому руководителю хора необходимо знать певческие возможности, которыми располагает каждый ребёнок. Несмотря на индивидуальные возможности каждого из них, для определённой группы имеется ряд общих, наиболее существенных признаков.
• У детей 6-8 лет голосовой аппарат не совершенен, окончательно не сформирован, гортань маленькая, малоподвижная, так как нервные разветвления, управляющие гортанью, только начинают образовываться. Голосовые складки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Голос детей этого возраста не сильный. Голосовые складки требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали и форсировали звук при пении.
• Качество голосообразования определяет и характер звучания. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых складок и колебания только их краёв, носит ярко выраженный фальцетный характер. Лёгкость, полётность, нежность и своеобразная звонкость - важные признаки, присущие голосам детей этого возраста. Слабое звучание голоса усиливается резонаторами, причём, грудной резонатор развит слабее, чем головной.
• Естественный диапазон голоса детей 6-8 лет охватывают октаву ре1-ре2, 1«рабочий» диапазон ограничен звуками ми1-до1. Низкие звуки звучат более напряжённо, примарными звуками чаще всего являются фа1|-си1, хотя многие дети могут воспроизводить и более высокие звуки. У детей этого возраста тембр ещё очень неровен, особенно при пении гласных.
• Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития музыкального слуха, музыкальной памяти, певческих навыков детей данного возраста очень разнороден. Одни могут правильно интонировать мелодию на всем «рабочем» диапазоне, другие только в пределах 3-4 звуков, но есть ещё и те, кто поёт монотонно, низко или высоко, но фальшиво (так называемые «гудошники» и «высокие гудошники»). Это говорит о том, что у ребёнка ещё не сформирована координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Причинами плохого интонирования могут быть: больное горло, дефекты слуха, отсутствие координации между слухом и голосом, неразвитость музыкального слуха, отсутствие каких либо певческих навыков, общая вялость и пассивность, низкий разговорный голос и т.д.

Дети 6-8 лет отличаются слуховой активностью, способны свободно различать звуки по высоте, расположенные на расстоянии октавы, сексты, квинты, и даже терции, слышат направление движения мелодии.
Вокально-хоровое воспитание и развитие детей в основном происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. В подготовительном хоре рекомендуется выучить 10-12 песен, ярко-образных, но несложных, близких по духу малышам, с лёгким для их произношения текстом. Песни должны быть простые по форме, небольшие по продолжительности, допускающие включение элементов игры, учитывающие небольшие вокальные возможности ребенка. В репертуар следует включать песни разного характера, контрастные, однако в ограниченном диапазоне переживаний. В основном это русские народные песни, припевки, детские приговорки, заклички и прибаутки. Детские песенки А. Филиппенко, Е. Тиличеевой, В. Карасёвой, М. Красева, В. Витлина, М. Парцхаладзе, И. Арсеева, и т.д.

Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тренировочный материал и упражнения, которые направлены на развитие и закрепление певческих навыков и умений. Упражнения подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся в подготовительном классе. Это могут быть технические упражнения на различные гласные и отдельные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям детей 6-8 лет, они должны быстро запоминаться (дети учат все упражнения и произведения с голоса, так как не владеют ещё нотной грамотой), и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач, поставленных педагогом (для данного возраста в одном упражнении должна быть ярко выражена только одна задача).

Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития данного возраста, в урок необходимо включить и другие виды деятельности: музыкальную игру и движение под музыку, певческую и ритмическую импровизацию, беседы на темы, близкие детям.

Занятия певческой импровизацией активизируют внимание детей, развивают внутренний слух, фантазию, воображение. Начинать занятия можно с простейших импровизаций - ответов на вопросы. Когда этот вид импровизации освоен, даётся задание импровизировать мелодию на несложный текст, детские стихи, на различные настроения и образы.

Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в урок музыкальной игры и движений под музыку. Использование этой формы работы в конце занятий поможет преодолеть некоторую усталость и напряжение, возникшие у детей в течение урока. Музыкальные игры и движения под музыку помогают наладить двигательную координацию, позволяют обратить внимание учащихся на форму произведения, на использование композитором средств музыкальной выразительности. в хороводах и построениях под музыку участвуют все (если позволяет величина помещения).

Воспитание ритмического слуха можно начать с простого прохлопывания ритма или метра, ритмического «эха», сильных долей. Так постепенно переходят к простым ритмическим фигурам.

Интересный рассказ - беседа руководителя не оставляет ребят равнодушными, многие из них стремятся поделиться со всеми своими знаниями, воспоминаниями, дети становятся активными собеседниками. Такая активность и некоторый шум на уроке со временем исчезают. Педагогу не следует бояться словесных пояснений применительно к той или иной вокальной задаче, они должны быть образными и яркими. Правила пения, исходя из этих пояснений, создают сами дети, конечно, с помощью педагога.

Например: первый звук поётся всегда сверху, как - будто ставим тортик на стол.

Большую помощь учителю оказывают наглядные пособия: видео, аудио материалы, записи детских хоровых коллективов, солистов, фотографии детей, поющих те или иные отдельные гласные.

