Рабочая программа по внеклассному занятию

«Я и мое здоровья» в 5 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

                 Рабочая программа разработана на основе:

адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Актюбинская школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстана, утвержденной и введенной в действие приказом №

1

г.

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях,

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 1 урок в неделю. (1 час в неделю).

Своеобразие данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушением интеллекта 11-13 лет.

 

       Обучение школьников  бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Я и мое здоровье» нацелен на формирование ученика с ОВЗ на ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Цель:

Научить учеников быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Обобщить и расширить знания учащихся о строении и функциях человеческого организма.

Создать условия для формирования и развития у обучающихся:

- практические умения в ходе проведения    и выполнения практических работ;

-  творческих способностей;

-  коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений

   работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

      В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

-  наблюдать и изучать явления, происходящие в жизни человека;

-  описывать результат наблюдений;

-  выдвигать гипотезы;

-  обсуждать результаты  практических работ, участвовать в

   дискуссии;

-  проводить анкетирование и социологические опросы;

-  оформлять наблюдения в виде плакатов.

       Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

-  правилах пользования предметами личной гигиены;

-  правилах профилактики заболеваний;

-  оказания I-ой медицинской помощи.

Занятия по здоровому образу жизни несут прежде всего профилактическую

функцию и требуют соблюдения определённых принципов.

Задачи:

-  формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как  

   к важнейшей социальной ценности;

-  выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья,  

   безопасного и ответственного поведения;

-  закрепления гигиенических навыков и привычек;

-  приобщение к разумной физической активности;

-  обеспечение физического и психического саморазвития;

-  формирование у учащихся мотивационной сферы гигиенического

   поведения, безопасность жизни, физического воспитания;

-  обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам  

   поведения.

        Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. На уроках здоровья оценок нет. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не следует отрицательно реагировать на их ответы. Нужно быть всегда доброжелательным, выслушивать ответы, не показывая своего несогласия с позицией ребёнка.

        Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса.

Достижение намеченных образовательных результатов фиксируется на полноте и правильности выполнения обучающимися заданий, выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности, по становлению экологической культуры обучающихся.

        Завершается обучение курса  итоговым занятием «Я и мое здоровье» по проблемам здоровья обучающихся и окружающей среды, подготовленной учащимися под руководством классного руководителя, медицинского работника школы, актива родителей.

        Изучение курса «Я и мое здоровье» будет способствовать развитию кругозора обучающихся, их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, участию молодежи в реальном улучшении окружающей среды, совершенствованию своего образа жизни.

 

ПРОГРАММА

«Я и мое здоровье»   5 КЛАСС.

                                       Введение – 1ч.

Содержание, цели и задачи курса .

Место человека в живой природе. Значение здоровья человека для общества. Организм человека.

Практическая работа № 1.  Взвешивание и измерение организма человека. Занесение антропометрических данных в «Индивидуальный паспорт здоровья».

                           Вода и здоровье ученика – 5ч.

Актуализация знаний: Значение воды для здоровья человека.

 Закаливание водой. Значение гигиены тела для здоровья.

 Правила безопасного поведения на воде.

Практическая работа № 2.  Подвиджные игры

                           Закаливание и здоровье – 3ч.

Актуализация знаний: Виды закаливающих процедур.

Значение закаливания для организма. Закаливание воздухом и солнцем. Гигиена закаливания. Значение физической культуры для здоровья человека.

Практическая работа № 3.  Составление памятки «Правила закаливания».

                          Забота об организме человека – 15ч.

Актуализация знаний: Профилактика заболеваний глаз.

Значение и гигиена питания. Уход за зубами. Уход за ушами.

Забота о коже. Сон и здоровье. Скелет – опора организма.

Предупреждение плоскостопия, искривление позвоночника.

Практическая работа № 4.  Разучивание точечного массажа.

Практическая работа № 5.  Определение  срока  годности  продуктов, состава продуктов.

Практическая работа № 6.  Составление примерного дневного меню.

Практическая работа № 7.  Определение плоскостопия.

Экскурсия  в школьную столовую.

                            Вредные привычки – 4ч.

Актуализация знаний: Что  такое вредные привычки.

Влияние курения и алкоголя на организм человека.

Влияние наркотиков на организм.

Практическая работа № 8.  Социологический опрос «Что вы знаете  о вреде курения?».

                         Настроение и здоровье – 3ч.

Актуализация знаний: Что такое настроение? Настроение в школе и после школы. Поведение в школе.

Практическая работа № 9.  Овладение приемами аутотренинга.

       

Тематическое планирование  для  5класса

 №  п/п

Темы занятий

 Ко-во

 часов

Цель

 Содержание

    учебного

   материала

 Методы      

обучения

Формы

организации       учебных  занят.

