Рабочая программа по внеклассному занятию
«Я и мое здоровья» в 5 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана на основе:
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Актюбинская школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстана, утвержденной и введенной в действие приказом №
1
г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях,
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 1 урок в неделю. (1 час в неделю).
Своеобразие данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушением интеллекта 11-13 лет.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Я и мое здоровье» нацелен на формирование ученика с ОВЗ на ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Цель:
Научить учеников быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Обобщить и расширить знания учащихся о строении и функциях человеческого организма.
Создать условия для формирования и развития у обучающихся:
- практические умения в ходе проведения и выполнения практических работ;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений
работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- наблюдать и изучать явления, происходящие в жизни человека;
- описывать результат наблюдений;
- выдвигать гипотезы;
- обсуждать результаты практических работ, участвовать в
дискуссии;
- проводить анкетирование и социологические опросы;
- оформлять наблюдения в виде плакатов.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- правилах пользования предметами личной гигиены;
- правилах профилактики заболеваний;
- оказания I-ой медицинской помощи.
Занятия по здоровому образу жизни несут прежде всего профилактическую
функцию и требуют соблюдения определённых принципов.
Задачи:
- формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как
к важнейшей социальной ценности;
- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья,
безопасного и ответственного поведения;
- закрепления гигиенических навыков и привычек;
- приобщение к разумной физической активности;
- обеспечение физического и психического саморазвития;
- формирование у учащихся мотивационной сферы гигиенического
поведения, безопасность жизни, физического воспитания;
- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам
поведения.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. На уроках здоровья оценок нет. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не следует отрицательно реагировать на их ответы. Нужно быть всегда доброжелательным, выслушивать ответы, не показывая своего несогласия с позицией ребёнка.
Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса.
Достижение намеченных образовательных результатов фиксируется на полноте и правильности выполнения обучающимися заданий, выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности, по становлению экологической культуры обучающихся.
Завершается обучение курса итоговым занятием «Я и мое здоровье» по проблемам здоровья обучающихся и окружающей среды, подготовленной учащимися под руководством классного руководителя, медицинского работника школы, актива родителей.
Изучение курса «Я и мое здоровье» будет способствовать развитию кругозора обучающихся, их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, участию молодежи в реальном улучшении окружающей среды, совершенствованию своего образа жизни.
ПРОГРАММА
«Я и мое здоровье» 5 КЛАСС.
Введение – 1ч.
Содержание, цели и задачи курса .
Место человека в живой природе. Значение здоровья человека для общества. Организм человека.
Практическая работа № 1. Взвешивание и измерение организма человека. Занесение антропометрических данных в «Индивидуальный паспорт здоровья».
Вода и здоровье ученика – 5ч.
Актуализация знаний: Значение воды для здоровья человека.
Закаливание водой. Значение гигиены тела для здоровья.
Правила безопасного поведения на воде.
Практическая работа № 2. Подвиджные игры
Закаливание и здоровье – 3ч.
Актуализация знаний: Виды закаливающих процедур.
Значение закаливания для организма. Закаливание воздухом и солнцем. Гигиена закаливания. Значение физической культуры для здоровья человека.
Практическая работа № 3. Составление памятки «Правила закаливания».
Забота об организме человека – 15ч.
Актуализация знаний: Профилактика заболеваний глаз.
Значение и гигиена питания. Уход за зубами. Уход за ушами.
Забота о коже. Сон и здоровье. Скелет – опора организма.
Предупреждение плоскостопия, искривление позвоночника.
Практическая работа № 4. Разучивание точечного массажа.
Практическая работа № 5. Определение срока годности продуктов, состава продуктов.
Практическая работа № 6. Составление примерного дневного меню.
Практическая работа № 7. Определение плоскостопия.
Экскурсия в школьную столовую.
Вредные привычки – 4ч.
Актуализация знаний: Что такое вредные привычки.
Влияние курения и алкоголя на организм человека.
Влияние наркотиков на организм.
Практическая работа № 8. Социологический опрос «Что вы знаете о вреде курения?».
Настроение и здоровье – 3ч.
Актуализация знаний: Что такое настроение? Настроение в школе и после школы. Поведение в школе.
Практическая работа № 9. Овладение приемами аутотренинга.