Основные задачи и вокально-хоровые навыки

для групп подготовительного класса

Спецификой вокально-хорового обучения считается постановка всех учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и
расширяются, что проявляется во всё более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач.
Певческая установка. Посадка хорового певца. Навыки пения сидя и стоя. Независимо от того, поют дети сидя или стоя, положение корпуса и головы должно быть естественным, прямым, ненапряжённым. При этом плечи несколько опущены, а подбородок слегка приподнят.
Звукообразование. Естественный, свободный звук без крика и
напряжения (форсировки). Фальцет - основной режим работы гортани.
Преимущественна мягкая атака звука. Округление гласных (ровность звучания гласных У-О-А-Э-Ы на всех звуках диапазона). Большое значение для правильного звукообразования имеет хорошая работа органов голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба).

Дыхание. Смешанный тип дыхания. Правило дыхания. Три момента дыхания (вдох, задержка, выдох). Спокойный одновременный вдох, без поднятия плеч, и начало пения. Выдох спокойный, без напряжения и утечки. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера произведения: медленное, но в меру активное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
Артикуляция и дикция. Свобода всего голосового аппарата (освобождённая нижняя челюсть). Умение петь связно, красивым и ровным звуком зависит, прежде всего, от правильного формирования гласных. Формирование певческих гласных У-О-А (Э-Ы), Ю-Ё-Я (Е-И) при устойчивом положении гортани. При обучении детей правильному пению гласных следует тщательно следить за формой и за активностью артикуляционного аппарата. Дети должны усвоить правильное положение рта на каждую гласную. Развитие дикционных навыков.
Взаимоотношение гласных и согласных. в пении. Произношение согласных чётко, коротко и ясно. Развитие подвижности речеобразующих органов. (Артикуляционная гимнастика и упражнения комплекса N l Фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова). Разучивание и пение скороговорок.
Звуковедение. Пение легато и нон легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано).
Ансамбль и строй. Выравнивание хорового звучания от ми1- си1 вверх и вниз, выработка чистого унисона. Согласованное исполнение ритмического рисунка Выбор песен удобных по диапазону. Пение с музыкальным сопровождением и без
него. Осознание и контролирование. детьми своего исполнения. Понимание дирижёрского жеста.
Формирование исполнительских навыков. Разбор поэтического текста, определение характера произведения. Форма. Фразировка.
Динамика. Темп. Выразительность и осмысленность исполнения. Очень важна при пении и выразительность мимики лица, которая должна соответствовать создаваемому образу.

Большое значение имеют для хора концертные выступления. Они активизируют, стимулируют работу каждого ребёнка в коллективе, позволяют ему проявить полученные умения и навыки.

Примерный план урока -экзамена

в группе подготовительного класса


Артикуляционная гимнастика В. Емельянова.
1) Развивающие голосовые игры. І уровень ФМРГ (упражнения исполняются хором и соло. Руки- помощники).
2) Формирование певческих гласных, округление, освобождённая нижняя челюсть.
Звуковедение legato. Дыхание. Унисон. Фальцет. Диапазон ми1 – ми2
- У-О-А-Э; Ю-Ё-Я-Е-И
- У кота. Ходит кот. (У-А; У-0)
- Ду-ду-ду. Сидит ворон на дубу. (У)
- Жук. Куда летишь, кукушечка? (У)
- Чок, чок, светлячок. Дон - дон. (0)
- Мяу, мяу. (A)
- Сорока. (А-0)
- Маленькая Юлька. (А-Ю)
- Лиска. (И)
- Сладкая ягода. Радуга. (A)
- Эхо. (Э-У-А-0)
- Василёк. Дождик. (А, 0, И)
- Белка. (E-Э-А)
Звуковедение на staccato.
- Скок, скок, поскок. Конь. Самолет.
Дыхание. Более протяжённые музыкальные фразы.
- Весна. Цапля. Роза. Пчёлка.
Пение произведений. Исполнительские навыки.
Скороговорки. Произношение гласных и согласных звуков.
1) Упражнения из сборника О. Башиной «Согласные в речи и пении»
2) Скороговорки из книги «Тридцать три Егорки» Изд. «Детская лит-ра». М. 1989

Сборники


1. Песенник для малышей. Выпуск 2. Народные песни. Сост. Л. Кершнер. М., 1964.
2. Р. Бойко. Серебристый поясок. М., 1982.
3. Е. Тиличеева. Маленькие песенки. М.. 1967.
4. Е. Тиличеева. Пойте, малыши. М., 1968.
5. К. Лядов. Детские песни. М.. 1988.
6. В. Попов. Школа хорового пения. Вып. 1 М., 1985.
7. Играем и поём. Музыкальные игры, танцы и инсценировки для детей дошкольного и младшего школьного возраста в сопровождении фортепиано. Сост.Н.Метлов.М., 1978.
8. Гусельки. Все выпуски. М., 1964-1989.
9. Хрестоматия русской народной песни. Сост. Л. Мекамина. М., 1985.
10. Песни для детского сада. Сост. Н. Метлов. М.. 1979.
11. Песни для детей. Сост. В. Нацкая М., 1948.
12. Е. Поплянова. Возвращайся песенка! Н-ск., 1999.
13. А. Абелян. Как Рыжик научился петь. М., 1989.
14. Песенки для малышей. Мелодии и тексты песен. Сост. Т. Гаврилова.
"M., 1991,
15.Весёлая карусель. Все выпуски.
16. М. Красев. Детские песни. М., 1957.
17.Т.Попатенко. Маленькие песенки. М., 1970.
18. 3. Левина. Детские песни. М., 1963.
19. М. Парцхаладзе, Песни для детей. М., 1971.
20. Дружат дети всей земли. Сост. Н. Кошелева. М., 1983.