Открытое комплексное занятие на тему «Весна» в подготовительной группе.
Задачи: Развитие памяти ,внимания ,мышления; Способствовать обобщению знаний о весне как времени года; Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы.
Цели:
Образовательные
Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
Учить понимать слова с переносным значением.
Учить подбирать однокоренные слова к заданному слову.
Закреплять пространственные понятия.
Упражнять детей в делении слов на слоги.
Закрепить в словаре детей названия цветов.
Воспитательные
Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.
Воспитывать активную любознательность.
Развивающие
Развивать навыки связной речи.
Развивать у детей фонематический слух: умение слышать звук в слове, определять место звука в слове.
Развивать мышление, зрительное внимание.
Развивать навыки составления и решения арифметических задач.
Материалы для занятия
Записка от Зайки , кроссворд ,магнитная доска ,картина луга и картинки насекомых (на магнитах),цифры и арифметические знаки, картинки цветов(роза, тюльпан, ромашка ,подснежник ,хризантема, мимоза, нарцисс, ландыш); числовые карточки ,изображение тучки и солнышка (для рефлексии)..
Ход занятия
Дети заходят под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня»
Организационный момент
Прежде чем мы с вами приступим к работе, давайте поздороваемся с нашими гостями.(Дети здороваются)
1Ребетя,вы, как всегда, такие красивые и славные. И , надеюсь, у вас хорошее настроение. И чтобы оно сохранилось на весь день , предлагаю вам небольшую разминочку (можно поручить провести ребёнку):
Солнце на небе проснулось(потягиваемся), Нам, ребята ,улыбнулось,(обнимают себя руками ) Глазки тихо закрываем. Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём.
- Ребята, а вы заметили –наш ЗАЙКА вернулся и, как всегда ,он принёс какую-то записку. Сейчас я вам её прочитаю
«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Извините, что я опять так внезапно ушёл ,но я боялся опоздать на встречу с ??
Если вы отгадаете все буквы, то узнаете, с кем я встречался».
2. Отгадывание кроссворда (На магнитной доске плакат с кроссвордом)
а) В первой клеточке живет звук, с которого начинается слово «вишня»
б) Во второй клеточке живет буква – Е.
в) В третьей клеточке живет буква, которая спряталась в слове «коса» и стоит на третьем месте.
г) В четвертой клеточке запишем букву, которая стоит на втором месте в слове «енот».
д) В пятой клеточке живет первая буква алфавита (ВЕСНА)
Я Так вот кого встречал наш друг! Весну.
А сколько всего весенних месяцев мы знаем? Назовите их. (март, апрель, май)
3.И мы сейчас вспомним с вами приметы весны (На экране сюжетная картинка на тему «Весна»)
А)бегут ручьи ;
Б)ярко светит солнышко;( и тд)
4. Словарная работа
- Верно, вы правильно назвали основные приметы весны. Задумайтесь над фразой. Почему говорят «бегут ручьи»? Бежать может человек, лошадь, страус, другие животные. Бегут те, у кого есть ноги. У ручейка нет ног. Почему же про него говорят «бежит»? Правильно, потому что в ручейке вода быстро течет. В этом случае слово «бежит» применяется в переносном значении. С ним фраза звучит очень выразительно, образно.
5.Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Что означают эти выражения?». Чтобы ответы не прозвучали хором, поднимайте руку как знак готовности ответа.
Предлагаю фразы: «лес проснулся», «птичья песня льется», «дружная весна», «озорной ветер», «злая зима», «время бежит».
6. Предлагаю детям вспомнить или придумать «весенние» слова, созвучные слову «весна» (весна – весенний – веснянка – веснушки – вешний).
Первая примета весны – яркое, теплое солнце. Назовите слова, созвучные слову «солнце» (солнце – солнышко – солнечный – подсолнух).
В марте начинает таять снег. Сначала тает снег на улицах и на открытых местах – в поле, на лугу, снег в лесу будет лежать еще в мае. Давайте назовем слова, созвучные слову «снег» (снег – снежинка – снежок – подснежник).
7.Задание. «Найди ошибку»
А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.
Пригрело солнце, потому что тает снег.
Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
Наступила весна, потому что прилетели грачи.
Пришла весна, потому что пробудился медведь.
8. Подвижная игра . Физминутка
Сколько елочек зеленых , Столько выполним наклонов,
Сколько зайчиков у нас , Столько и подпрыгнем раз
Сколько палочек до точки , Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге , Столько раз поднимем руки
Отдохнули , рассаживаемся
9. Составление и решение задач
- Посмотрите, сколько на лугу насекомых. Давайте их поищем глазками и назовем, в какой части луга они находятся. (В правом верхнем углу – майский жук… и т. д.)
- Сколько всего насекомых на лугу?
- На луг прилетел один комар. Сколько насекомых стало на поляне?
- Выложите решение этой задачи с помощью цифр и арифметических знаков.
-Предлагаю вам составить задачу самостоятельно
Условие задачи, вопрос , решение и ответ (Один ребенок составляет задачу, другой выкладывает решение на магнитной доске при помощи арифметических знаков и цифр)
10. Игра «Четвёртый лишний» (Мышление, обобщение, классификация)
Капель, проталина, урожай, сосулька.
Подснежник, весна, листопад, грач
Таять, капать, набухать, заготавливать.
Март, апрель, декабрь, май.
11. Игра «Цветочный магазин»
Я -Ребята ,какой праздник мы отмечаем в начале весны? Конечно же,8 МАРТА. А так как все мамы любят цветы , я предлагаю вам собрать букет. А где в начале весны мы можем взять цветы? -В цветочном магазине. Я. Сейчас мы представим , что зашли в цветочный магазин. А там такоой аромат. (Детям предлагается «подышать» ароматом цветов. Вдох через нос ,выдох-медленно через рот) (РЕЛАКС)
Одни цветы имеют короткое название, другие-длинное. На каждый столик даётся числовая карточка с кружками. Это – «деньги». Вы будете покупателями, а я – продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько слогов, сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его. Если ошибетесь, цветок останется на прилавке.
Я. Замечательно. Мы собрали букет для мам.
8. Окончание занятия
Ребята, я думаю, что нашему ДРУЖОЧКУ надо сказать спасибо за то ,что он встретил весну. Мы радуемся солнышку ,ручьям, теплу.
Я.О чём мы с вами сегодня говорили?
Вам понравилось разгадывать кроссворд?
Вам понравилось занятие?
Ребята, если вам понравилось занятие, предлагаю поднять солнышко; если было трудно-тучку
.
«Здравствуйте ,мои дорогие друзья! Извините ,что я опять так внезапно ушёл ,но я очень торопился на встречу .А вот с кем ,вы можете узнать ,если правильно впишите все буквы в клеточки.
.
Солнце на небе проснулось(потягиваемся),
Нам, ребята ,улыбнулось,(обнимают себя руками)
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём
Задание. «Найди ошибку»
А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.
Пригрело солнце, потому что тает снег.
Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
Наступила весна, потому что прилетели грачи.
Пришла весна, потому что пробудился медведь.
Задание. Дидактическая игра « Прилетели птицы».
Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки,
Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.
Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Лебеди и утки. Спасибо шутке!