Проведение вводного урока в психолого - педагогическом классе
(для учащихся 8-х классов)
Тема: Основные понятия педагогики и психологии. Профессии: «Педагог», «Психолог». Качества, необходимые специалистам помогающих профессий.
Цель: Рассказать о значимости профессий «Педагог», «Психолог», развить у учащихся интерес к профессиям и к познанию своих качеств и способностей.
Задачи: Ознакомление с основными понятиями психологии и педагогики. Развитие навыков позитивного общения и самопонимания. Формирование умения работать в коллективе и уважать мнение других.
Материалы: Фломастеры, тетради, ватман, клей, журналы с картинками, клубок шерстяных ниток яркого цвета.
Ход урока:
1. Организационный момент (5 минут): Приветствие учащихся. Краткое объяснение целей и задач урока.
2. Знакомство и сплочение группы (10 минут): Упражнение «Нити дружбы»: учащиеся встают в большой круг, каждый участник представляется, называет своё имя, и чем он любит заниматься, накручивает на палец нитку из клубка и протягивает клубок следующему, который делает то же самое, пока не образуется сеть и таким образом все знакомятся и связываются "нитями дружбы".
После знакомства проводится обсуждение правил работы в группе:
Быть активными и искренними;
Уважать мнение каждого
;
- Не оскорблять и не обвинять;
Говорить, не перебивая и только за себя.
3. Объяснение материала (15 минут): Введение в психологию и педагогику: основные понятия этих наук. Обсуждение значения профессий "педагог" и "психолог" в современном обществе. Рассказ о великих педагогах и психологах. Качества, необходимые педагогу, психологу.
Педагогика - это наука о воспитании и обучении людей.
Она помогает понять, как лучше учить детей и взрослых, чтобы они развивались, становились умнее и добрее.
Психология - это наука о человеке и его душе.
Она изучает, как мы думаем, чувствуем, находимся в отношениях с другими людьми, что заставляет нас радоваться или переживать трудности.
Профессия педагога даёт возможность:
Помогать детям и подросткам расти и развиваться - педагог учит и поддерживает учеников, помогает им становиться умнее, добрее и увереннее в себе.
Делать добро и приносить пользу - учитель помогает изменить жизни своих учеников к лучшему, дав знания и важные навыки.
Работать с интересными людьми - каждый день педагог общается с детьми, с коллегами и каждый день может быть разным и увлекательным.
Постоянное обучение и развитие - педагог постоянно учится сам, чтобы быть лучше и интереснее для своих учеников.
Развивать творчество и вдохновение - педагог использует разные методы обучения, игры и проекты, чтобы сделать уроки интересными.
Получать чувство удовлетворения - когда видишь, что ученики что-то поняли или достигли успеха, чувствуешь радость и гордость за свою работу.
Работать в дружной команде - учителя часто работают вместе, помогают друг другу и делятся опытом.
Влиять на будущее - педагог помогает формировать будущие поколения, передавая знания и ценности.
Чем интересна и замечательна профессия психолога:
Помощь людям - психолог помогает другим чувствовать себя лучше, справляться с трудностями, стрессами и проблемами. Это очень важно и ценно.
Интересная работа - психологи много общаются, слушают людей, узнают их истории. Это делает работу разнообразной и увлекательной.
Постоянное развитие - профессия психолога требует обучения и развития. Ты всегда можешь учиться чему-то новому и становиться лучше в своей работе.
Работа с разными людьми - психологи помогают разным возрастам: детям, подросткам, взрослым и пожилым. Это интересно и дает возможность общаться с разными людьми.
Важность и уважение - психологи ценятся в обществе за их умение помогать и понимать других. Их работа приносит пользу и уважение окружающих.
Возможность выбрать разные направления - психологи могут работать в школах, клиниках, компаниях, в научных исследованиях или создавать собственные программы поддержки.
Личностный рост - помогая другим, психологи учатся лучше понимать себя и развиваться как личность.
Педагоги и психологи относятся к специалистам помогающих профессий и делают наше общество лучше.
Великие педагоги
Великие педагоги - это люди, которые своими знаниями, добротой и примером вдохновляют и помогают другим учиться и развиваться.
Константин Ушинский
- российский педагог XIX века. Он много работал над развитием системы начального образования и учил, что важно учить детей не только знаниям, но и доброте.
Мария Монтессори
- итальянский педагог XX века. Она придумала особую систему обучения, которая помогает детям самостоятельно учиться и развиваться через игру и интерес.
