МБОУ ?Нижнесортымская СОШ? Дискуссия ?Всем ли нужен ВУЗ?? педагог-психолог Рейнгард Галина Дмитриевна Пояснительная записка Занятие для обучающихся 9-11 классов. Тема выбора профессии, образовательного учреждения актуальна для выпускников школы. Выбор профессии непростой и важный вопрос в жизни каждого человека. Помочь определиться с выбором профессии одна из задач педагогов школы. Занятие в форме дискуссии способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности, развивает умение вести диалог. Слышать и слушать. Задачи, которые поставлены на данном занятии, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных профессиональных ориентиров, осознанный выбор профессии и путей ее получения. В основе занятия лежат принципы: доступность, последовательность, осознанность. В ходе всего мероприятия формируются все УУД, присутствует наличие информации для общего развития, современные приемы. Форма проведения: дискуссия. Подготовительная работа: -анкетирование на тему образования ?Мотивы получения высшего образования? -создание видеоролика (опрос учащихся разных возрастов: зачем нужно образование) -составление таблицы: профессии, которые учащиеся планируют получить в будущем -пригласить представителей различных профессий Оборудование: видеопроектор, компьютер, черный ящик, различные геометрические фигуры по количеству учащихся, музыкальное сопровождение. Приглашенные гости: представители НГДУ, молодые специалисты. Цель: способствовать правильной расстановке жизненных приоритетов профессиональной направленности. Формы организации деятельности: дискуссия, фронтальная работа. Планируемые результаты: Предметные: учащиеся осознают значение правильного выбора профессии, расширят знания о требованиях при трудоустройстве. Личностные: осознают важность выбора профессионального пути, научатся, уважительно относится к мнению оппонентов, к иной точке зрения. Метапредметные: коммуникативные УУД - обучающиеся научатся работать с новой информацией по теме, выстраивать речевые высказывания; регулятивные УУД - оценивать умения товарищей высказываться, доносить свою точку зрения. Актуальность мероприятия определяется необходимостью усиления профориентационной работы в школе. Ход занятия ?Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет для тебя попутным? Сенека Все учащиеся при входе вынимают из ящика геометрические фигуры и садятся в сектор, согласно выбранной фигуре (весь коллектив разбивается на 6 микрогрупп). Звучит музыка. Первый педагог: Тема нашей встречи: ?Всем ли нужен ВУЗ? Второй педагог: А продолжить разговор я хочу притчей. Притча У крестьянина перестал работать трактор. Все его попытке починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор. Попробовал, как работает стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, как будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился: -Как, ты хочешь сто монет только за один удар молотком! -Дорогой друг, - ответил мастер, - за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные 90 я беру за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав только один удар по нужному месту. Первый педагог: -Сегодня мы рассмотрим проблему соотношения личности и образования. -Еще раз хочу подчеркнуть тема нашей встречи ?Всем ли нужен ВУЗ?? - Что же такое образование? (ответы учеников) Образование - один из способов становления личности путем получения знаний, приобретение умений и навыков развитие умственно- познавательных и творческих способностей через призму таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Образование - средство подготовки к будущему. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества и государства. Ребята, я предлагаю вашему вниманию просмотреть видео. Мы провели социологический опрос учеников школы разного возраста: зачем нужно образование? А ученики 11 класса помогли смонтировать ролик. Ребята, вам была предложена анкета ?Мотивы получения высшего образования? и был проведен опрос ?Я выбираю профессию…?, результаты огласит … Второй педагог: Согласно смыслу слов ?Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет для тебя попутным? и я думаю, вы в этом убедитесь. ВНИМАНИЕ! -А сейчас я предлагаю обсудить вопросы, обсуждая которые, вы сможете расставить приоритеты об образовании. В зал вносят черный ящик с вопросами (ученик в черном костюме и белых перчатках), звучит музыка. Ученик вынимает из ящика вопрос и отдает 1 педагогу, педагог читает вопрос в слух, ученик кладет на стол каждой команде заранее напечатанный вопрос. Вопросы: -Как ты считаешь, что важнее и почему: Некомпетентный начальник или квалифицированный работник? -Ты уверен, что после окончания ВУЗа реализуешь полученные знания в этой же отрасли? -После получения образования на коммерческой основе, ты должен чувствовать ответственность и перед кем? -После окончания ВУЗа сколько нужно времени, чтобы подняться по карьерной лестнице? -Какую роль в выборе профессии играют родители? Нужно ли следовать советам родителям в данном вопросе? -Наличие образования обеспечивает высокий материальный достаток? -Образование и образованность - это одно и тоже? -Кем вы себя видите через 10 лет? -Наличие образования может предоставить больше возможностей для знакомства и общения с интересными людьми? -Образование позволяет занять вам более высокое место в обществе, достичь более высоких высот? - В погоне за высшим образованием, за карьерой, у женщины нет времени на воспитание своих собственных детей. Потом, как мать она слышит упреки от своих детей. - Нужно ли женщине высшее образование, пока она не поставит своих детей на ноги? Нужно ли вообще женщине высшее образование? - Лучшие молодые годы уходят для получения высшего образования, когда нужно наладить свою личную жизнь и создать семью. Человек достиг45-50 лет, за плечами 2-3 высших образования, карьера. Наступает ?кризис? среднего возраста. Семьи нет, друзей нет. Вопрос: -Так ли важно получить высшее образование в молодые годы? Второй педагог: -Сегодня мы с вами попытались ответить на многие вопросы: - образование необходимо (сориентироваться с подведением итога, разошлись мнения или нет) - кто-то конкретно задумался о будущем. Первый педагог: -А сейчас вашему вниманию предлагаю просмотреть отрывок из художественного фильма ?Москва слезам не верит?. Слово предоставляется гостям нашей встречи.
Всем ли нужен ВУЗ?