Воспитание ценностного отношения к семье у детей дошкольного возраста

Семья – это источник, дающий силу для духовного развития, который помогает ребёнку адаптироваться в обществе, найти себе место в жизни.

Реализация программы по семьеведению в дошкольных образовательных учреждениях приносит положительные результаты. Эти программы направлены на развитие у детей понимания семейных ценностей, межличностных отношений и социальной ответственности.

Главным условием в работе педагога с детьми дошкольного возраста является создание благоприятных условий, при которых деятельность ребёнка становится увлекательной, значимой, интересной и понятной для него самого.

Работа ведется по следующим направлениям:

1. Формирование представлений о семье. Дети учатся различать роли и функции членов семьи, что помогает им осознавать значимость каждого человека в их жизни.

2. Эмоциональное развитие. Программы позволяют детям развивать эмпатию и навыки общения, что способствует их эмоциональному благополучию и укреплению связи с близкими.

3. Социальные навыки. Дети учатся работать в команде, обсуждать проблемы и находить решения вместе, что важно для их будущей социальной жизни.

4. Взаимодействие с родителями. Важным аспектом является вовлечение родителей в образовательный процесс, что укрепляет взаимодействие между ДОУ и семьями и способствует обмену опытом.

5. Креативные подходы. Использование игровых форматов, проектов и мастер-классов делает обучение интересным и увлекательным для детей.

Для успешной реализации программы по семьеведению необходимо использование в образовательном процессе форм, методов, средств работы с детьми, соответствующих психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Прежде всего это познавательные занятия. Чем раньше ребёнок узнает историю своей семьи, тем осознаннее будет строить свою жизнь, продолжать историю своего рода. Чем полнее и позитивнее процесс познания ребёнком окружающего мира, тем более конструктивным будет и его отношение к своей жизни и к жизни других людей. Изучение ребёнком семейных историй способствует ориентации в жизненных обстоятельствах, а ознакомление с бытом семьи, ведением домашнего хозяйства, семейным бюджетом, организаций досуга семьи, позволит ребёнку понять свою роль и значимость в семье, роль и обязанности других членов семьи. В результате, дети становятся более ответственными и уважительными к своим близким, что, безусловно, положительно сказывается на семейных отношениях. На занятиях необходимо использовать элементы сюрпризности и экспромтности (карнавальное шествие взрослых, игра с солнечными зайчиками, фестиваль мыльных пузырей, участие родителей в досуге детей и т.п.). Осуществлять практическое обучение детей общению с родителями (улыбка, объятия и т.д.); – организация «подарков» для родителей (рисунки, стихи, ласковые слова и т.д.).

Воспитательно-образовательная деятельность связана с повседневной жизнью, с игрой. Только в этом случае можно ожидать, что та или другая информация будет усвоена и станет знанием и регулятором поведения ребёнка. Поэтому большую роль играет создание развивающей среды, которая является основой для разнообразной, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.

Успех работы зависит от всех участников образовательного процесса. Родители каждого ребёнка максимально включены в жизнь детского сада.

Это участие в совместных проектах («Герб семьи», «Семейные традиции», «Дом мечты»), мастер-классах от родителей воспитанников («Зарядка каждый день», «Как готовить тесто на блины», «Вторая жизнь бумаги» и т.д.). Познавательные встречи-беседы с родителями разных профессий. Спортивные мероприятия с веселыми эстафетами укрепляют детско-родительские отношения. Совместные акции «Сад Памяти», «Помоги зимующим птицам», «Сделай участок лучше» и др. Конкурсы «Мама, папа, я – спортивная семья», «Парад колясок», творческие конкурсы.

Важна, организация посещения ребенка с семьей культурно-исторического и природного окружения: это краеведческий музей, музеи изобразительного и прикладного искусства, театры, зоопарк и т.д.

Таким образом, работа по реализации программ по семьеведению в дошкольных образовательных учреждениях способствует воспитанию ценностного отношения к семье. Помогает детям понять важность семейных уз, уважение к родителям и старшим, а также формирует навыки совместного проживания и взаимодействия с близкими.