Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя

в процессе реализации программы дополнительного образования «Логоритмика»

Каплун В.В., музыкальный руководитель

С каждым годом речевая активность детей снижается и проблема задержки речевого развития всё более актуальна. Так, например, речь у многих детей мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, у большинства детей с речевой патологией отмечается нарушение дыхательного ритма во время речевого акта, нарушена интонационная выразительность речи. Многие дети, стесняясь своих ошибок, избегают общения со сверстниками.

В связи с этим возникла необходимость оказывать помощь детям в формировании звукопроизношения, стимулировании речевого развития. Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса.

Взаимодействие между учителем-логопедом и музыкальным руководителем играет важную роль в развитии темпо-ритмической стороны речи у детей. Оба этих специалиста имеют свои уникальные методы работы, которые, комбинируясь, помогают эффективно развивать и совершенствовать навыки темпо-ритмического произношения. Учитель-логопед занимается коррекцией речевых нарушений и проблемных зон в произношении. Он работает над правильной артикуляцией звуков, развивает слуховую обработку речи и повторение за моделью. Музыкальный руководитель же способствует развитию музыкальных способностей у детей, помогая им осваивать такие элементы, как темп, ритм и интонация. Общая работа учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет эффективнее формировать навыки темпо-ритмического произношения у дошкольников.

При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи, необходимо придерживаться принципа «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка с речевой патологией. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика - это движение, музыка и речь.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.

Исходя из этого, было решено адаптировать модель логоритмики в Программу дополнительного образования, разработанную на основе пособий М. Ю. Картушиной и А. Е. Вороновой, рассчитанной на возраст детей 5-7 лет.

Цель реализации Программы - преодоление и профилактика речевых нарушений путём развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, их продолжительность составляет 30 мин.

Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.

В одном занятии сочетаются игры разной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему. Речевой, музыкальный материал, движения к занятиям подбираются с учетом возраста, уровня сформированности речевых и моторных навыков детей.

Направления взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя

Коррекционно-развивающее направление

.

Как известно, речевые нарушения у детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.

Мы активно взаимодействуем друг с другом, координируем свои действия: совместно составляем конспекты каждого занятия с целью решения определённых задач, обсуждаем результаты деятельности детей, вырабатываем единую стратегию и тактику. Выстраивая свою работу, учитываем структуру речевого дефекта, осуществляем индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляем знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. Предъявляем единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Информационно-консультативное направление

Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопеда и музыкального руководителя заложены следующие принципы:

- единый подход к процессу воспитания ребёнка;

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- уважение и доброжелательность друг к другу;

- дифференцированный подход к каждой семье

Формы работы с родителями: проведение индивидуальных и коллективных консультаций, тренингов и мастер-классов, открытых занятий по логоритмике, оформление информационных стендов и т.д.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

1. Развитие неречевых процессов:

совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

регуляция мышечного тонуса;

развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

активизация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений:

развитие дыхания, голоса;

выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

развитие артикуляционной и мимической моторики;

координацию речи с движением;

воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

У каждого специалиста свой вид деятельности (представлен в таблице), но главная задача логоритмики – одна – воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи путём воспитания ритма речи.

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Постановка диафрагмально-речевого дыхания.

Развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа.

Формирование оптико-пространственных представлений.

Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков.

Формирование и закрепление произносительных навыков.

Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.

Формирование зрительной ориентировки на собеседника.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Развитие координации движений.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Формирование умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Обучение умению связно выражать свои мысли.

Воспитание темпа и ритма дыхания и речи.

Обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии.

Развитие произвольной мимической моторики.

Развитие психологической базы речи.

Формирование просодики.

Совершенствование мелкой моторики.

Развитие фонематического слуха.

Логоритмика осуществляется различными средствами: пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук, музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, играми со словом, движениями, песнями, инсценировками.

На занятиях царит атмосфера радости и доброжелательности. Все упражнения и игры выполняются по подражанию, без предварительного заучивания.

Результаты мониторинга неречевых психических функций и произносительной стороны речи оформляются в таблице

Фамилия, имя ребенка

Неречевые психические функции

Произносительная сторона речи

Воспроизведение

ритма

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Звуко произношение

Фонационное дыхание

Просодия

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Результаты сформированности: 0-1 балл – низкий уровень

2-3 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

Проводится:

Мониторинг неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С.

Соломахе

).

Мониторинг произносительной стороны речи (по методике Е.Ф. Архиповой)