* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Тренинг «Воспитание детей начинается с семьи»

Цель : гармонизация детско-родительских отношений в семье.

1.Приветствие.

Здравствуйте уважаемые родители! Мне очень приятно видеть вас здесь занятии, где мы будем учиться строить доверительные отношения в семье со своими детьми. Ведь воспитание детей начинается с семьи! Мы собрались здесь, чтобы обменяться опытом общения со своими детьми.

2. Введение в тренинг.

Давайте посмотрим Клип «Берегите своих детей» (просмотр видео ролика).

Восточная мудрость гласит: «Сегодняшний гнев оставь на завтра».

И действительно, не всегда нам хватает терпения выслушать ребёнка и понять ситуацию, в которой оказались. Намного чаще случается сгоряча наказать, накричать. Чтобы потом пожалеть об этом.

Во многих семьях наблюдается насилие над детьми: это

- пренебрежение нуждами;

- эмоциональное насилие;

- физическое насилие;

Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.).

При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.

Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват.

Сюда же относятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».

Физическое насилие — это чаще всего побои и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей.

3.Упражнение «Сражение «за» и «против».

Родители делятся на две команды. По возможности, организуется группа из двух-трёх родителей – жюри. Инструменты: 2 листа бумаги, фломастеры. Задача одной команды – подобрать аргументы «ЗА» наказание детей (физическое, эмоциональное). Задача второй команды – подобрать аргументы «ПРОТИВ» наказания детей.

На выполнение задания даётся 10 минут. После чего каждая команда выбирает одного представителя. Цель каждого: используя подобранные группой аргументы, отстоять свою точку зрения.

Задача жюри: со стороны оценить, насколько убедительны были аргументы каждой из команд.

В выводе:

Побеждает команда «ПРОТИВ» наказания детей.

Можно заметить, насколько оправданны бывают цели, для достижения которых родители прибегают к наказаниям детей.

4.Стихотворение Эдуарда Асадова «Не бейте детей!»

Семья - это мощная эмоциональная защита для ребёнка. Ему нужна ласковая, внимательная и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами. Но часто в детско-родительских взаимоотношениях возникают проблемы, которые необходимо решать.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение Эдуарда Асадова «Не бейте детей!», которое прочитает школьник, Руслан Марзоев. Стихотворение обращено ко всем взрослым.

Сколько тревоги в детской душе! Ведь дети совсем беззащитны. Поэтому нам, взрослым, необходимо слышать своего ребёнка и помогать ему в трудную ситуацию.

5. Упражнение «Рисуем герб семьи»

С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. В гербе отражались: имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила – то есть «подвиг», мечта. Нарисуйте герб своей семьи.

- Пришло время вам придумать герб и разместить их на свой щит. (Раздаются вырезанные силуэты герба и фломастеры). Герб разделён на 5 частей.

- Вам надо в верхнем левом углу нарисовать, то что вы лучше всего умеете делать; в верхнем левом углу нарисовать безопасное место.

- в нижнем левом углу - ваше большое достижение; в нижнем правом углу трёх человек, которым доверяете.

- Снизу написать слова, которые хотелось бы услышать от ребёнка.

- Расскажите каждый о своём гербе.

- молодцы!

- Посмотрите в верхний левый угол и у вас появится сила.

- В верхнем правом углу ваше безопасное место - это в основном ваш дом. Когда хочется спокойствия, вспоминайте свой дом. (Или то, что у вас нарисовано).

- Когда вы в чем-нибудь сомневаетесь, посмотрите в нижний левый угол герба; когда вам плохо вспомните трёх человек, написанных в нижнем правом углу.

- Вы держите в руках могучие средство защиты, источники силы и вдохновения – ваши гербы. В них – мудрость и личный опыт. В этих гербах отражены высота стремлений и жизненно важные ценности.

Рефлексия

- трудно было придумывать герб?

- какие чувства испытывали во время рассказа о своём гербе?

- каковы ваши впечатления от этого упражнения?

6. Упражнение «Зато он…»

Любить надо ребёнка не «за что-то», а просто так. И если в семье несколько детей, то от детей мы слышим упрек: «Ты любишь Диму больше, чем меня!».

Попробуйте им объяснить, что не больше и не меньше, а просто по-другому.

Для этого я предлагаю вам на левой половинке листа написать все минусы вашего ребёнка или нескольких детей (или того из них, кого вы считаете наиболее «проблемным»). На правой стороне листа – все его плюсы.

А теперь огласите: читаете минус ребёнка и дополняете его плюсом.

Например: «Мой Юра очень упрям, зато он настойчив в достижении цели. Мой Юра ленивый, зато он очень добрый» и т.д.

А теперь разорвите листки вдоль пополам, оставить у себя половинки с плюсами, а половинки с минусами выбросите в мусорную корзину.

Как много хорошего в вашем ребёнке!

Можете например ребёнку сказать:

• «Мне нравится твоя жизнерадостность и веселость»,

• «Я люблю тебя за твою доброту»,

• «Я восхищаюсь твоей силы воли, стремление к победе в спорте» и т.д.

• «Я вижу, как ты стараешься»,

• «Я уверена, что ты сможешь сделать это»,

• «Мне хорошо с тобой».

Главная цель высказываний – построить такие отношения с ребенком, которые направлены на его самопонимание и самоутверждение.

Не бойтесь любить своих детей. Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его обнимали, брали на руки (если он маленький), улыбались ему, играли с ним. Когда вы показываете своему ребенку, что он самый чудесный ребёнок на свете, это развивает в нём уверенность.

7. Упражнение «Угадай пословицу»

Мудрые пословицы помогают нам в семейных ситуации. Каждая группа (3 или 4 человека) получает листочек с пословицами. Задание – изобразить пословицу без слов. Остальные угадывают.

Пословицы:

• Муж и жена – одна сатана

• У семи нянек дитя без глазу

• Милые бранятся – только тешатся

• Как аукнется, так и откликнется

• Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

• Написано пером – не вырубишь топором

Вопросы:

- какие трудности вы испытывали, когда пытались изобразить пословицу?

8. Упражнение «Озеро покоя» (на релаксацию).

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

- «Сядьте поудобней, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными, счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...

- А теперь открываем глаза. Вы снова здесь и хорошо отдохнули. Теперь у вас бодрое настроение будет течение всего дня».

9. Притча «Мудрец и бабочка»

• это произошло давным давно.

• В одном городе жил мудрец!

• Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ.

• Как - то один человек решил перехитрить мудреца

• Пришёл он на луг.

• Поймал бабочку

• Легко зажал её между сомкнутых ладоней и подумал;

• Пойду я к мудрецу

• Спрошу: какая у меня в руке бабочка - живая или мёртвая?

• Если мудрец скажет, что живая,

• То я зажму сильнее, придавлю её и покажу, что вот мол, мёртвая.

• А если мудрец скажет, что мёртвая, то выпущу её, пусть летит.

• Так и сделал.

• Пришёл и говорит: «Мудрец, ты у нас всё знаешь»

• Тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мёртвая?

• Мудрец подумал и сказал

• Всё в твоих руках.

Так же и воспитание детей зависит именно от вас! От того, что вы в них заложите.

10. Клип «Молитва мамы»

В душе каждая мама молится за благополучие своего ребёнка. Это придаёт ей силы, а ребёнку уверенность.

11. Ритуал прощания.

- В завершении нашего тренинга я предлагаю передать свечку друг другу с приятными пожеланиями.

Я вам тоже желаю удачи, понимания в семье и здоровья. До свидания!