Воспитательное мероприятие
«Дети войны»
Воспитательное мероприятие «Дети войны»
Цели и задачи:
-познакомить учащихся с тяготами Великой Отечественной войны, выпавших на долю детей той поры;
-показать какую роль сыграли дети военной поры в приближении Победы в тылу и на фронте;
-через воспоминания детей войны показать истинное “лицо” фашизма;
-воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: проектор, архивные видеозаписи ,фотографии военных лет.
Материалы:
Видеозапись «От Советского Информбюро», фонограмма «Пусть всегда будет солнце», видеозапись из блокадного Ленинграда и дневника Т.Савичевой, видеозапись Бухенвальд
Ход мероприятия:
Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина . Мирно спят люди. И вдруг… (Видео «От Советского Информбюро»)
Девочка.
Что случилось, скажи, мне ветер
Что за боль у тебя в глазах
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах
Мальчик.
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война
Видео
Учитель:
- Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Сразу взрослели дети, на их плечи легла непосильная ноша.
- Ответьте, что такое в вашем понимании «война»
(дети отвечают: Война- это смерть, боль, слёзы матерей, унижение, голод, разруха.
Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.
- Сегодня наш классный час хотелось бы посвятить детям, пережившим страшное военное время, детям войны.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?
- Вдумайтесь в эти цифры:
- Каждый день теряли 9168 детей,
- Каждый час – 382 ребенка,
- Каждую минуту – 6 детей,
- Каждые 10 секунд – погибал 1 ребенок
Ученик
А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик:
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Дети войны...Как же выжили вы?
Дети войны...Устоять как смогли?
1)Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
2) В те рассветы
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбежек в глазах
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
- Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки, бесстрашные герои…?
Во время II мировой войны погибло 13 млн. детей. Сколько русских, белорусских, сколько польских, сколько французских? Погибли дети – граждане мира.
Учитель: Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?
Что помнят они? Что могут рассказать?
Наш классный час посвящен детям Великой Отечественной войны. Сегодня мы услышим воспоминания детей о войне, узнаем, как они жили, о чем думали и мечтали. Многие из них тогда были вашими сверстниками, кто-то помладше или постарше.
Сейчас поговорим о детях с окупированных территорий
Дети зачитывают воспоминания своих сверстников из книги Светланы Алексиевич “У войны не женское лицо”.
Галя Давыдова - 11 лет.
“…Видела много фашистских солдат, но, ни одного не помню. Мне казалось, что все они на одно лицо. И единственное, что я запомнила, - это страх. И еще - голод…”.
Юра Карпович - 8 лет.
“… Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…
Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…
Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…
Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черной. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист”.
Леонид Сиваков – 6 лет.
“…Заходили в хату со списком и по списку стреляли. Читают: мать, дед… Дети такие-то, по стольку лет.Посмотрят по списку, если одного нет, начинают искать… Когда всех найдут, тогда стреляют…
У нас в хате собралось шесть человек: бабушка, мама, старшая сестра, я и два младших братика. Шесть человек… Увидели в окно, как они пошли к соседям, побежали в сени с братиком самым маленьким, закрылись на крючок. Сели на сундук и сидим возле мамы. Крючок слабенький, немец сразу оторвал. Через порог переступил и дал очередь. Мы все упали, я завалился за сундук…
Пришел в сознание, когда услышал, что на меня что-то капает…Капает и капает, как вода. Поднял голову: мамина кровь капает, мама лежит убитая. Слышу: заходят двое. Пересчитывают: сколько убитых. Один говорит: “Тут одного не хватает. Надо искать”. Стали они искать, нагнулись под кровать, а там мама приховала мешок жита, а я за ним лежу. Вытянули они мешок, и пошли довольные.
Дети в концлагере тоже натерпелись горя.
Всех тех, кого фашисты не расстреляли, не сожгли заживо, они угоняли в концлагеря, разбросанные на всей оккупированной ими территории, в самой Германии.
Бухенвальд, Освенцим, Дахау, Майданек … об этих концлагерях слышали все. В них были не только военнопленные, но и старики, женщины, дети.
Просмотр видео «Бухенвальд»
А сейчас поговорим о всех тяготах, которые довелось пережить детям блокадного Ленинграда.
Блокада и дети. Это самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.
- Как вы понимаете слово «блокада»?
- Блокада – это окружение города со всех сторон .
Тяжело приходилось и детям блокадного Ленинграда. Постоянные бомбежки , обстрелы, страшный холод в домах и голод – вот, что запомнили те, кому удалось выжить.(Дети пересказывают воспоминания маленьких ленинградцев)
Валентина Кузьминична Грабовская Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея... В городе исчезли все кошки и собаки... Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Иногда за ним приходили крысы, я называла их "кисками". Голодная, я ползала под столом, сил не было, не могла ходить, и пыталась найти хоть крошечку хлеба.
Ксюша: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Ученик: Девчонка руку протянула
И головой упала на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил,
Что снова занятья после похорон.
Память, стой, замри – это надо!
То из жизни моей, не из книжки!
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку…
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые!
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя, мальчишка-подросток.
Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой – смерть. (просмотр видеозаписи дневника Тани Савичевой)
Дети на войне
- Вместе со взрослыми сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, отдавали жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.
Давайте попробуем поставить себя на их место. Хватило бы у нас силы духа и мужества испытать то, что вынесли они.
За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза. Вот лишь несколько имён Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков. Все они сражались с врагом плечом к плечу со взрослыми, и погибли, освобождая родную землю от захватчиков.
(Дети держат портреты пионеров героев и выступают с докладами)
- Леня Голиков!
Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных мостов. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
- Зина Портнова!Она расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке. Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки
- Марат Казей!
Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". В мае 1944г погиб в бою с фашистами в Белоруссии. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
День победы
- И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! Это случилось 9 мая 1945 года. Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней…
Ученик: Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкою ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе – нет!
Нет, нет, нет! Нет – грабительским войнам.
Ученик: Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
– Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
Ученик – Я нарисую яркое солнце!
– Я нарисую синее небо!
– Я нарисую свет в оконце!
– Я нарисую колосья хлеба!
– Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(минута молчания) (звук метронома)
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы
На челках детских седые волосы…
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны - боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания!
-Сегодня мы говорили о детях – героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.
Дети исполняют песню «Солнечный круг»»