           ЗУН

          уч - ся

     Форма

    контроля

Дата

план

факт

  1

   Введение

  1

 Актуализировать знания уч-ся о месте    

 человека в живой природе, науках,

 изучающих человека.

 Способствовать развитию познавательных  

 интересов и творческих способностей.

 Воспитывать коммуникативные качества

 личности и научное мировоззрение.

 Подвести уч-ся к пониманию важности  

 изучаемого материала.

 Место  человека в  

 живой природе.

 Анатомия,  

 физиология,

 гиена человека.

 Значение здоровья  

 чело века для  

 общества.

 Антропометричес-

 кие данные

 человека

  Беседа,

  рассказ,

  диалог,

 сравнение      

 описание

 Экскурсия в каби-

 нет мед. сестры.

 

 Практич. раб. №1

 Измерение антро-

 пометрических

 данных

 Понимать роль

 каждого человека

 в сохранении

 собственного

 здоровья и здо-

 ровья окружаю-

 щих. Уметь измерять антропом.

 данные, наблю-

 дать, сравнивать.

 Владеть научной

 терминологией.

 Включение    

 каждого уче-

 ника в работу.

 Заполнение

 «Индивидуаль-  

 ного паспорта

 здоровья».

  2

 Вода и здоровье человека.

 Урок № 1.

 Солнце, воздух и вода – на-

 ши лучшие друзья.

 Урок № 2.

 Гигиена тела.

 Урок 3.

 Закаливание водой.

 Урок № 4.

 Правила безопасного пове-

 дения на воде.

 Урок №5.

Игры и упражнения на воде.

  5ч.

  1ч.

  1ч.

  1ч.

  1ч.

  1ч.

 Актуализировать знания о значении воды   для здоровья человека, значение закаливания водой.

 Способствовать выработке умений и

 навыков гигиены своего организма.

 Обеспечивать развитие познавательного

 интереса.

 Воспитывать научное мировоззрение,

 стремление к здоровому образу жизни.

 Научить правилам безопасного поведения на воде, играм и упражнениям на воде.

 Развивать и воспитывать    

 коммуникативные качества  личности.

 Значение воды для  

 здоровья человека.

 Закаливающие

 водные процедуры.

 Эстетические  

 составляющие  

 гигиены тела.

 Методика закалива-

ния водой Порфирия

Иванова.

 Беседа,

 рассказ,

 наблюде-

 ние, срав-

 нение,

 работа со

 словарем.

 Частично-

  поиско-

  вый.

 Самостоятельная

 работа в группах.

 Составление па-

 мятки «Правила

 безопасного пове дения на воде».

 Практич. раб.№2

 Разучивание игр и  упражнений на

 воде.

 Просмотр

 видео. фильма.

 Понимать роль    

 воды и закалива-

 ния для здоровья

 человека.

 Уметь проводить

 водные закалива-

 ющие процедуры,

 наблюдать,

 сравнивать.

 Заполнение

 Индивидуаль-

 ного паспорта

 здоровья».

 Выпуск  

 агит.плаката.

  3

  Закаливание и здоровье.

 Урок  № 1.

 Значение закаливания для  

 организма. Виды закалива-

 ния. Гигиена закаливания.

 Урок № 2.

 Значение физической  

 культуры для закаливания. Разучивание подвижных игр  

 Урок № 3.

 Практическая работа «Сос-

 тавление памятки «Правила закаливания»».

 Викторина «О пользе  

 закаливания».

  3ч.

  1ч.

  1ч. 

  1ч.

 Актуализировать знания уч-ся о значении

 и видах закаливающих процедур,

 иммунитете.

 Развивать умения выбирать наиболее приемлемые для себя виды закаливания.

 Развивать творческие способности уч-ся.

 Воспитывать культуру здоровья.

 Значение закалива-

 ния для организма

 человека. Виды  

 закаливания.    

 Историческая  

 справка о создании  

 системы закалива-

 ния. Правила зака-

 ливания. Значение

 игры и физической

 культуры

 в закаливании  

 организма.

 Беседа,

 диалог,

 разучива-

 ние комп-

 лексов утренней зарядки.

 Иллюстра

 тивно-объ-

 яснитель-  

 ный: рабо-

 та с учеб-

 ными таб-

 лицами.

 Фронтальная и

 групповая работа.

 Составление вопросов анкеты.

 Практич.раб.№3

 «Составление памятки «Правила закаливания»

 Практич.раб.№4

 «Точечный мас-

 саж».

 Понимать роль

 закаливания в

 укреплении здо-

 ровья человека.

 Уметь примнять  

 и выбирать зака-

 ливающие проце дуры, работать в

 группе.

 Викторина

 « О пользе

 закаливания».

  4

 Забота об организме

 человека.

 Урок № 1.

 Глаза-главные помощники

 человека. Как мы видим.

 Урок № 2.

 Заболевания глаз.    