Тематическое планирование для 5класса
№ п/п
Темы занятий
Ко-во
часов
Цель
Содержание
учебного
материала
Методы
обучения
Формы
организации учебных занят.
ЗУН
уч - ся
Форма
контроля
Дата
план
факт
1
Введение
1
Актуализировать знания уч-ся о месте
человека в живой природе, науках,
изучающих человека.
Способствовать развитию познавательных
интересов и творческих способностей.
Воспитывать коммуникативные качества
личности и научное мировоззрение.
Подвести уч-ся к пониманию важности
изучаемого материала.
Место человека в
живой природе.
Анатомия,
физиология,
гиена человека.
Значение здоровья
чело века для
общества.
Антропометричес-
кие данные
человека
Беседа,
рассказ,
диалог,
сравнение
описание
Экскурсия в каби-
нет мед. сестры.
Практич. раб. №1
Измерение антро-
пометрических
данных
Понимать роль
каждого человека
в сохранении
собственного
здоровья и здо-
ровья окружаю-
щих. Уметь измерять антропом.
данные, наблю-
дать, сравнивать.
Владеть научной
терминологией.
Включение
каждого уче-
ника в работу.
Заполнение
«Индивидуаль-
ного паспорта
здоровья».
2
Вода и здоровье человека.
Урок № 1.
Солнце, воздух и вода – на-
ши лучшие друзья.
Урок № 2.
Гигиена тела.
Урок 3.
Закаливание водой.
Урок № 4.
Правила безопасного пове-
дения на воде.
Урок №5.
Игры и упражнения на воде.
5ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Актуализировать знания о значении воды для здоровья человека, значение закаливания водой.
Способствовать выработке умений и
навыков гигиены своего организма.
Обеспечивать развитие познавательного
интереса.
Воспитывать научное мировоззрение,
стремление к здоровому образу жизни.
Научить правилам безопасного поведения на воде, играм и упражнениям на воде.
Развивать и воспитывать
коммуникативные качества личности.
Значение воды для
здоровья человека.
Закаливающие
водные процедуры.
Эстетические
составляющие
гигиены тела.
Методика закалива-
ния водой Порфирия
Иванова.
Беседа,
рассказ,
наблюде-
ние, срав-
нение,
работа со
словарем.
Частично-
поиско-
вый.
Самостоятельная
работа в группах.
Составление па-
мятки «Правила
безопасного пове дения на воде».
Практич. раб.№2
Разучивание игр и упражнений на
воде.
Просмотр
видео. фильма.
Понимать роль
воды и закалива-
ния для здоровья
человека.
Уметь проводить
водные закалива-
ющие процедуры,
наблюдать,
сравнивать.
Заполнение
Индивидуаль-
ного паспорта
здоровья».
Выпуск
агит.плаката.
3
Закаливание и здоровье.
Урок № 1.
Значение закаливания для
организма. Виды закалива-
ния. Гигиена закаливания.
Урок № 2.
Значение физической
культуры для закаливания. Разучивание подвижных игр
Урок № 3.
Практическая работа «Сос-
тавление памятки «Правила закаливания»».
Викторина «О пользе
закаливания».
3ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Актуализировать знания уч-ся о значении
и видах закаливающих процедур,
иммунитете.
Развивать умения выбирать наиболее приемлемые для себя виды закаливания.
Развивать творческие способности уч-ся.
Воспитывать культуру здоровья.
Значение закалива-
ния для организма
человека. Виды
закаливания.
Историческая
справка о создании
системы закалива-
ния. Правила зака-
ливания. Значение
игры и физической
культуры
в закаливании
организма.
Беседа,
диалог,
разучива-
ние комп-
лексов утренней зарядки.
Иллюстра
тивно-объ-
яснитель-
ный: рабо-
та с учеб-
ными таб-
лицами.
Фронтальная и
групповая работа.
Составление вопросов анкеты.
Практич.раб.№3
«Составление памятки «Правила закаливания»
Практич.раб.№4
«Точечный мас-
саж».
Понимать роль
закаливания в
укреплении здо-
ровья человека.
Уметь примнять
и выбирать зака-
ливающие проце дуры, работать в
группе.
Викторина
« О пользе
закаливания».
4
Забота об организме
человека.
Урок № 1.
