МБОУ ?Нижнесортымская СОШ?












Дискуссия
?Всем ли нужен ВУЗ??







педагог-психолог 
Рейнгард Галина Дмитриевна



























Пояснительная записка
Занятие для обучающихся 9-11 классов.
Тема выбора профессии, образовательного учреждения актуальна для выпускников школы. Выбор профессии непростой  и важный вопрос в жизни каждого человека. Помочь определиться с выбором профессии одна из задач педагогов школы.
Занятие в форме дискуссии  способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности, развивает умение вести диалог. Слышать и слушать. Задачи, которые поставлены на данном занятии, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных профессиональных ориентиров, осознанный выбор профессии и путей ее получения.
В основе занятия лежат принципы: доступность,  последовательность,  осознанность. В ходе всего мероприятия формируются все УУД, присутствует наличие информации для общего развития, современные приемы.
Форма проведения: дискуссия.
Подготовительная работа:
-анкетирование на тему образования ?Мотивы получения высшего образования?
-создание видеоролика (опрос учащихся разных возрастов: зачем нужно образование)
-составление таблицы: профессии, которые учащиеся планируют получить в будущем
-пригласить представителей  различных профессий
Оборудование: видеопроектор, компьютер, черный ящик, различные геометрические фигуры по количеству учащихся, музыкальное сопровождение.
Приглашенные гости: представители НГДУ, молодые специалисты.
Цель: способствовать правильной расстановке жизненных приоритетов профессиональной направленности.
Формы организации деятельности: дискуссия, фронтальная  работа.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся осознают значение правильного выбора профессии,  расширят знания о требованиях при трудоустройстве.
Личностные: осознают важность выбора профессионального пути, научатся, уважительно относится к  мнению оппонентов, к иной точке зрения.
Метапредметные: коммуникативные УУД - обучающиеся научатся работать с новой информацией по теме, выстраивать речевые высказывания;
регулятивные УУД - оценивать умения товарищей высказываться, доносить свою точку зрения.
Актуальность мероприятия определяется необходимостью усиления профориентационной работы в школе.














Ход занятия
?Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет для тебя попутным?
                                                                                                                Сенека

 Все учащиеся при входе вынимают из ящика геометрические фигуры и садятся в сектор, согласно выбранной фигуре (весь коллектив разбивается на 6 микрогрупп). Звучит музыка.
Первый педагог:
Тема нашей встречи: ?Всем ли нужен ВУЗ?
Второй педагог:
А продолжить разговор я хочу притчей.
Притча
У крестьянина перестал работать трактор. Все его попытке починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор. Попробовал, как работает стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, как будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился:
-Как, ты хочешь сто монет только за один удар молотком!
-Дорогой друг, - ответил мастер, - за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные 90 я беру за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав только один удар по нужному месту. 
Первый педагог:
-Сегодня мы рассмотрим проблему соотношения личности и образования.
-Еще раз хочу подчеркнуть тема нашей встречи ?Всем ли нужен ВУЗ??
- Что же такое образование? (ответы учеников)
Образование - один из способов становления личности путем получения знаний, приобретение умений и навыков развитие умственно- познавательных и творческих способностей через призму таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Образование - средство подготовки к будущему.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный  на интересы человека, общества и государства.
Ребята, я предлагаю вашему вниманию просмотреть видео. Мы провели социологический  опрос  учеников школы разного возраста: зачем нужно образование? А ученики 11 класса помогли смонтировать ролик.
Ребята, вам была предложена анкета ?Мотивы получения высшего образования? и был проведен опрос ?Я выбираю профессию…?, результаты огласит …
Второй педагог:  
Согласно смыслу слов ?Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет для тебя попутным?                                                                                                               
 и я думаю, вы в этом убедитесь.
ВНИМАНИЕ!
-А сейчас я предлагаю обсудить вопросы, обсуждая которые, вы сможете расставить приоритеты об образовании.
В зал вносят черный ящик с вопросами (ученик в черном костюме и белых перчатках), звучит музыка. Ученик вынимает из ящика вопрос и отдает 1 педагогу, педагог читает вопрос в слух, ученик кладет на стол каждой команде заранее напечатанный вопрос.
Вопросы:
-Как ты считаешь, что важнее и почему: Некомпетентный начальник или квалифицированный работник?
-Ты уверен, что после окончания ВУЗа реализуешь полученные знания в этой же отрасли?
-После получения образования на коммерческой основе, ты должен чувствовать ответственность и перед кем?
-После окончания ВУЗа сколько нужно времени, чтобы подняться по карьерной лестнице?
-Какую роль в выборе профессии играют родители? Нужно ли следовать советам родителям в данном вопросе?
-Наличие образования обеспечивает высокий материальный достаток?
-Образование и образованность - это одно и тоже?
-Кем вы себя видите через 10 лет?
-Наличие образования может предоставить больше возможностей для знакомства и общения с интересными людьми?
-Образование позволяет занять вам более высокое место в обществе, достичь более высоких высот?
- В погоне за высшим образованием, за карьерой, у женщины нет времени на воспитание своих собственных детей. Потом, как мать она слышит упреки от своих детей. - Нужно ли женщине высшее образование, пока она не поставит своих детей на ноги? Нужно ли вообще женщине высшее образование?
- Лучшие молодые годы уходят для получения высшего образования, когда нужно наладить свою личную жизнь и создать семью. Человек достиг45-50 лет, за плечами 2-3 высших образования, карьера. Наступает ?кризис? среднего возраста. Семьи нет, друзей  нет.
Вопрос: -Так ли важно получить высшее образование в  молодые годы?
Второй педагог:
-Сегодня мы с вами попытались ответить на многие вопросы:
- образование необходимо (сориентироваться с подведением итога, разошлись мнения или нет)
- кто-то конкретно задумался о будущем.
Первый педагог:
-А сейчас вашему вниманию предлагаю просмотреть отрывок из художественного фильма ?Москва слезам не верит?.
Слово предоставляется гостям нашей встречи.