 Профилактика глазных  

 заболеваний,

 предупреждение  

 близорукости.

Урок № 3.

 Зубы  человека: молочные

 и постоянные.

  Урок № 4.

 Уход за зубами.

 Урок № 5.

 Питание - необходимое ус-

 ловие для жизни человека.

 Состав продуктов.

 Урок № 6.

 Что значит «правильно пи-

 таться?». Нормы питания.

 Режим питания.

 Урок № 7.

 Здоровая пища для всей

 семьи.

 Урок № 8.

 Экскурсия в школьную сто-

ловую. Знакомство со способамии приготовления пищи, составлением меню.

 Урок № 9.

 Практическая работа № 6.

 «Составление примерного

дневного меню».

 Урок № 10.

 Уход за ушами.

 Урок №11.

 Строение и значение кожи.

 Забота о коже.

 Урок № 12.

 Возрастные изменения ко-

 жи. Применение космети-

 ческих  средств.

  15ч.

  1ч.

  1ч.

  1ч.

 

  1ч.

  1ч.

  1ч.

   

 

         

  1ч.

   

         

  1ч.

  1ч.

 .

  1ч.

  1ч.

  1ч. 

 

Актуализировать знания о строении орга-

 низма человека, функциях организма.

 Обеспечить развитие мыслительной  

 деятельности и познавательного интереса.

Обучить мерам профилактики заболеваний

 организма и оказания I-ой помощи.

 Воспитывать гигиенические привычки,

 культуру здоровья.

 

Строение органа  

 зрения. Формирова-

 ние изображения на

 сетчатке.

 Заболевания глаз:

 коньюктивит, ката-

 ракта,глаукома,даль

нозоркость,близору-

 кость.Корректиров-

 ка зрения.Подбор  

 очков и линз, и  

 уход за ними.

Строение зубного ап

парата человека.По-

нятие о молочных и

постоянных зубах.

Сходство зубов чело

века и млекопита-

ющ.животных. Взаимосвязь строе-

ния зубов с их функциями.

Уход за зубами.Пра-

вила выбора зубной

щетки и зуб.пасты.

Значение жевательн.

резинки в гигиене

полости рта.

Значение пищи для

организма человека.

Состав продуктов.

Люди-вегетарианцы

 Что такое «диета»?.

 Правила и нормы  

 питания. Режим пи-

 тания людей разно-

 го возраста.

Сроки хранения продуктов. Применение фруктов и овощей.

 Вред «фаст-фудов».

 Необходимость теп-

 ловой обработки  

 продуктов питания.

 Способы сохране-

 ния полезных св-в

продуктов. Техноло-

 гия приготовления

 некоторых блюд.

 Методика составле-

 ния  меню.

 Дневной набор про-

 дуктов. Калорий-

 ность продуктов.

Сбалансированность

 меню.

 Стороение слухово-

 го аппарата.

 Уход  за ушами.

 Профилактика  

 отитов и  глухоты.

 Строение и значе-

 ние кожи. Оказание

помощи при повреж дениях кожи.

 Возрастные измене-

 ния кожи.«Юношеские» угри, типы кожи

Виды косметических

 средств, правила их

 применения.

 

Иллюстра-

 тивно-объ

 яснитель-

 ный:

 беседа,

 работа с

 учебными

 таблицами.

 Частично-

поисковый,  

 исследова-

 тельский.

 Фронтальная,

 групповая

 работа.

 

 Работа  в парах.

 Работа в группах

 по инстр.карте.

 

 Групповая

 работа.

 Фронтальная,

 групповая работа.

 Групповая работа

 по инструктивной

 карте.

 Практич. раб.№ 5

«Определение срока  годности продуктов, состава продуктов».

 Экскурсия.

 Практическая

 работа  № 6.

 Фронтальная,

 групповая работа.

 Фронтальная,

 групповая работа.

Фронтальная,

 групповая работа.

 Знать элементар-

 ное строение че-

 ловеческого орга низма, причины  

 возникновения  

 болезней тех или

 иных органов,  

меры профилакти ки болезней.

 Уметь оказывать

 I-ю помощь при

 заболеваниях,

 проводить профи лактическую

 работу.

 Заполнение

 «Индивидуаль-

 ного паспорта

 здоровья».

 Заполнение

 «Индивидуаль-

 ного паспорта

 здоровья».

 Выпуск сан-

 бюллетеня

 «Уход за

 зубами».

 Заполнение

«Индивидуаль-

 ного паспорта

 здоровья».

 Рекомендации

 «Правильное

 питание уч-ся

 12 – 13 лет».

 Таблица

 «Содержание

 витаминов в  

 продуктах

 питания».

 Примерное

 дневное меню.

 

 Памятка по

 уходу за  

 ушами.

 Викторина

 «Свет мой

 зеркальце

 скажи».