Глаза-главные помощники
человека. Как мы видим.
Урок № 2.
Заболевания глаз.
Профилактика глазных
заболеваний,
предупреждение
близорукости.
Урок № 3.
Зубы человека: молочные
и постоянные.
Урок № 4.
Уход за зубами.
Урок № 5.
Питание - необходимое ус-
ловие для жизни человека.
Состав продуктов.
Урок № 6.
Что значит «правильно пи-
таться?». Нормы питания.
Режим питания.
Урок № 7.
Здоровая пища для всей
семьи.
Урок № 8.
Экскурсия в школьную сто-
ловую. Знакомство со способамии приготовления пищи, составлением меню.
Урок № 9.
Практическая работа № 6.
«Составление примерного
дневного меню».
Урок № 10.
Уход за ушами.
Урок №11.
Строение и значение кожи.
Забота о коже.
Урок № 12.
Возрастные изменения ко-
жи. Применение космети-
ческих средств.
15ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
.
1ч.
1ч.
1ч.
Актуализировать знания о строении орга-
низма человека, функциях организма.
Обеспечить развитие мыслительной
деятельности и познавательного интереса.
Обучить мерам профилактики заболеваний
организма и оказания I-ой помощи.
Воспитывать гигиенические привычки,
культуру здоровья.
Строение органа
зрения. Формирова-
ние изображения на
сетчатке.
Заболевания глаз:
коньюктивит, ката-
ракта,глаукома,даль
нозоркость,близору-
кость.Корректиров-
ка зрения.Подбор
очков и линз, и
уход за ними.
Строение зубного ап
парата человека.По-
нятие о молочных и
постоянных зубах.
Сходство зубов чело
века и млекопита-
ющ.животных. Взаимосвязь строе-
ния зубов с их функциями.
Уход за зубами.Пра-
вила выбора зубной
щетки и зуб.пасты.
Значение жевательн.
резинки в гигиене
полости рта.
Значение пищи для
организма человека.
Состав продуктов.
Люди-вегетарианцы
Что такое «диета»?.
Правила и нормы
питания. Режим пи-
тания людей разно-
го возраста.
Сроки хранения продуктов. Применение фруктов и овощей.
Вред «фаст-фудов».
Необходимость теп-
ловой обработки
продуктов питания.
Способы сохране-
ния полезных св-в
продуктов. Техноло-
гия приготовления
некоторых блюд.
Методика составле-
ния меню.
Дневной набор про-
дуктов. Калорий-
ность продуктов.
Сбалансированность
меню.
Стороение слухово-
го аппарата.
Уход за ушами.
Профилактика
отитов и глухоты.
Строение и значе-
ние кожи. Оказание
помощи при повреж дениях кожи.
Возрастные измене-
ния кожи.«Юношеские» угри, типы кожи
Виды косметических
средств, правила их
применения.
Иллюстра-
тивно-объ
яснитель-
ный:
беседа,
работа с
учебными
таблицами.
Частично-
поисковый,
исследова-
тельский.
Фронтальная,
групповая
работа.
Работа в парах.
Работа в группах
по инстр.карте.
Групповая
работа.
Фронтальная,
групповая работа.
Групповая работа
по инструктивной
карте.
Практич. раб.№ 5
«Определение срока годности продуктов, состава продуктов».
Экскурсия.
Практическая
работа № 6.
Фронтальная,
групповая работа.
Фронтальная,
групповая работа.
Фронтальная,
групповая работа.
Знать элементар-
ное строение че-
ловеческого орга низма, причины
возникновения
болезней тех или
иных органов,
меры профилакти ки болезней.
Уметь оказывать
I-ю помощь при
заболеваниях,
проводить профи лактическую
работу.
Заполнение
«Индивидуаль-
ного паспорта
здоровья».
Заполнение
«Индивидуаль-
ного паспорта
здоровья».
Выпуск сан-
бюллетеня
«Уход за
зубами».
Заполнение
«Индивидуаль-
ного паспорта
здоровья».
Рекомендации
«Правильное
питание уч-ся
12 – 13 лет».
Таблица
«Содержание
витаминов в
продуктах
питания».
Примерное
дневное меню.
Памятка по
уходу за
ушами.
Викторина
«Свет мой
зеркальце
скажи».
