Программа ?Предмет по выбору. Музыкальный инструмент. Фортепиано? Срок освоения 5 года Возраст обучающихся 8 - 14 лет 1. Пояснительная записка………………………………………………………..3 2. Годовые требования по классам и примерный перечень музыкальных произведений……………………………………………………………………...4 2 класс (первый год обучения)…………………………………………….4 3 класс (второй год обучения)……………………………………………..5 4 класс (третий год обучения)……………………………………………..6 5 класс (четвертый год обучения)…………………………………………7 6 класс (пятый год обучения)……………………………………………...8 3. Методические рекомендации………………………………………………….9 Список используемой литературы……………………………………………….9 1. Пояснительная записка Данная программа составлена в соответствии с действующими типовыми программами для ДМШ и ДШИ. В основу положена примерная учебная программа по предмету ?Общее фортепиано? для учащихся струнного и духового отделений (МК РФ 2003 г.). Данная программа предлагает учебный курс по ?Предмет по выбору. Музыкальный инструмент. Фортепиано? для учащихся струнного и народного отделений ДМШ № 6. Программа рассчитана на пять лет обучения, со 2 по 6 классы включительно, по одному часу в неделю. Рабочая программа составлена с учетом требований, исходящих из неоднородности контингента, а также из основных принципов деятельности учреждения дополнительного образования, предусматривающего все возрастающую нагрузку учащихся в общеобразовательных школах. За последние годы значительно увеличилось количество поступающих в ДМШ детей, обладающих весьма средним и низким уровнем развития общих музыкальных способностей, в том числе с ограниченными сенсорными данными и ослабленной координацией. Актуальность данной программы в том, что она направлена на развитие творческих способностей учащихся, на воспитание слушателя, любящего искусство, способного понять его и оценить. Предлагаемая программа составлена также с учетом требований современной методики преподавания и достижений общей и музыкальной педагогики. Целью данной программы является создание условий, способствующих развитию индивидуальности, личной культуры путем формирования художественного вкуса, развития музыкальных способностей на уроках фортепиано. Реализации цели способствует решение образовательных, воспитательных и развивающих задач программы: - приобретение знаний, умений и навыков игры на фортепиано; - более глубокое изучение предметов теоретического цикла; - совершенствование навыков зрительной, слуховой и двигательной ориентировки; - воспитание личности, ценящей и понимающей музыкальное искусство; - расширение любознательности и кругозора учащихся. Программа объединяет теоретический, практический, контрольно-итоговый учебный материал во взаимодействии всех параметров. Программа содержит репертуарные списки, примерные программы для учащихся 2-6 классов. Учебный репертуар сформирован в порядке постепенного усложнения. Принципиальные установки при подборе репертуара заключаются в его доступности, целесообразности, соответствии поставленным задачам, ориентированы на возраст и уровень подготовленности учащихся. Для реализации данной программы необходимо соблюдение следующих условий: - наличие в классе музыкального инструмента ?фортепиано?; - наличие сборников нотной литературы. 2. Годовые требования по классам и примерный перечень музыкальных произведений. 2 класс 4 этюда 6 разнохарактерных пьес 1-2 произведения полифонического стиля 2-3 ансамбля Результаты первого года обучения овладение правильной посадкой за инструментом; освоение основных навыков звукоизвлечения: легато, нон легато, стаккато; формирование аппликатурных навыков внутри одной позиции; координация движений при одновременной игре двумя руками; освоение басового ключа. Этюды Ю. Барахтина. Этюды №№ 1-8 из сборника ?Ступеньки? Е. Гнесина. Два этюда До мажор Пьесы полифонического стиля И. Витгауэр. Гавот М. Крутицкий. ?Зима? Пьесы А. Жилинский. Старинный танец К.Лонгшамп-Друшкевичова. ?На коньках?, ?Из бабушкиных воспоминаний? Т. Салютринская. ?Пастух играет? А. Березняк. ?Праздничная елочка?, ?Собачка и охотник? Ансамбли Ф. Шпиндлер. ?Утро?, ?Молитва?, ?Беспечность?, ?Вечерняя заря? А. Березняк. ?