 Урок № 13.

 Скелет – наша опора.

 Урок № 14.

 Правильная осанка – что  

 это?

 Урок № 15.

 Практическая работа № 7.

 Определение плоскостопия.

  1ч.

  1ч.

  1ч.

 Строение скелета

 человека,

 приспособления

 к прямохождению.

 Правильная осанка.

 Искривления позво-

 ночника, их опреде-

 ления. Профилакти-

 ка искривлений поз-

 воночника. Правила

 посадки за партой.

 Плоскостопие. Пра-

 вила определения

 плоскостопия. Про-

 филактика плоскос-

 топия

Частично-

поисковый

исследова-

тельский.

 Работа в парах по

 инструктивной

 карте.

 Работа в парах по

 инструктивной

 карте.

 Практическая  

 работа № 7.

 «Определение

 плоскостопия».

 Заполнение

«Индивидуаль-

 ного паспорта

 здоровья».

 Заполнение

«Индивидуаль-

 ного паспорта

 здоровья».

 Заполнение

«Индивидуаль-

 ного паспорта

 здоровья».

  5

 Вредные привычки.

 Урок № 16

 Что такое вредные привыч-

 ки?

Урок №17

.Влияние курения  на

 организм человека.

 Урок № 18.

 Влияние алкоголя на  

 организм человека.

 Урок № 19.

 Влияние наркотиков на

 организм человека.

 Урок № 20.

 Практическая работа № 21.

 Социологический опрос.

  4ч.

  1ч.

  1ч

  1ч.

  1ч.

 Актуализация знаний о привычках челове-

 ка, условность деления на «вредные и по-

 лезные привычки».

 Влияние вредных привычек на организм

 человека.

 Развивать умение противостоять вредным

 привычкам, творческие способности.

 Воспитывать нетерпимость к «вредным

 привычкам», культуру здоровья.

 

 Вредные привычки-

 что это?Влияние ку рения на организм

 человека. Заболева-

 ния курильщиков:

 гангрена, туберку-

 лез, бронхит.

 Почему люди упот-

 ребляют спиртные

 напитки. Влияние

 алкоголя на орга

 низм человека.

 Виды наркотиков.

Влияние наркотиков

 на организм челове-

 ка. Профилактика  

наркомании,курения

 и алкоголизма.

 Анкета  «Что вы  

 знаете о вреде

 курения»

 

 Фронтальная,

 индивидуальная

 работа

 Практическая

 работа № 8.

 

 Знать причины  

 возникновения

 «вредных привы-

 чек», их влияние

 на здоровье

 человека.

 Уметь противос-

 тоять пагубному

 воздействию  

 вредных привы-

 чек. Уметь прово дить интервью по

 анкете.

 

 Разработка

 вопросов анке-

 ты «Что вы

 знаете о вреде

 курения».

 Выпуск агит.

Плаката «Брось  

 курить!».

  6

 Настроение и здоровье.

 Урок № 22.

 Что такое настроение?

 Урок № 23.

 Поведение и настроение в  

 школе и дома.

  Урок № 24.

 Практическая работа № 9.

 Овладение приемами ауто-

 тренинга.

  3ч.

  1ч.

  1ч.

  1ч.

 Актуализировать знания о психологии

 человека как существа социального, о  

 взаимосвязи настроения и поведения.

 Развивать умение работать  с учебно-справочной литературой, творческие способности.

 Воспитывать коллективизм, культуру

 здоровья.

 Что такое настрое-

 ние? От чего зави-

 сит настроение че-

 ловека? Факторы,

 улучшающие наст-

 роение человека.

 Связь настроения и

 поведения. Человек  

 и общество.Правила

 поведения в школе

 и дома.

Способность челове-

 ка контролировать

 свое поведение.

 Элементарные при-

 емы аутотренинга.

 

 Практическая

 работа № 9.

 Знать причины

 плохого настрое-

 ния,правила поведения в школе и дома.

 Уметь управлять

 собой, применяя

 приемы аутотре-

 нинга.

 Выпуск агит.

 плаката

 «Кодекс чести

 ученика».

 Выпуск сан-

 бюллетня

 «Приемы

Аутотренинга»

  7

Урок № 25

 КВН «За здоровый образ    

 жизни».

  2ч.

 Обобщение полученных знаний.

 Развитие  творческих способностей.

 Воспитание коллективизма.

 Здоровье организма

 - в руках человека.

  КВН.

 КВН для уч-ся

 5 – 7 классов.

8

Урок №26,27,28,29,

30,31,32

Подвижные игры на улице

Воспитание уважение друг другу

Здоровье организма

 - в руках человека

Игры на внимания

Самостоятельно провести подвижные игры

                   

Технические средства обучения

Компьютер, видеопроектор, магнитофон

ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Учебные пособия:

Программно методические материалы «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010. – 181 с.