Урок № 13.
Скелет – наша опора.
Урок № 14.
Правильная осанка – что
это?
Урок № 15.
Практическая работа № 7.
Определение плоскостопия.
1ч.
1ч.
1ч.
Строение скелета
человека,
приспособления
к прямохождению.
Правильная осанка.
Искривления позво-
ночника, их опреде-
ления. Профилакти-
ка искривлений поз-
воночника. Правила
посадки за партой.
Плоскостопие. Пра-
вила определения
плоскостопия. Про-
филактика плоскос-
топия
Частично-
поисковый
исследова-
тельский.
Работа в парах по
инструктивной
карте.
Работа в парах по
инструктивной
карте.
Практическая
работа № 7.
«Определение
плоскостопия».
Заполнение
«Индивидуаль-
ного паспорта
здоровья».
Заполнение
«Индивидуаль-
ного паспорта
здоровья».
Заполнение
«Индивидуаль-
ного паспорта
здоровья».
5
Вредные привычки.
Урок № 16
Что такое вредные привыч-
ки?
Урок №17
.Влияние курения на
организм человека.
Урок № 18.
Влияние алкоголя на
организм человека.
Урок № 19.
Влияние наркотиков на
организм человека.
Урок № 20.
Практическая работа № 21.
Социологический опрос.
4ч.
1ч.
1ч
1ч.
1ч.
Актуализация знаний о привычках челове-
ка, условность деления на «вредные и по-
лезные привычки».
Влияние вредных привычек на организм
человека.
Развивать умение противостоять вредным
привычкам, творческие способности.
Воспитывать нетерпимость к «вредным
привычкам», культуру здоровья.
Вредные привычки-
что это?Влияние ку рения на организм
человека. Заболева-
ния курильщиков:
гангрена, туберку-
лез, бронхит.
Почему люди упот-
ребляют спиртные
напитки. Влияние
алкоголя на орга
низм человека.
Виды наркотиков.
Влияние наркотиков
на организм челове-
ка. Профилактика
наркомании,курения
и алкоголизма.
Анкета «Что вы
знаете о вреде
курения»
Фронтальная,
индивидуальная
работа
Практическая
работа № 8.
Знать причины
возникновения
«вредных привы-
чек», их влияние
на здоровье
человека.
Уметь противос-
тоять пагубному
воздействию
вредных привы-
чек. Уметь прово дить интервью по
анкете.
Разработка
вопросов анке-
ты «Что вы
знаете о вреде
курения».
Выпуск агит.
Плаката «Брось
курить!».
6
Настроение и здоровье.
Урок № 22.
Что такое настроение?
Урок № 23.
Поведение и настроение в
школе и дома.
Урок № 24.
Практическая работа № 9.
Овладение приемами ауто-
тренинга.
3ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Актуализировать знания о психологии
человека как существа социального, о
взаимосвязи настроения и поведения.
Развивать умение работать с учебно-справочной литературой, творческие способности.
Воспитывать коллективизм, культуру
здоровья.
Что такое настрое-
ние? От чего зави-
сит настроение че-
ловека? Факторы,
улучшающие наст-
роение человека.
Связь настроения и
поведения. Человек
и общество.Правила
поведения в школе
и дома.
Способность челове-
ка контролировать
свое поведение.
Элементарные при-
емы аутотренинга.
Практическая
работа № 9.
Знать причины
плохого настрое-
ния,правила поведения в школе и дома.
Уметь управлять
собой, применяя
приемы аутотре-
нинга.
Выпуск агит.
плаката
«Кодекс чести
ученика».
Выпуск сан-
бюллетня
«Приемы
Аутотренинга»
7
Урок № 25
КВН «За здоровый образ
жизни».
2ч.
Обобщение полученных знаний.
Развитие творческих способностей.
Воспитание коллективизма.
Здоровье организма
- в руках человека.
КВН.
КВН для уч-ся
5 – 7 классов.
8
Урок №26,27,28,29,
30,31,32
Подвижные игры на улице
Воспитание уважение друг другу
Здоровье организма
- в руках человека
Игры на внимания
Самостоятельно провести подвижные игры
Технические средства обучения
Компьютер, видеопроектор, магнитофон
ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Учебные пособия:
Программно методические материалы «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010. – 181 с.