Лев Толстой
- великий писатель и педагог. Он создал собственную школу, где учил детей свободе, труду и уважению.
Великие психологи
Зигмунд Фрейд
- австрийский психолог и врач, основатель психоанализа.
Он помог понять, как работают наши подсознательные чувства и как это влияет на поведение.
- Лев Выготский - советский психолог. Разработал теорию о том, что развитие мышления происходит в процессе общения и взаимодействия с окружающими.
- Б.Ф. Скиннер - американский психолог, основатель бихевиоризма. Он изучал, как поведение человека можно формировать с помощью поощрений и наказаний.
- Жан Пиаже - швейцарский психолог. Он изучал развитие мышления у детей и создал теории о стадиях умственного развития.
Основные сферы применения психологии и педагогики:
Образование:
Психологи помогают понять, как лучше учиться и развиваться. Они работают с детьми и взрослыми, чтобы сделать обучение более эффективным. Педагоги - учителя и воспитатели, которые создают условия для успешного обучения и воспитания.
Медицина
: Психологи помогают людям справляться с стрессами, страхами, депрессией и другими психологическими проблемами. Врач - психотерапевт использует психологические методы для лечения.
- Бизнес: В компаниях психологи используются для оценки сотрудников, развития командной работы и улучшения коммуникации. Педагоги помогают обучать и развивать персонал, проводить тренинги.
- Спорт: Спортсмены работают с психологами, чтобы повысить уверенность, справляться с волнением и достигать лучших результатов. Педагоги и тренеры развивают навыки и командный дух у спортсменов.
Психология и педагогика помогают людям расти, учиться и достигать успехов в разных сферах жизни. Их знания используют везде - от школы и медицины до бизнеса и спорта, чтобы делать жизнь лучше.
Какими качествами должны обладать педагоги?
Терпение
: учить и воспитывать людей - это не всегда быстро и просто.
Педагог должен уметь ждать и спокойно объяснять.
- Доброта: важно быть добрым и внимательным, чтобы ученики чувствовали себя комфортно и доверяли учителю.
Коммуникабельность
: уметь общаться, слушать и понятно объяснять - это ключ к тому, чтобы ученики поняли материал и чувствовали поддержку.
- Ответственность:
педагог отвечает за своих учеников, помогает им расти и развиваться. Он должен выполнять свои обязанности честно и аккуратно.
-
Творчество:
использовать разные способы обучения, придумывать интересные уроки, это помогает сделать обучение увлекательным.
-
Честность и справедливость
: важно быть честным и справедливым, чтобы все ученики чувствовали, что к ним относятся одинаково и уважают их.
-
Эмоциональный интеллект:
уметь понимать чувства и настроение учеников, поддерживать их и помогать справляться с проблемами.
-
Постоянное развитие:
быть готовым учиться самому,
совершенствоваться и быть в курсе новых методов и знаний
Какие качества необходимы психологу?
Внимательность
:
Психолог должен хорошо слушать и замечать даже тонкие эмоции и слова человека.
Доброта и сочувствие
: Важно уметь понять и поддержать человека, показать, что он не один и его чувства важны.
Терпение
: Иногда нужно долго и спокойно помогать человеку разобраться в себе и своих переживаниях.
-
Конфиденциальность
:
Психолог хранит все тайны своих клиентов и не рассказывает никому о том, что ему доверили.
Объективность:
Не судить и не критиковать, понимать человека без предвзятости.
-
Коммуникабельность
: Ум
ение ясно и понятно объяснять и вести разговор очень важно для работы с разными людьми.
Ответственность
:
Психолог помогает людям, и от его профессионализма зависит их настроение и даже здоровье.
Постоянное развитие:
Нужно учиться новому, чтобы быть лучше и помогать клиентам еще эффективнее.
4. Практическое задание (10 минут): «Хорошо ли мы знаем себя и каким качествами мы обладаем?»
Упражнение: «Кто я?»: Учащиеся берут листы и пишут три своих главных качества и кем хотели бы стать или что хотели бы достичь в будущем. Можно оформить как «коллаж желаний»: приклеить картинки, вырезанные из журналов, слова. Обсудить с учащимися, что важно для достижения мечты, и что нужно сделать уже сейчас.
5. Рефлексия (5 минут): Упражнение «Ладошка»: учащиеся обводят свою ладонь в тетради и отвечают на вопросы:
С
каким
настроением я ухожу с урока?
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Что вызвало трудности? Что нового я узнал?
Заключение: Подведение итогов урока. Благодарность учащимся за активное участие. Пожелания на будущее занятия.