Всероссийский урок безопасности (5 класс)
Составитель: Алимурзаева Маржанат Кубаировна
Цели и задачи:
рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни;
обобщение знаний детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Ход урока:
Учитель: Если ты с утра проснулся
И увидел за окном:
Все нарядны и с цветами,
И веселья полон дом;
Если видишь: на дороге
Много школьников идёт –
Значит, наступила осень,
Начался учебный год!
- Сегодня большой праздник дорогие ребята! Я рада встрече с вами.
Промчались летние деньки,
За парты вам пора,
Опять вы все - ученики,
Учёба - не игра!
Учитель: Давайте скажем друг другу самые нужные слова.
• Все мальчишки в вашем классе самые - сильные, смешные, симпатичные, справедливые, спортивные ...
• Все девчонки в вашем классе самые .- культурные, красивые, кокетливые, классные ...
• А родители в вашем классе самые . - взрослые, высокие, весёлые, внимательные, вежливые ...
• А уроки самые - длинные, доброжелательные, добрые ...
Ученик 1. . Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
Ученик 2. Здравствуй, осень золотая!
Школа, солнцем залитая,
Наш просторный светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.
Ученик 3. Здравствуй, школа, здравствуй,
Здравствуй, наш любимый класс.
Как друзей, родная школа
Приглашаешь нас.
Учитель: Чем вам запомнилось это лето? Закончите фразу «Это лето мне запомнилось тем, что...».
Чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадки:
Черный дым валит в окно – очень страшное оно,
от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар)
Волны мчатся в быстром беге
Закипит пучина вод
И покатится на берег
Все затопит, все зальет
И кварталы городские
Превратятся в острова
Поплывут меж них людские
Вещи, бочки и дрова.
Как называется такое бедствие? (наводнение).
Ребята, наводнение, пожар – это чрезвычайные ситуации. Чтобы не попасть в неприятности, мы с вами должны знать правила (безопасности). Значит, мы с вами должны знать правила Безопасности.
Учитель: Сегодня наш урок посвящен безопасности.
- Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям).
- Назовите чрезвычайные ситуации, которые вы знаете.
- Кто нам помогает в ЧС?
- Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные события).
Правила безопасности
Викторина
Учитель: - Если ты в квартире один и начался пожар, что следует делать? (ответы учеников)
Учитель:- Ты один дома, смотришь любимую телепередачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?
Ученики : -Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону «101», покинуть помещение.
Учитель: - Как уберечь себя от поражения электрическим током?
Ученики: -Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках или подвалах около электрощитов, не прикасаться, а в сырую погоду не подходить ближе, чем на 5 метров к упавшим на землю проводам под напряжением).
Учитель: Если случилось наводнение, как надо действовать в такой ситуации? (ответы учеников)
Учитель: Если запахло газом, как ты себя будешь вести? Можно ли включать свет? (ответы учеников)
Учитель: - Как помогает пешеходам и машинам светофор? (ответы учеников)
Учитель: Когда человек становится пешеходом?
Ученики:-как только выходит на улицу и взрослый, и ребенок сразу же становится пешеходом.
Учитель: -Кто является участниками движения?
Ученики: -Пешеходы и водители являются участниками движения. От их поведения на дороге зависит наша жизнь.
Учитель: -Какие последствия влечет за собой нарушение правил дорожного движения? (ответы учеников)
Учитель: Сейчас отгадываем загадки на правила дорожного движения.
Загадки:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет…
(Пешеходный переход)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете…
В этом месте ходят… (Дети)
Тянется нитка, среди улиц петляя,
Домами, переходами
Без конца и края.
Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать.
(Дорога)
Что за новый желтый дом!
Ребятишек много в нем…
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Место это – не секрет,
Сам ты дашь сейчас ответ.
Коли ехать нам куда.
Быстро путь найдем сюда.
(Остановка)
Учитель: - Вы показали сегодня прекрасные знания на всех этапах, и я надеюсь, что вы будете соблюдать, и применять все знания по безопасной жизнедеятельности, беречь свое здоровье, потому что оно бесценно, как и вся наша жизнь!
Но есть особые правила безопасности при ЧС.