Как при лужку?, Полька 3 класс 4 этюда 4 разнохарактерные пьесы 2 произведения полифонического стиля 1 крупная форма 2-3 ансамбля 1-2 мажорные и минорные тональности (гаммы, аккорды и арпеджио) до двух знаков в ключе Результаты второго года обучения закрепление навыка игры в басовом ключе; освоение навыка разновесовой игры; подкладывание и перекладывание пальцев при смене позиции; навык полифонического слышания и звуковедения; освоение крупной формы Этюды А. Гедике. Этюд ля минор С. Майкапар. Этюд ля минор Л. Шитте. Два этюда До мажор, этюд До мажор Пьесы полифонического стиля Л. Моцарт. Менуэт ре минор К. Нефе. Андантино Пьесы Т. Кореневская. ?Дождик? Старинный танец Контрданс А. Гречанинов. ?В разлуке? А. Гедике. Ригодон Произведения крупной формы Ю. Барахтина. Вариации на тему русской народной песни ?Во саду ли, в огороде? И. Беркович. Вариации на тему русской народной песни ?Во саду ли, в огороде? Ансамбли Ф. Шпиндлер. ?Она не возвратится?, ?Отзвук?, Немецкий танец М. Глинка. ?Жаворонок? 4 класс 3-4 этюда 2-3 пьесы 2 произведения полифонического стиля 1-2 крупной формы 1-2 ансамбля 2-4 мажорные и минорные тональности (до четырех знаков в ключе) Результаты третьего года обучения освоение различных видов фактуры аккомпанемента; освоение навыков педализации; подробное изучение жанра крупной формы. Этюды Е. Гнесина. Два этюда До мажор К. Черни. Этюд До-мажор Л. Шитте. Два этюда Ре мажор А. Лемуан. Этюд До мажор Пьесы полифонического стиля А. Альбинони. Адажио Д. Скарлатти. Сарабанда ре минор Г. Гендель. Сарабанда ре минор Пьесы С. Майкапар. Вальс П. Чайковский. ?Болезнь куклы? Неаполитанская народная песня ?Санта-Лючия? А. Гречанинов. Вальс Произведения крупной формы И. Литкова. Вариации на тему белорусской народной песни ?Савка и Гришка? Т. Хаслингер. Сонатина До мажор 1 и 2 части Ансамбли В.-А. Моцарт. Отрывок из симфонии № 40 соль минор. 1 часть А. Вивальди. Финал из симфонии До мажор Ф. Шпиндлер. ?У озера?, ?Прощание? 5 класс 3 этюда 3 пьесы 2 произведения полифонического стиля 1-2 крупной формы 2 ансамбля или аккомпанемент по 2 мажорные и минорные тональности (до пяти знаков в ключе) Результаты четвертого года обучения выработка устойчивых навыков полифонического мышления; закрепление навыков педализации; усложнение ранее приобретенных навыков и задач Этюды А. Лемуан. Этюд Ля минор К. Лешгорн. Этюд До мажор Г. Беренс. Этюд До мажор Ф. Гардорф. Этюд До мажор Пьесы полифонического стиля А. Корелли. Сарабанда Ми минор Ф. Кулау. Прелюдия Соль мажор Ж. Арман. Фугетта До мажор Ф.-Э. Бах. Фантазия Ре минор Пьесы Б. Дварионас. Вальс А. Хачатурян. Андантино Д. Дело-Джойо. ?Безделушка? М. Глинка. ?Жаворонок? Л. Шитте. ?Танец гномов? Произведения крупной формы И. Андрэ. Сонатина Соль мажор 1 и 2 части Т. Хаслингер. Рондо из Сонатины До мажор Ансамбли М. Шмитц. Джазовые композиции: ?Оранжевые буги?, ?Принцесса танцует вальс? 6 класс 2 этюда 2 пьесы 1-2 произведения полифонического стиля 1 крупная форма 1 ансамбль или 1 аккомпанемент по 2 тональности мажора и минора (до пяти-шести знаков в ключе) Результаты пятого года обучения стабилизация навыков и игровых приемов; закрепление исполнительских умений во всех формах и жанрах фортепианной музыки Этюды Г. Беренс. Этюд До мажор Ж. Дювернуа. Этюд До мажор К. Черни. Этюд Фа мажор Пьесы полифонического стиля И. Кирнбергер. Прелюдия Ми минор К. Бём. Прелюдия Соль мажор Пьесы М. Парцхаладзе. Танец П. Чайковский. ?В церкви? А.Л. Уэббер. ?Память? К. Сен-Санс ?Лебедь? Произведения крупной формы Ю. Барахтина. Вариации на тему Н. Паганини Я. Дуссек. Сонатина Соль мажор 1 часть Ансамбль; аккомпанемент Л. Бетховен. Три немецких танца А. Варламов. ?Красный сарафан? 3. Методические рекомендации Важнейшим фактором успешного развития музыкально-исполнительских данных учащихся является грамотная организация учебного процесса, планирование учебной работы и тщательно подобранный и продуманный репертуар. Одной из форм планирования занятий по предмету ?Фортепиано? является составление индивидуальных планов для каждого учащегося с учетом его возможностей на полугодие. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме, жанру и содержанию произведения русской, зарубежной, современной музыки, в том числе и популярной. В процессе занятий по предмету ?Фортепиано? учащиеся овладевают приемами игры на инструменте: звукоизвлечение, педализация. Музыкальное занятие строится так, чтобы заинтересовать учащихся, научить их активно усваивать материал. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы. Форма урока: индивидуальная. Время проведения – 45 минут. С первого года неотъемлемой частью курса ?Фортепиано? является чтение с листа, игра в ансамбле. Это расширяет кругозор учащихся и развивает навык освоения нотной грамоты в басовом ключе. Со второго года обучения, по мере возможности, начинается работа над гаммами, аккордами и арпеджио. В более простых тональностях гаммы играются на 2 октавы, в сложных – на 1. В работе как над гаммами, так и над этюдами следует выработать рациональный, осмысленный и точный подход к использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре. В 5-6 классах, помимо игры в ансамбле, можно включать в репертуар и несложный аккомпанемент, подбор по слуху, гармонизацию. Особое внимание следует уделять работе над произведениями полифонического стиля. Осваивая данный стиль музыкальных произведений, учащиеся решают важную задачу: умение слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии нескольких голосов. Работа над сонатной формой, вариационным циклом развивает способности учащихся мыслить более крупными разделами, предполагает умение свободно ориентироваться в тексте при изменении фактуры, логично сочетать контрастные образы. Освоение педали необходимо начинать не позднее третьего года обучения (4 класс) на таких пьесах, где педаль является элементом, определяющим характер всего произведения. Отдельные произведения, входящие в учебную программу, могут быть предложены в качестве ознакомления. Успеваемость учащихся учитывается на дифференцированных зачетах по полугодиям. На дифференцированные зачеты, проходящие в декабре и мае, выносятся два разнохарактерных произведения различных форм и жанров. Любое выступление оценивается по пятибалльной шкале. Список используемой литературы Учебно-методическая литературы Ныркова В.Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей. – М.; ?Музыка?, 1988 Курс фортепиано в подготовке специалистов-музыкантов. Межвузовский сборник научных трудов, Вып.15. Составитель и ответств. редактор Зенина Л.Л. – Новосибирск, 1990 Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. Пособие для преподавателей, детей и родителей. – М.; РИФ ?Крипто-логос?, 1992 Проблемы преподавания общего курса фортепиано: Сборник научно-методических трудов кафедры общего фортепиано НГК им.М.И.Глинки. – Н.Новгород, 1997 Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. Предприятие СПб союза художников, 1996 Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, Академия развития, 1997 Котляревская-Крафт М.А. Промолчать не смогу. – Новосибирск, 2000 Список литературы для учащихся Первые шаги: Пособие для начинающих. Фортепиано. – Ростов-на-Дону; РНО, 1992 Тик-так. Ансамбли малышам. Составитель Л.Фигуровская. – Новосибирск; ?Арт-классик?, 2000 Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. Части 1 и 2 переработанные. Составители: С. Ляховицкая и Л. Баренбойм. – Ленинград; ?Музыка?, 1990 Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано. Вып.1. – Ленинград, ?Музыка?, 1990 Школа игры на фортепиано. Составители: Э. Кисель, В. Натансон, А. Николаев, Н. Сретенская. Под общей редакцией А.Николаевой. – М.; ?Музыка?, 1990 Т.И. Смирнова. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 1. Начинаем. – М.; РИФ ?Крипто-логос?, 1992 .И. Смирнова. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 15. Слушаем и играем. – М.; Издательство ЦДСК, 1997 Фриц Шпиндлер. Альбом для юношества. Ансамбли. Тетради 1-4. – Новосибирск; ?Арт-классик?, 1999 Фортепиано. ДМШ. 2 класс. Составитель Б. Милич. – М.; ?Кифара?, 1994 Джазовые мотивы. Пьесы для игры на фортепиано в четыре руки. Переложение Л.В. Пилипенко. – М.; ?Владос?, 2003 Мороженое. Джазовые пьесы и ансамбли для начинающих. Составитель Т. Нестеренко. – Новосибирск, ?Арт-классик?, 2000 Ю.В. Барахтина. Музицирование для детей и взрослых. Вып.1, 2, 3.- Новосибирск; ?Окарина?, 2007-2008 Этюды для младших классов. Составитель М.И. Иванова. – СПб, ТНП-З, 2001 К. Черни. Сто пьес для удовольствия и отдыха. №№ 1-56% №№ 57-100. – М.; ?Композитор?, 1992 Музыкальная мозаика для фортепиано. Составитель И.И. Бондарь. – Ростов-на-Дону; ?Феникс?, 1998 HYPER13PAGE HYPER15 2
Выбор репертуара в классе "Общего фортепиано"