В случае обнаружения на территории учебного заведения предметов,
имеющих вид взрывного устройства, необходимо:
- доложить директору учреждения об обнаружении, по телефону 112 о находке;
- не вскрывая и не трогая предмет;
эвакуировать на безопасное расстояние детей и сотрудников учреждения
В данном случае категорически запрещается:
- дотрагиваться до взрывного предмета;
- оказывать на предмет какое-либо механическое воздействие;
- приближаться к вышеуказанному предмету.
2. В случае поступления в учебное учреждение угрозы террористического акта по телефону, необходимо:
- доложить директору учреждения о звонке;
- в ходе разговора со звонившим, постараться определить его пол, возраст, особенности речи, обратить внимание на звуковой фон места, с которого ведется разговор;
- немедленно сообщить о звонке в дежурную часть милиции;
- в дальнейшем действовать по указанию прибывших сотрудников ОВД, ГО, ЧС.
3. В случае совершения террористического акта на территории учебного заведения, необходимо:
- сообщить о случившемся в дежурную часть милиции;
- совместно с сотрудниками ОВД, ГО, ЧС эвакуировать на безопасное расстояние детей и сотрудников учебного учреждения;
- обеспечить присутствие очевидцев до прибытия оперативно-следственной группы;
- детям необходимо соблюдать спокойствие, выходить из помещения строго в соответствии с указаниями педагогов;
- в дальнейшем действовать по указанию прибывших сотрудников ОВД, ГО, ЧС.
4. В случае нападения на учебное заведение, необходимо:
- оповестить сотрудников учреждения;
- сообщить о нападении в дежурную часть милиции;
- принять меры по укрытию детей и сотрудников учреждения в безопасное место;
- в дальнейшем действовать по указанию прибывших сотрудников ОВД, ГО, ЧС.
Стихи о безопасности
Ученик 1. В каждом доме течет ток,
Бьет как папин молоток.
Ток коварен электрический,
В проводах живет фактически.
Ученик 2. Красивый огонь дарит людям тепло,
Но есть в нем опасность и скрытое зло.
Запомните, дети, огонь не игрушка.
Спички в руках могут стать нам ловушкой.
Ученик 3. Раз-два-раз! Раз-два-раз!
Убежал на кухне газ!
Накопился он в квартире,
Ждет огня, чтоб три-четыре-
Все взорвать...!
В плите на кухне живет газ,
Опасен взрывом он для нас.
Ученик 4. Правила улиц прописаны строго,
Без взрослых своих не ходи на дорогу!
Скорости жизни равна скорость машин.
Страшно когда на дороге один.
Ученик 5. Едем на машине к бабушке гостить-
Молока коровьего свежего попить.
В автокресло папа посадит малыша,
Вот мы все в машине едем не спеша.
Каждый пристегнет авторемешок,
Что бы всё в дороге было хорошо.
Ученик 6. Номер есть универсальный
Один - один - два -
Это номер специальный,
Дозвонишься ты всегда.
Ученик 7. Ноль - один - пожарных служба,
Тушат пламя они дружно.
Если нужен полицейский,
Набирай скорей ноль - два.
Он приедет, разберется
С хулиганами всегда.
Ученик 8. Спасатели-медики в белых халатах,
Вылечат всех, кого только надо,
Только ты вовремя им говори.
Вызов по номеру четко: ноль - три!
Ученик 9 . Ноль - четыре - "Служба газа".
Позвони - приедут сразу.
Номера все очень важны,
Там работники отважны:
В нашу трудную минуту
Позвоним - они прибудут!
Подведение итогов занятия. Заключительное слово учителя
– Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению опасных ситуаций, которые подстерегают нас в повседневной жизни. А также повторили правила обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, дорожного движения, подвижных игр на улице, общения с незнакомцами.
Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека.
Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.
Литература
Горбунова Н.А.
Основы безопасности жизнедеятельности.3 класс. – Волгоград, «Учитель-АСТ»,2002.
Максиняева
М.Р.
Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Вместе с детьми».)
Плешаков А.А.
Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1и 2.М.: Просвещение, 2005.
Плешаков А.А.
Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1и 2.М.: Просвещение, 2006.